Константин РЫКОВ, медиаменеджер: 90% каталонцев проголосовали за независимость от Испании. Естественно, что Испания итоги референдума никогда не признает. Теперь в этой истории интересна сама процедура выхода. Как это будет происходить? Да никак.
Очевидно, что мирным путем не получится. Гражданская война? Тоже сомнительно. Ситуация тупиковая. Скорее всего, ничего вообще дальше не произойдет. Череда красочных митингов, фейерверки, столкновения с федералами, совместное распитие винишка.
Что это было? Перфоманс от европейской скуки. Источник
Екатерина ЧЕРКАСОВА, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН: Обе стороны совершенно недоговороспособны. А правительство Каталонии к тому же поставило свою политическую судьбу в зависимость от референдума – они с этого пути уже свернуть не могут. Источник
Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист: Своей косорукостью Рахой сделал все, чтобы облегчить каталонцам легитимизацию сепаратизма. Можно было ничему не мешать, зато вести напористую контркампанию.
Вместо этого половинчатые тырканья до первой крови привели к тому, что в референдуме приняли участие почти исключительно сторонники независимости, но явка на нем, хоть и меньше 50%, но достигла достаточно солидных значений, которые не выглядят в глазах мира совсем уж нелегитимными.
То есть не получилось ни политического, ни силового разгрома сепаратистов. Источник
Ирина АЛКСНИС, обозреватель РИА «Новости»: Что касается Каталонии, лично у меня подход простой.
За последние десятилетия Запад создал экспортный вариант своей демократии и начал его вывозить на внешние рынки. Но в силу пошедших несколько неконтролируемым образом мировых процессов начался реэкспорт этого экспортного продукта на внутренний рынок.
«Цветочки» данного процесса можно наблюдать уже повсеместно – от Швеции до Штатов. Теперь вот новое проявление в Каталонии.
Поскольку все эти страны мне чужие, то никакой эмоциональной вовлеченности в их процессы у меня нет. Есть только интерес внешнего наблюдателя, любопытствующего, с какой силой этот бумеранг в итоге прилетит к своему создателю. Источник
Семен УРАЛОВ, писатель, политолог: Парадокс референдума в Каталонии в том, что из него нет выхода с помощью современных политических инструментов. Миропорядок 20 века основан на том, что все страны по результатам Второй мировой и холодной войн загнали по национальным вагончикам с помощью военной силы, международного права и финансового капитала.
- СМИ: Власти Каталонии насчитали более 100% проголосовавших
- Источник: Каталония не останется автоматически в составе ЕС
- Не верю я в суверенную Каталонию!
А на дворе век 21-й. Поэтому выйдет Каталония из Испании – от разрыва экономических связей и коллапса административно-правовой системы пострадают все. Не получится с референдумом – противоречия внутри Испании будут только нарастать и выльются в еще больший кризис.
Единственный выход – договариваться. Пытаться нащупать ту грань суверенитета и минимальную глубину отношений центра и периферии. Источник
Владимир КОРНИЛОВ, политолог: Я вчера с любопытством наблюдал за реакцией вечных «защитников демократии» в Европе на события в Каталонии – всяких там Лукасов, Бильдтов, Верхофстадтов и пр.
Когда какой-нибудь несанкционированный митинг в Москве разгоняют, они порой чуть ли не стримят оттуда. Вон смотрите, как Верхофстадт оперативно и грозно осудил «арест Навального» в прошлую пятницу!
А вчера весь день молчали. Подозреваю, что ожидали, когда каталонцы начнут отвечать, чтобы потом «осудить обе стороны» (как они делали по поводу событий на Украине в 2013-м).
Поскольку каталонцы сдержались, некоторые из этих либералов вообще предпочли событий «не заметить», а тот же Верхофстадт выдал такое: «Я не хочу вмешиваться во внутренние дела Испании»!
Вот если где-нибудь на Манежной задержат кого-нибудь – вот тут-то мы все это услышим из уст данных господ! Источник
Андрей МАНЧУК, политолог: Число пострадавших от полицейского избиения каталонцев превысило 800 человек.
Просто сравните это с одной известной историей на Украине, когда милиция прогнала с площади юных националистов. И вы сразу прочувствуете на вкус лицемерие европейских властей. Источник
Захар ПРИЛЕПИН, писатель: А чего бы испанскому правительству не обратиться к Турчинову с просьбой разрешить ситуацию с Каталонией. Он напишет в Твиттере «С Богом!» – и погнали. Бам, ба-бах, ба-бах, за нашу и вашу свободу. В Европе все так делают. Или некоторые так делают.
(Теперь давайте мне про Чечню обязательно. Но я сразу скажу: мы ж дикари – дикари. А вы ж европейцы. Или нет? Ах, как много нам открытий чудных готовит новый европейский мир. Как все-таки интересно всё это наблюдать своими глазами).
Наши лучшие люди уже как-то комментируют происходящее? Или, как обычно, «это не моя страна»? Или, самый лучший вариант, «Каталония за свободу, а Крым и Донбасс – за рабство». И сразу – ноль вопросов. Логика!
...думаю, пора каталонский батальон формировать. Для обмена европейским опытом. Потому что европейцы тут – мы. Мы в авангарде Европы. Источник
Дарья ПЛАТОНОВА, журналист: Война этого референдума – война либерального бессильного правого центра, левого просоросовского Подемоса и леволиберального сепаратизма (также связанного с Соросом). Правой консервативной альтернативы этим силам нет. Единство страны возможно только при наличии идеологии, либерализм не может обеспечить территориальную целостность страны. Источник
Илья ПЕРЕСЕДОВ, журналист: Вопрос к юристам: если я скажу, что регулярно подумываю о целесообразности выхода Ленинградской области из состава России или обретения ею максимальной автономии, это уже экстремизм или еще нет? Источник
Руслан КОВАЛЕВ, блогер: По озвученной каталонским правительством позиции и тону сепаратистских СМИ сложилось впечатление, что они вполне готовы играть вдолгую. Испания изменит конституцию, как настойчиво предлагают «Граждане», а потом Каталония проведет еще один референдум. Такой сценарий тоже возможен. Но и отделиться прямо сейчас тоже попробуют.
Вопрос в том, как далеко они готовы идти, если Испания применит силу? Вооруженная борьба, или «не получилось, расходимся»? Источник