23 мая, вторник  |  Последнее обновление — 23:25  |  vz.ru

Главная тема


«Декоммунизация» железной дороги Украине только навредит

жилищный вопрос


Медведев обозначил, насколько снизятся ставки по ипотеке

международные отношения


США отказались считать Украину союзником

финансовые ожидания


Россияне назвали желаемый доход на семью из трех человек

форум в турции


Грузинский вице-премьер вынужден оправдываться за фото с Медведевым

«бесшабашность и героизм»


Украинский журналист сообщил о продвижении ВСУ на Светлодарской дуге

скандинавская паранойя


Шведская «репетиция войны с Россией» скорее напоминает спектакль

попросту исчезли


Европа потеряла десять тысяч детей и готовится к худшему

«Россия накапливает силы»


Украинский дипломат предсказал поворот в судьбе «нормандского формата» и «Минска-2»

«украинский кадавр»


Антон Крылов: Уничтожить экономику, язык, историю, культуру, традиции. А дальше?

Протоколы кремлёвских мудрецов


Дометий Завольский: Мы имеем дело с двумя разными русофобиями

Импичмент Трампа


Дмитрий Дробницкий: Это не что иное, как попытка силового захвата власти

на ваш взгляд


Правильно ли сделал миллиардер Усманов, публично обратившись к блогеру Навальному?


Соврискнем?!

Иван Демидов, председатель президиума Фонда развития современного искусства
   12 января 2017, 12:40

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Давайте поговорим о картинках. У современного искусства много ипостасей – но сегодня поговорим о самом зрительски понятном направлении.

«Государство не должно любить совриск. Массы не должны любить совриск. Пусть стоят в очереди на Серова и Айвазовского»

Итак, о картинках. Это когда берется холст, картон, доска, бумага, стена, экран и тушью, карандашом, темперой, маслом, кровью...

Рубрика «Мнение» не подразумевает иллюстраций, поэтому поговорим.

В Москве на Тверской, 21 в Музее современной истории России с успехом проходит выставка современного искусства «Актуальная Россия. Среда обитания».

Представлены работы Павла Пепперштейна, Гора Чахала, Дмитрия Каварги, Виталия Пушницкого, Андрея Гросицкого, Валерия Чтака, Павла Отдельнова, Рината Волигамси, Игоря Пестова, Олега Хвостова, Дианы Воубы, Алексея Беляева-Гинтовта и многих-многих других.

«О других эпохах мы судим по искусству, о нашей – по заголовкам газет; попробуем сменить оптику!» – звучит в анонсе проекта.

Я думаю, «совриск» (современное искусство) – это передовая культурного фронта в битве за образ будущего. Сегодня сама философия, которая в сражении за умы одержала в Новое время победу над богословием, пасует перед сверхмодным и сверхактуальным совриском.

Современное искусство мгновенно отображает любой дискурс – этический и эстетический, идеологический и политический.

Давайте говорить честно. Политический – главным образом.

Сегодняшние идеологи современного искусства легко вступают в дискуссию о свободах, но при этом термином «независимый и актуальный» называют лишь то, что соответствует определенной идеологии.

На ваш взгляд

 
Какие виды вмешательства общественных активистов в культурную жизнь вы могли бы одобрить, если разделяете их позицию?









Можете выбрать несколько вариантов ответа
Обсуждение: 77 комментариев
Вернемся к выставке. К картинкам.

Совриск освоил новую площадку. Это хорошо?

Шестьдесят художников, как хорошо известных, так и начинающих и перспективных, со всей России выставили последние и актуальные работы – тоже хорошо?

Впервые за полвека министр культуры не только пришел на выставку актуального искусства, не только публично рекомендовал ее к обязательному посещению, но и поручил рассмотреть вопрос закупки этих работ. Больше того, попросил продлить выставку еще на месяц! Казалось бы, куда уж лучше?

Хорошо. Для многих. Но, как говорится, есть и особое мнение.

Процитирую фрагмент поста одного из художников, участника выставки: «Актуальная Россия» висит уж две недели, а рецензиям, комментам, всхлипам и выкрикам несть числа. Даже не припомню такого. Похоже, куратору удалось развернуть острие провокативности в саму толщу арт-сообщества... Вой стоит как в ночном лесу». Конец цитаты.

Категорически не устроил «ряд представителей просвещенной общественности» статус организаторов.

Совриск привык к скандалам. Зритель приучен к слову «провокация».

Однако в этот раз нет на выставке ни попранных государственных флагов, ни чучел животных на Рафаэле, ни членовредительства молотком, ни поджогов. И откуда скандал, и с чего вдруг ажиотаж – со стороны непонятно. Зато в общем потоке всей этой даже не критики – пламенного шельмования – отчетливо слышен общий мотив.

«Государство не должно любить совриск. Массы не должны любить совриск. Пусть стоят в очереди на Серова и Айвазовского. Современное искусство – для элиты. Для избранных. Но уж если и учить простой народ совриску, то только под нашим контролем и с нашим пониманием того, «что есть истина»!

Это очень напоминает историю публичного интернета. Пока сетевое пространство было уделом избранных либералов – свобода без ограничений. Только вспыхнет в комментариях и соцсетях «восстание масс» – призыв к запретам и блокировкам. Не для плебса делали. Не для Трампов и RT.

Существует большой соблазн ответить на критику и углубиться в частности. Ловить на неточностях и передергиваниях, уточнять критерии и формулировки, попенять на недопустимо высокомерный, хамский тон... Ну, да Бог с ним. Делать это бессмысленно и бесполезно, поскольку ясен мотив недовольных.

«Вторжение» государства на территорию совриска вызывает понятный страх лишиться уютной монополии.

Страх порождает поток неаргументированной и эмоциональной критики. Вплоть до угроз лишить художника права считаться не только «современным», но даже «хорошим». Но это, мягко говоря, смешно, коллеги.

У государства во многих направлениях его работы есть такая устойчивая директива – «обеспечить широкий доступ».

И обеспечивает – десятками институций, сотнями проектов, событий, мероприятий, выставок и фестивалей современного искусства. Так что с прежними идеологическими и вкусовыми монополиями можно распрощаться.

Мы, создатели выставки, не можем прибегнуть в ответ на критику к расхожему аргументу «не нравится – не смотри».

Во-первых, это входит в смысловое противоречие с понятием «выставка», а во-вторых, «осуществление просветительской деятельности» записано первой целью в уставе любого государственного музейного учреждения России.

Любой призыв сегментировать аудиторию, делить зрителей на «правильных» и «неправильных» – это если не саботаж, то цензура – пострашнее «казаков на выставке». Не наш метод.

Мы рады всем зрителям: любящим и скептически настроенным, понимающим и готовым категорически все отвергнуть.

И вы, дорогие критики, приходите еще. Вы же поджигать ничего не будете? Мочой плескаться на работы коллег? Приходите! Выставка продолжается!

Совриск теперь общий.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Арно Дюбьен: Чем удивит новый президент Франции

Главный вызов сейчас для Эммануэля Макрона – это закрепить победу на парламентских выборах. Как же эволюционирует политическая ситуация во Франции после формирования нового правительства и выборов в парламент, которые пройдут в два тура 11 и 18 июня? Подробности...

Сергей Худиев: Это результат согласия между католиками и православными

Прибытие мощей святителя Николая в Москву привлекло общее внимание и вызвало самые разные реакции – от восторга до раздражения, от глубокой вовлеченности до полного непонимания. Мне стоит попытаться рассказать о том, как это событие выглядит в глазах верующих. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Антон Крылов: Кадавр, удовлетворенный полностью

Почему Украина идет по пути, показавшему свою не просто бессмысленность, а вредоносность? Однозначно ответить на подобный вопрос сложно. Есть две равновероятные версии, одинаково неприятные. Подробности...
Обсуждение: 79 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Как относиться к госперевороту в Вашингтоне?

Как нам относиться к событиям в заокеанской сверхдержаве? Приведу пять соображений, которые, как мне кажется, важны для сохранения здравого взгляда на перспективы американской политики. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Дометий Завольский: Протоколы кремлёвских мудрецов

На Западе мы сталкиваемся с двумя разными русофобиями. «Русофобия-2» – это фобия в прямом смысле: плохо обоснованный, на грани иррационального, страх перед малопонятной угрозой. Однако мы имеем дело еще и с «русофобией-1». Подробности...
Обсуждение: 78 комментариев

Лев Пирогов: Роботам демократия не нужна

Человек будущего будет похож на древнегреческого «свободного гражданина». Труд рабов (в нашем случае – роботов) вроде бы высвобождает время для занятий искусствами, философией, физической культурой. Но мы предпочтем играть. Почему? Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Сергей Шмидт: Вообще никакой оценки помощи Советскому Союзу

Читал написанную «американцем для американцев» «Историю Америки» (учебник «для массового пользования»). То, как по-разному конструируется история в школьных учебниках в разных странах, – тема в чем-то более увлекательная, чем сама история. Подробности...
Обсуждение: 194 комментария

Владимир Ларин: Политическая встряска небывалых масштабов

Избрание президентом Эммануэля Макрона преподается как стремление французов к «модернизации политической жизни». Насколько появление этой фигуры во французском политическом спектре будет действительно связано с обновлением? Подробности...

Андрей Бабицкий: Исповедь олигарха

В поражающем воображение ролике Алишера Усманова центральной интригой оказалось вовсе не то обстоятельство, что он адресован Алексею Навальному, хотя здесь тоже есть о чем поговорить. Подробности...
Обсуждение: 298 комментариев

Сергей Лукьяненко: «Идите на завод» и «за бутылку выточит»

Есть удивительные люди – которым «это просто». В первый раз в концентрированном виде я столкнулся с ним, покупая лет семнадцать назад квартиру в Москве. Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............