Взгляд
12 декабря, среда  |  Последнее обновление — 06:12  |  vz.ru
Разделы

«Солженицын» как пароль для русских

Дмитрий Ольшанский, публицист
Мне особенно приятно думать, что Солженицын – прожив всю свою длинную и невероятно увлекательную, как его книги, жизнь – так и остался именем вызывающим и раздражающим. Его по-прежнему жарко ненавидят ничтожества. Подробности...
Обсуждение: 89 комментариев

Почему украинские священники готовы к допросам в СБУ

Сергей Худиев, публицист, богослов
Картина «гэбня вызывает инакомыслящих на беседы» считалась частью советского прошлого – в противостоянии сторонникам «западного пути». Теперь поведение коммунистов воспроизводят «свои» в ходе осуществления западного проекта. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Макрон выполнил обещания и разочаровал избирателей

Екатерина Соколова, политолог, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ
Требования «желтых жилетов», несмотря на некоторую эклектичность, вполне себе характерный набор левопопулистских предложений, в то время как Макрон, несмотря на членство в социалистическом правительстве, больше тяготеет к правым подходам. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

    Владимир Путин посетил открытие памятника Александру Солженицыну

    Президент России посетил церемонию открытия памятника писателю Александру Солженицыну. Монумент был открыт в центре Москвы в столетнюю годовщину со дня рождения литератора и общественного деятеля
    Подробности...

    Названа самая красивая девушка мира

    На конкурсе «Мисс мира» определили самую красивую девушку 2018 года. Победительницей состязания стала 26-летняя жительница Мексики Ванесса Понсе, которая работает директором реабилитационного центра. Россиянка смогла войти лишь в 30-ку лучших
    Подробности...
    Обсуждение: 38 комментариев

    «Яндекс» представил новый телефон

    Компания «Яндекс» презентовала собственный смартфон с 5,65-дюймовым экраном с разрешением 2160 × 1080 точек. В гаджет встроен восьмиядерный процессор Qualcomm, 630,4 Гбайт оперативной и 64 Гбайт встроенной памяти. Продажи телефона начнутся 6 декабря
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Во Франции запретили митинги после стрельбы в Страсбурге

        Главная тема


        Юго-Восточной Азии нужна дешевая российская электроэнергия

        армия и вооружения


        Появилось видео падения ракеты во время учений на полигоне в Астраханской области

        «масса подозрений»


        Американские СМИ призвали не позволять «украинскому хвосту вилять американской собакой»

        вопрос дня


        Откуда возникло «удостоверение сотрудника Штази» на имя Путина?

        Видео

        «все пошло не так»


        «Гнивший под забором» поезд опозорил Украину

        начало мировой войны


        Британский адмирал задумался о действиях НАТО в случае войны между Россией и Украиной

        эпоха низкой инфляции


        Как будут расти цены в следующем году

        идеолог реформ


        Почему столь циничны слова Чубайса о «неблагодарности олигархам»

        использование феминитивов


        Как феминистки калечат русский язык

        Новая реальность


        Дмитрий Дробницкий: США и Китай развязывают «мировую цифровую войну»

        Украинские хроники


        Андрей Манчук: Почему в Киеве не любят парижский «Антимайдан»

        «срывает крышу»


        Виталий Лейбин: У нас часто вместо политической полемики возникают руины святой войны

        на ваш взгляд


        Нужна ли России военная база в Венесуэле?


        «Покаяние» режиссера Быкова и борьба за культурный суверенитет

        Олег Бондаренко, политолог, директор Фонда прогрессивной политики
           18 октября 2017, 17:50
        Фото: из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        С начала 1990-х в нашей стране государство отдает безусловное предпочтение вопросам собственности в ущерб всем прочим сферам жизни. Объекты материального достоинства заботят власть не в пример больше объектов достоинства общественного и культурного. Наверное, так и должно быть при капитализме, в эпоху которого мы так безудержно вступили с 1991 года.

        Но когда, сосредоточившись на бизнесе, российское государство чуть было не утратило контроль за политическими процессами и развитием гражданского общества в первой половине 2000-х, первый Майдан – «оранжевая революция» в соседней стране – заставил российских чиновников отвлечься на идеологию.

        После этого мы узнали о концепции «суверенной демократии» и «энергетической сверхдержавы», в стране возродилась молодежная политика – различного рода провластные движения стали хорошей школой для молодых ребят, некоторые из них сегодня стали уже губернаторами (например, Псковской области). Когда опасность отступила, государство снова забыло/забило на сферу идеологии.

        И тут на той же Украине случился уже второй – с приставкой «евро» – Майдан. Кремлю опять пришлось реагировать – с ночи закрытия сочинской Олимпиады началась «русская весна», вернувшая Крым и защитившая Донбасс. Государству снова пришлось вспомнить про идеологию – «русская реконкиста», «своих не бросаем» и прочее.

        При этом надо сказать, что российская элита, ставшая за эти десятилетия частью западного истеблишмента, уже довольно сильно сопротивлялась изменению правил игры. «Пармезаны на госслужбе» привыкли жить с семьей в Европе, работая в России. «Белоленточные» протесты, так же как и расследования их лидера Алексея Навального, подпитывались поддержкой конкурирующих правительственных кланов.

        Появилось даже устойчивое в политических кругах определение Навального как «самого дорогого мессенджера по передаче сообщений одних групп элиты другим».

        Казалось бы, уж столько раз наступая на одни и те же грабли, можно было понять, что без участия государства в созидании идеологии обойтись в нашей стране никак нельзя.

        Ан-нет,

        все время рыночные принципы норовят применить (и активно применяют) к сфере культуры.

        «Успешными» считаются проекты, одобренные либеральной тусовкой, типа «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова.

        И государство за пять лет тратит на них миллиард рублей. Либеральный мейнстрим в театре и кино давно уже стал самой настоящей диктатурой определенных деятелей искусства. И что самое ужасное, с согласия и потакания власти.

        Вы скажете, власть разнородна – и будете правы.

        Одни по незнанию или от невежества, другие из-за дефицита времени (из серии на культуру – по остаточному принципу), умные третьи – с умыслом поддерживая своих, в результате создали левиафана.

        Только, в отличие от одноименного фильма Звягинцева, это антигосударственный по духу, либерально-тоталитарный левиафан, диктующий свои правила всем, кто имеет наглость заниматься кино или театром в нашей (они говорят, «этой») стране.

        И вот среди этого заасфальтированного либеральными ценностями отечественного кинопространства вдруг произрос такой самородок, как Юрий Быков.

        Самобытный молодой режиссер, родом из Новомичуринска Рязанской области, снял несколько остросоциальных лент о торжестве несправедливости в России – фильмы «Майор» и «Дурак» повествуют о нравах глубинки, ее начальниках и блаженных, тех самых «дураках», которые хотят еще что-то изменить.

        На кинофестивалях в Венеции, Каннах и Берлине фильмы Быкова пришлись по вкусу просвещенным европейцам. Но, сдается мне, вовсе не из-за тех глубинных смыслов исконного русского правдоискательства, которое закладывал в них режиссер, а по другой причине.

        Как давно известно, депрессуха и безнадега русской провинциальной жизни, особенно если она обильно смочена кровью, потом и дерьмом, особенно ценится на Западе.

        Там за это дают «золотых львов», «пальмовые ветви» и прочие знаки избранности кинематографического мира, которые должны подчеркнуть невыносимую тяжесть бытия в дикой России одаренных режиссеров и хоть немного облегчить их тяжелую участь.

        После этого Быков снял превосходный сериал «Метод», вышедший на Первом канале. Долго снимал «Время первых», которое в итоге его продюсеры Тимур Бекмамбетов с Евгением Мироновым решили отдать другому режиссеру, начавшему работу с чистого листа. Перед этим собирался приступить к ленте о событиях 2014-го в Донбассе.

        Множество раз переписывал сценарии, но в итоге, в том числе и не в последнюю очередь под давлением того самого коллективного левиафана тоталитарных либералов, вынужден был отказаться от задуманного, даже несмотря на поддержку Фонда кино.

        Когда культура в нашей стране начинает жить по принципу «в Каннах не поймут» – то есть приоритетности чужого культурного суверенитета – это должно пугать Кремль не меньше угрозы утраты суверенитета экономического.

        Но до сегодняшнего времени пропаганда сексуальных извращений, приемов полного оголения и дефекации с обильным матом на сцене за государственный (наш с вами) счет считалась чем-то нормальным, чуть ли не элитарно одобряемым. Самый яркий пример – Кирилл Серебренников, который (и это признают в театральной тусовке все его коллеги) мухлевал с государственным финансированием, но срамные опыты которого при этом государство долго и обильно продолжало финансировать.

        И другой пример – актер Михаил Пореченков, которого перестали снимать практически все известные режиссеры после его знаменитой поездки в Донбасс.

        Но вернемся к Быкову. Последнее творение режиссера, восхитившее его подлинных поклонников, сериал «Спящие» вышел на прошлой неделе на Первом канале. Снятый по сценарию неплохо разбирающегося в теме писателя Сергея Минаева, «Спящие» описывает настоящие технологии подготовки «бархатных революций».

        Лента о противостоянии отдельных честных чекистов и того самого либерального левиафана в лице многочисленных журналистов-чиновников-галеристов-дипломатов и прочих. Прекрасная игра Игоря Петренко – исполнителя роли полковника Родионова, настоящего русского Джеймса Бонда.

        Сериал, говоря начистоту, в том числе и панегирик ФСБ. Ну а в чем, собственно, проблема? Почему снимать фильмы о доблестных агентах ЦРУ в Голливуде считается социально одобряемым, а делать картины про фээсбэшников не комильфо?

        С каждым днем показа картины травля Быкова в либеральных СМИ, соцсетях нарастала как снежный ком.

        Будто бы заработала та самая «фабрика троллей» (пользователей, пишущих за деньги с десятков различных аккаунтов одновременно) по уничтожению пробившегося сквозь либеральный киноасфальт талантливого русского режиссера.

        И вот уже Ирина Петровская (собственно, кто это?) щебечет на одной либеральной радиостанции что-то на тему «Быков, потупив взор, не знал, что ответить».

        И рефлексирующий художник не выдержал – опубликовал покаянное письмо, полное либеральных штампов вроде «сотен людей, пострадавших от произвола власти» и соответствующих признаний «я предал прогрессивное поколение, которое желало хоть что-то изменить в этой стране». Чувствуете новояз – «этастранство»? Даже лингвистически Быков перешел на лексику врага-левиафана.

        Будучи знаком с Юрой последние годы, несмотря на данное «покаяние», хотел бы защитить режиссера. Да, он поддался колоссальному прессингу, который на него обрушился, и не смог проявить устойчивость.

        Но скажите мне – а на кого ему опереться в этой ситуации?

        Может быть, у нас есть свои кинофестивали мирового уровня, не уступающие Берлинале и Каннам, в которое государство вкачивает деньги? Может быть, Министерство культуры поддерживает социальное кино о поиске справедливости, которого так не хватает нынешней молодежи? В конце концов, может быть, Мединский предложит Быкову возглавить Свердловскую/Ялтинскую или какую другую возрождающуюся киностудию?

        Ведь именно такими методами государство могло бы обеспечить суверенитет в культуре и не допустить в том числе культурных революций поколения, в ином случае взращенного предателями и пораженцами.

        Когда президент меняет губернаторов десятками, мы слышим с экранов телевизоров про эффективность, приток новой крови, призыв молодых и активных менеджеров в руководство регионов.

        Но если, Владимир Владимирович, Вы действительно хотите обновления страны, начните его с культуры – с важнейших из искусств. Пусть художники покажут нам образцы для подражания, примеры, на которые мы должны ориентироваться. И тогда страна действительно получит свежий ветер развития.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        «Солженицын» как пароль для русских

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        Мне особенно приятно думать, что Солженицын – прожив всю свою длинную и невероятно увлекательную, как его книги, жизнь – так и остался именем вызывающим и раздражающим. Его по-прежнему жарко ненавидят ничтожества. Подробности...
        Обсуждение: 50 комментариев

        Почему украинские священники готовы к допросам в СБУ

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Картина «гэбня вызывает инакомыслящих на беседы» считалась частью советского прошлого – в противостоянии сторонникам «западного пути». Теперь поведение коммунистов воспроизводят «свои» в ходе осуществления западного проекта. Подробности...

        Макрон выполнил обещания и разочаровал избирателей

        Екатерина Соколова, политолог, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ
        Требования «желтых жилетов», несмотря на некоторую эклектичность, вполне себе характерный набор левопопулистских предложений, в то время как Макрон, несмотря на членство в социалистическом правительстве, больше тяготеет к правым подходам. Подробности...

        «Жить не по лжи» мы реализовали с перехлестом

        Андрей Бабицкий, журналист
        Первой вещью, перевернувшей страну, стал «Один день Ивана Денисовича». Фигура Александра Солженицына давно стала и остается настоящим яблоком раздора для российской общественности. Факт этот легко объясним. Подробности...
        Обсуждение: 43 комментария

        Цукерберг строит идеальный тоталитаризм

        Екатерина Ракитина, к.ф.н., переводчик
        Письмо создателя соцсети Facebook Марка Цукерберга побудило многих впервые внимательно вчитаться в правила сообщества, с которыми все в свое время согласились автоматически, не изучая, – нажатием кнопки «Принять». И в правилах открылись бездны. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев

        Что общего у христианства и феминизма

        Максим Ваганов, публицист
        То, что понимают под словом «традиционализм», вовсе не есть традиция. «Традиционные» роли в семье, когда муж работает и в одиночку обеспечивает жену и детей, есть феномен относительно нового времени. Появился он тогда же, когда появился и средний класс. Подробности...
        Обсуждение: 27 комментариев

        Кровавое месиво с дикой душевной болью – это и есть русский рэп

        Эдуард Биров, журналист
        Это мычание берёт за душу молодых ребят, цепляет их, уводит за собой в «фиолетовый туман». Причиной тому – полная деградация массовой культуры. Мычание рэперов свежее и понятнее, чем коммерческая пошлятина российской эстрады. Подробности...
        Обсуждение: 45 комментариев

        США и Китай развязывают «мировую цифровую войну»

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        Арест топ-менеджера Huawei Менг Ваньчжоу в Канаде – грязный прием. Как, впрочем, и кража интеллектуальной собственности, а также нарушение санкций, за которые единогласно проголосовал Совбез ООН. Китай тоже знает толк в грязных приемах. Подробности...
        Обсуждение: 10 комментариев

        Народ с открытыми настежь дверями

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        Каждый народ в двадцатом веке нашел свой дом. У кого-то хороший, у кого-то плохой, но у каждого – свой. И только русский народ так и сидит на ступеньках казенной коробки с открытыми настежь дверями. Подробности...

        Почему с Трампом бесполезно разговаривать

        Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
        Да, нынешний хозяин Белого дома является прагматиком и не отягощен фобиями в отношении Москвы. Однако в то же время Трамп принципиально не готов принять новый многополярный мир, который строят Россия и Китай. Подробности...
        Обсуждение: 19 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............