25 февраля, воскресенье  |  Последнее обновление — 06:05  |  vz.ru
Разделы

А может, не нужно России быть сверхдержавой?

Антон Крылов, журналист
Прежде чем давать достойный ответ американцам в стиле запорожцев «свиняча ти морда, кобиляча срака», хорошо бы понять, что мы сами имеем в виду, когда уверенно отвечаем на вопрос «А нужно ли России быть сверхдержавой?». Подробности...
Обсуждение: 363 комментария

Втянуть Церковь в выборы

Роман Силантьев, религиовед, доктор исторических наук, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора
Церковь заняла позицию дружественного нейтралитета по отношению ко всем кандидатам, потому что любой кандидат заинтересован в явке. А какую позицию заняли господа оппозиционные кандидаты? Ограничимся наиболее заметными из них. Подробности...
Обсуждение: 59 комментариев

Любой вправе считать свой народ носителем хамства, наглости, злобы. Но

Сергей Лукьяненко, писатель
Любой человек вправе считать свою страну и ее народ носителями хамства, наглости, злобы и т.д. И нельзя за это преследовать, лишать гражданства и бить в подворотне. Но должна быть и ответная любезность для сохранения равновесия в природе. Подробности...
Обсуждение: 169 комментариев

    Российские фигуристки завоевали золото и серебро на Олимпиаде

    Олимпийской чемпионкой в женском одиночном катании стала россиянка Алина Загитова. Двукратная чемпионка мира Евгения Медведева завоевала серебро. Причем разница в результатах Загитовой и Медведевой составила всего 1,31 балла
    Подробности...

    В Калужской области на Масленицу спалили «католический храм»

    Блогеров шокировало сожжение «католического храма» в Калужской области. Так выглядел перформанс в парке «Никола-Ленивец» по случаю Масленицы. В РПЦ уже выразили свое возмущение. Актер Максим Галкин задался вопросом, не нарушает ли этот перформанс статью УК о запрете богохульства
    Подробности...
    Обсуждение: 36 комментариев

    В американской школе произошла новая массовая бойня

    Во время стрельбы в средней школе Marjory Stoneman Douglas во Флориде погибли 17 человек. В стрельбе подозревают 19-летнего Николаса Круза. Это бывший ученик школы, которого исключили по «дисциплинарным причинам». Перед тем как начать стрельбу, он включил пожарную тревогу, создав хаос в здании
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Россиянам запретили участвовать в закрытии ОИ под национальным флагом

        Главная тема


        Американцы замаскировали свой провал бойкотом

        «Позвольте напомнить»


        Российское посольство исключительно вежливо ответило Джонсону по поводу Крыма

        6 тыс. доз


        Немецкий борец с допингом решил разоблачить норвежских «астматиков»

        «в отличие от»


        В Госдуме парировали заявление Трампа о «позоре» России

        эффектный жест


        Переброска Су-57 в Сирию несет в себе значительный риск

        «новая революция»


        Чалый рассказал о Русской весне и «цене колбасы»

        новый уровень


        Хейли заявила о «боевых действиях» России против США

        ставит под вопрос


        Британский флот оказался неспособен сопровождать российские корабли

        кричат о провокации


        В деле Крушельницкого требуется вмешательство контрразведки

        «Промысел Божий о России»


        Андрей Бабицкий: Русский человек возвращается к умению жить, любить и радоваься

        «хамство, наглость, злоба»


        Ирина Алкснис: Алексей Серебряков вовсе не является каким-то выродком и ренегатом

        допинг в керлинге


        Эдуард Биров: Они будут бить до конца. Над нами не просто издеваются – это побочная задача

        на ваш взгляд


        В США заявляют, что «не допустят возвращения России статуса сверхдержавы». А нужно ли России быть сверхдержавой?


        Другие в заявленное «многообразие» не вписываются

        Татьяна Шабаева, журналист, переводчик
           21 октября 2015, 09:25
        Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        «Единство – в многообразии, Ответственность – в свободе, Устойчивость – в развитии» – этими словами начинается обобщающий текст, который его авторы считают манифестом гуманистической педагогики, предполагая здесь взгляд в будущее.

        «В качестве первичного блага они продают «неповторимую индивидуальность»

        Я подумала, что мне показалось. Я знала эти слова. Уже читала их, такие же безапелляционные и малоосновательные. И я вспомнила, где. Это были «три партийных лозунга»: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила».

        Да, это был Оруэлл. С этим удивительным фактом пришлось смириться, потому что из-за уровня аргументации проглянул и «белый фасад министерства правды». Такой:

        «Мир меняется быстро.

        Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Меняются даже модели самих изменений. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично.

        Школа меняется медленно.

        Она отстает от современности. И последствия затрагивают всех. Школа или готовит человека к переменам, приучает к разнонаправленности происходящих перемен, или оставляет выпускника один на один с новым и неожиданным. Часто последствия этого ступора печальны: ностальгия по прошлому, аллергия на все новое, отказ от развития, обожествление идеи безопасности (не условия нормальной жизни, а ее единственной цели!). Мы наблюдаем бегство от свободы, скатывание в архаику, консолидацию на почве страха, поиск врагов и виноватых».

        Почему девизом школьного образования должны быть перемены, а не традиция? (Фото: Geovien So/Barcroft Media/ТАССС)
        Почему девизом школьного образования должны быть перемены, а не традиция? (фото: Geovien So/Barcroft Media/ТАССС)

        Возникает много вопросов, которые в рамках манифеста не получают даже приблизительного ответа.

        Почему ностальгия по прошлому – это скверно, печально?

        Почему новое – это непременно хорошо? Может ли быть такое новое, аллергия на которое будет защитной реакцией организма?

        Почему там, где ностальгия, должен быть и «отказ от развития»?

        Что такое «нормальная жизнь» в мире, который меняется так стремительно, что спрогнозировать его изменения невозможно («все непредсказуемо»)?

        Если мы не можем предсказывать изменения мира – почем мы знаем, быть может, «скатывание в архаику», что бы это ни значило, это и есть нормальная тенденция изменений?

        Если есть страх, то почему не должно быть консолидации на почве страха? Кто доказал, что страх беспочвен?

        Почему девизом школьного образования должны быть перемены, а не традиция?

        Отдельно запомним это: «Школа или готовит к переменам, или оставляет человека один на один с переменами». Каждый раз, когда вам предлагают на выбор категорическое «или – или», вами манипулируют. Спектр жизни значительно шире.

        Необходимо признать, что авторы манифеста не хотели вовсе проигнорировать жизненный спектр. В той скромной части, в какой созданная ими программа имеет отношение к реальности, они правы. «Детям неинтересно; управленцы дрожат в ожидании очередных комиссий; учителя задавлены отчетностью: им просто некогда заниматься детьми». Нередко это правда – и особенно в последней, болезненной учительской части.

        Беда в том, что это едва ли не вся правда, которая обретается в манифесте.

        Да, учителя задавлены отчетностью. Продолжим: да, учителя в ряде регионов получают ничтожные зарплаты и вынуждены работать на полторы–две ставки. Да, сельская школа лежит в руинах. Да, никакого сколько-то систематического повышения квалификации и творческого роста учителей при таком раскладе быть не может – даже и без отчетности.

        Да, по-прежнему существуют большие сомнения в адекватности проверки результатов работы учителя, в целесообразности единого государственного экзамена и продуманности форм его проведения. Да, идет отток учителей из госшкол в платное репетиторство. Да, растет расслоение общества – и школ – на «элиту» и «простых».

        И еще много чего да.

        Есть ли это в манифесте, призванном консолидировать? Нет, там ничего этого нет. Зато прописаны «виновники».

        «Виноваты в этом не только чиновники или политики. Само общество настроено консервативно. Многим кажется: если вернуться к советскому опыту, все наладится само собой. Это самообман».

        «Многим кажется: если вернуться к опыту 90-х, все наладится само собой. Это самообман». Ну, ладно. Из вышеприведенного заключим, что наше общество не так уж сильно желает перемен и не так уж определенно меняется. Обязательно ли это плохо? Советский опыт был довольно многообразен. Он включал и Шаталова, и Сухомлинского с Амонашвили, на которых ссылаются авторы как на своих предтеч. Это были признанные Учителя, их книги выходили колоссальными – в совокупности миллионными – тиражами.

        Однако авторы манифеста с легкостью говорят о «тотальном советском контроле». И здесь, разумеется, цитируют Пушкина. Разговаривая об образовании, вообще очень важно в какой-то момент неглубоко процитировать Пушкина. Например, так:

        Основанное на гуманизме, на пушкинском «самостоянье человека», образование позволит ребенку состояться.

        Но что такое «пушкинское «самостоянье человека»? Это вот что: «Два чувства дивно близки нам, / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / На них основано от века / По воле Бога самого / Самостоянье человека, / Залог величия его».

        В поздней редакции это стихотворение выглядит несколько иначе, но и там для авторов манифеста ничего утешительного. Итак, пушкинское «самостоянье человека» – это в немалой части ностальгия, взгляд в прошлое, любовь к родному пепелищу, без нее никак. Где же в документе, который призван «творчески консолидировать страну», любовь к родному пепелищу? Неужели только в том, чтобы ритуально помянуть Пушкина, а дальше уж про «тотальный советский контроль»?

        А чего стоит якобы «советский принцип»: «Хочешь жить – умей подчиняться»... Авторам недурно бы почитать вышедшую недавно книгу британца Джерри Тонера «Как управлять рабами». Она рассматривается как ироническое, но актуальное пособие для современных менеджеров в самых что ни на есть капиталистических странах. Попробуйте жить там и не подчиняться.

        «Многие из нас активно участвовали в школьных изменениях: как учителя, ученые, управленцы, эксперты» – это авторы манифеста говорят о себе. Очень жаль, что они упускают случай рассказать, что это были за изменения и довольны ли они результатами. Вместо этого они говорят пустое:

        «Характерная схоластика вузовских учебников по педагогике, зубрежка и начетничество уже не помогают будущим учителям найти подход к детям».

        А раньше схоластика, зубрежка и начетничество помогали найти подход к детям?

        «Если раньше школа была обязана подготовить к жизни, то теперь больше не получится первые 25 лет жизни учиться, а потом применять готовые знания…

        Сегодня учитель не столько объясняет материал и увлекательно доносит до учеников новую информацию (это за него с легкостью делает Google)…

        Представьте себе балет в Большом театре, полностью подстроенный под ваши индивидуальные вкусы…»

        Да, мы все это уже слышали, и в «Мистерии Буфф» это было значительно талантливее:

        «Лучи перевяжем пучками метел, / чтоб тучи небес электричеством вымести. / Мы реки миров расплещем в меде, / земные улицы звездами вымостим».

        «Благодаря неизбежно наступающей эпохе плюрализма, многообразия, вариативности единые подходы сформируются сами…

        Экономика – пример самоорганизующейся системы».

        И про благодетельную руку рынка, который все сам отрегулирует, мы тоже уже слышали.

        Откуда, из какого нафталина вынырнули манифестанты, недоигравшие в революцию? Все-таки из 90-х. Поэтому в качестве первичного блага они продают «неповторимую индивидуальность».

        «…главное – утвердить и развить достоинство личности, поддержать ее права и свободы, раскрыть потенциал неповторимой индивидуальности, способностей и дарований каждого и направить это уникальное богатство на благо других людей и всего общества.

        Сегодня задачей учителя может быть не только прямая передача жизненного опыта и знаний несмышленому ребенку, так сказать, в готовой упаковке, словно сам ребенок по неопытности их добыть не может. Человек появляется на свет, чтобы исследовать, изучать, осваивать свое окружение и улучшать мир на основании полученного опыта. Мы должны уважать детей и доверять им в полной мере».

        То, что мы должны уважать детей, разумеется, не значит, что они появляются на свет опытными и готовыми самостоятельно добывать знания. Нет, дети такими не рождались, не рождаются и, решимся предсказать, не будут рождаться. Что до «неповторимой индивидуальности», ироничные картинки про уникальность заполонили англоязычный интернет. Не стоит перенимать весь их цинизм, но хотя бы некоторое представление о мире, за которым рекомендуют нам поспевать, авторам иметь нужно.

        И, возможно, оно у них есть, но они не планировали его отразить в манифесте. Этот фантазийный, инфантильный и неряшливый текст написан «для своих» – тех, кто не нуждается в объяснении, ибо согласен. Их он творчески консолидирует, другие же в заявленное «многообразие» не вписываются.  

        ***

        Автор этой статьи не работает в школе, хотя перед написанием дополнительно советовался с теми, кто работает. Но есть такое понятие, как здравый смысл. Все многообразие мира не должно напрочь его отключать. Как сумел сформулировать герой Оруэлла, «Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует».


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        А может, не нужно России быть сверхдержавой?

        Антон Крылов, журналист
        Прежде чем давать достойный ответ американцам в стиле запорожцев «свиняча ти морда, кобиляча срака», хорошо бы понять, что мы сами имеем в виду, когда уверенно отвечаем на вопрос «А нужно ли России быть сверхдержавой?». Подробности...

        Втянуть Церковь в выборы

        Роман Силантьев, религиовед, доктор исторических наук, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора
        Церковь заняла позицию дружественного нейтралитета по отношению ко всем кандидатам, потому что любой кандидат заинтересован в явке. А какую позицию заняли господа оппозиционные кандидаты? Ограничимся наиболее заметными из них. Подробности...

        Любой вправе считать свой народ носителем хамства, наглости, злобы. Но

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Любой человек вправе считать свою страну и ее народ носителями хамства, наглости, злобы и т.д. И нельзя за это преследовать, лишать гражданства и бить в подворотне. Но должна быть и ответная любезность для сохранения равновесия в природе. Подробности...
        Обсуждение: 25 комментариев

        Серебряков навсегда останется русским

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Актер Серебряков заявил, что национальная идея России заключается в силе, наглости и хамстве. Людей, негативно высказавшихся о Серебрякове, хватает и без меня. Мне кажется, что стоит взглянуть на ситуацию с другого угла зрения. Подробности...
        Обсуждение: 103 комментария

        Сейчас Дагестан переживает очень тяжелые дни

        Максим Шевченко, журналист, политолог
        В городе Кизляр произошла чудовищная трагедия – на территории православного храма подонок расстрелял нескольких женщин. Выражаю свои соболезнования и хочу поговорить о том, кто этот ублюдок и почему он это сделал. Подробности...
        Обсуждение: 50 комментариев

        На Западе Порошенко не простят обмана

        Вадим Самодуров, гендиректор Агентства стратегических коммуникаций
        Закон о реинтеграции – запоздалая попытка легализовать насилие и применение армии против жителей Донбасса, и он не спасет Порошенко с Турчиновым от наказания за нарушение законов собственной страны. Подробности...
        Обсуждение: 23 комментария

        Промысел Божий о России стал заметен, как никогда раньше

        Андрей Бабицкий, журналист
        Если подвиг рядового Евгения Родионова казался совершенным вопреки сгустившемуся в России мраку, то недавние примеры смерти русских христиан за други своя воспринимаются как знамения возрождающейся крепости общественного духа. Подробности...
        Обсуждение: 152 комментария

        Рейган незаконно спасал «своих парней», а Обама и Хиллари «своих» бросили

        Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
        История США изобилует скандалами, связанными с действиями спецслужб и спецподразделений за рубежом. Я напомню о двух таких историях. С очень разными долгосрочными последствиями. Интересны в них именно эти последствия. И вот почему. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев

        Я оказалась в английской тюрьме на почве расизма и классовой ненависти

        Текст дня, лучшие материалы блогосферы
        Меня очень надломила эта ситуация морально, я чувствую большое разочарование в лондонском правительстве и его принципах, я чувствую боль, недоумение, возмущение. Я прошу помочь мне разобраться с тем, что произошло. Подробности...
        Обсуждение: 91 комментарий

        Кому была выгодна работа снайперов на Майдане

        Сергей Григоров, историк, политик
        19 февраля Янукович под чьим-то давлением прекращает разгон Майдана, который он технически разогнать мог. А на следующий день происходят убийства, которые меняют всё. У любого здравомыслящего человека возникают вопросы. Подробности...
        Обсуждение: 17 комментариев
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............