Немногие готовы идти ясным путем

@ tvkultura.ru

7 апреля 2015, 08:02 Мнение

Немногие готовы идти ясным путем

Но если мы не готовы пройти через эту виртуальную боль, чтобы познать Бога и оказаться на Небе, то как мы можем быть достойны той реальной боли, которую Он испытал за нас на земле?

Аркадий Малер

философ, исследователь и преподаватель истории христианской философии

В Страстную седмицу не хочется о чем-либо долго и занудно полемизировать, тем более что последние дни, как всегда, «в разгар Великого поста», в орторунете взорвалось несколько важных споров, которые неизбежно продолжатся не только после Пасхи, но и до конца времен.

Но какими бы различными ни были предметы этих споров, все они связаны с тем, что одна из сторон очень хочет «легитимировать» в православном сознании свои определенные пристрастия как необсуждаемые и всем очевидные ценности.

На первый взгляд, это желание вполне естественно: абсолютное большинство людей выросли с «само собой разумеющимися» неотрефлексированными представлениями о том, что есть такие ценности, как «свобода» или «духовность», «творчество» или «традиция», «прогресс» или «патриотизм» и т.д. И от того, что они нам кем-то внушены, будь то родителями или школой, властной пропагандой или оппозиционной тусовкой, а нами самими никак не осмыслены, они еще совсем не обязательно должны быть ложными. Но если эти внушенные ценности в нашем сознании не имеют внятного обоснования с точки зрения православного вероучения, то эти ценности – ложные.

И тут никакие сильные эмоции и непредсказуемые риторические ходы не помогут, если есть задача соответствовать Истине, а не произвести дешевый или очень дорогой эффект на незамысловатую публику. Если же есть задача соответствовать Истине, то есть Богу, то мы имеем вполне конкретные критерии узнавания Его оценки чего-либо: это богодухновенное учение Его Церкви, изложенное в Писании и Предании, причем во всем его внутренне непротиворечивом целом.

Казалось бы, «все очень просто», и нужно лишь углубить свое богословское образование, тем более что это дело приятное и полезное. Но нет – немногие готовы идти этим ясным путем, и сразу хочется найти причину этой неготовности в каком-то страшном пороке, вплоть до сознательного желания «не мытьем, так катаньем» провести в Церковь свою ересь. Не будем делать столь поспешных выводов, к тому же на Страстной седмице.

Есть и гораздо более простые, по-человечески понятные мотивы: многим людям просто больно расставаться со своими прежними привычными представлениями, особенно когда на них была построена вся жизнь.

Как признавался Бердяев в «Самопознании», ему было «больно» читать историю догматических споров: христианство так прекрасно, так чудесно, так человечно, прозрачно, а тут вдруг какие-то отвлеченные споры.

По этому поводу стоит констатировать банальность: реальное обожение невозможно без аскезы, которая всегда дискомфорт и боль, а подлинная аскеза – это, прежде всего, аскеза ума – метанойя. Да, расставаться с прежде дорогими и комфортными представлениями, идеями и мыслями – это очень больно. Но если мы не готовы пройти через эту виртуальную боль, чтобы познать Бога и оказаться на Небе, то как мы можем быть достойны той реальной боли, которую Он испытал за нас на земле?

Источник: Блог Аркадия Малера

..............