Можете себе представить ситуацию, когда начальник юридического отдела компании, где вы работаете, или начальник службы безопасности, или главный бухгалтер берет и отстраняет от своих обязанностей вашего генерального директора? Вряд ли.
Пока не начали играть европейцы, теоретически можно все переиграть – перенести чемпионат, например, в Англию
А вот в мировом футболе подобное, оказывается, возможно.
Возглавляемая немецким юристом Гансом-Йоахимом Эккертом арбитражная палата комитета ФИФА по этике отстранила от работы двух первых лиц федерации – сначала генерального секретаря Жерома Вальке, а затем и самого президента Йозефа Блаттера, обезглавив тем самым саму организацию.
Этого конторе Эккерта показалось мало, и менее чем через сутки после изгнания Блаттера был смещен, пока на три месяца, глава УЕФА Мишель Платини, главный кандидат на место скандального экс-главы ФИФА. Таким образом, жеребьевку чемпионата Европы 2016 года, который пройдет во Франции, великому французскому футболисту проводить не придется.
Но это унижение – не самый сильный удар по президенту УЕФА. В четверг представители всех 54 стран, входящих в организацию, собрались в Ньоне, чтобы поддержать своего лидера. Собрание обещало быть шумным и судьбоносным.
Но стоило швейцарской прокуратуре пригрозить Платини возбуждением нового дела, как пока еще действующий президент решил не посещать форум, ограничившись посланием. УЕФА единогласно выразил доверие президенту.
Но не прошло и суток, как англичане отреклись от поддержки Платини. И это только начало. Не удивляйтесь, если даже французы отвернутся от своей легенды. Нажмут на них, и они сдадут назад, им не впервой.
Предвижу вопрос – а нам какая печаль с этой затянувшейся Санта-Барбары в ФИФА, а теперь и УЕФА? Прямая, потому что тектонические процессы, продолжающиеся в футбольных конторах, могут помешать нашей стране провести чемпионат мира в 2018 году.
Более того, скорее всего, атака на руководство ФИФА преследует собой цель лишить нашу страну возможности провести у себя главный футбольный турнир четырехлетия. «Если России будет позволено провести чемпионат мира, это лишь укрепит режим Путина, в то время как он заслуживает осуждения. Если России будет позволено провести чемпионат мира, ФИФА фактически окажет режиму Путина экономическую поддержку в нарушение многосторонних санкций, введенных международным сообществом».
При Блаттере перенос чемпионата мира из России невозможен (фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)
|
Автор этого высказывания – сенатор Маккейн – уже успел разболтать то, что у его более хитрых союзников на уме. Заметьте, конфликт, затихший было после готовности Блаттера оставить свой пост в феврале 2016-го, вспыхнул с новой силой именно после того, как в Санкт-Петербурге состоялась жеребьевка отборочного турнира чемпионата мира и начался отсчет тысячи дней до старта первенства.
Присутствовавший на церемонии Платини подтвердил, что останется сторонником проведения чемпионата мира в России и после своего гипотетического повышения по службе. Тут-то и сорвались с цепи и швейцарская прокуратура, и спонсоры ФИФА, потребовавшей немедленной отставки президента, и ранее скромное ведомство герра Эккерта, приобретающее черты футбольного ИГИЛ.
Одни штампуют дела, другие отстраняют высших футбольных чиновников одного за другим. Безо всякого на то решения суда. Более того, ни Блаттеру, ни Вальке, ни Платини даже не дали возможности объясниться. А про такую мелочь, как презумпция невиновности, вообще промолчим. На «плохих парней», а высшие футбольные чиновники угодили в их компанию, она, видимо, не распространяется.
Чемпионат мира по футболу – событие не только спортивное, но еще и общественно-политическое. Это своего рода презентация страны, ее возможностей подготовить и провести масштабное мероприятие. Это борьба за умы, за влияние в условиях, когда мир начинает утрачивать свою однополярность.
#{image=938570}То, что Россия умеет делать подобное, доказали Олимпийские игры в Сочи. Футбольный чемпионат мира – событие не менее, а еще более масштабное – аудитория как минимум не меньше. Футбол остается спортом более популярным, чем все зимние дисциплины вместе взятые.
Да и пройдет турнир не в одном городе, а сразу в одиннадцати. Для наших западных коллег успешное проведение Россией чемпионата мира станет очень болезненным ударом по самолюбию и не только. Тактика опорочить турнир, девальвировать его, не сработала в отношении сочинской Олимпиады, поэтому избран иной путь – отобрать у нас чемпионат мира любым способом.
И в борьбу включились весьма серьезные люди, иногда далекие от футбола. При Блаттере перенос чемпионата мира из России невозможен, при гипотетическом приходе в ФИФА Платини – тоже. Значит, это должны сделать другие люди, куда более послушные. Времени остается мало.
Вот начнется отборочный турнир в Европе, и все, поезд ушел. Могут ли отнять у нас чемпионат уже после того, как названы составы групп и стартовали квалификационные матчи в Азии и Южной Америке?
К сожалению, такая угроза еще существует. Пока не начали играть европейцы, теоретически можно все изменить – перенести чемпионат, например, в Англию – родоначальникам футбола не нужно проводить масштабную подготовку, там уже существует вся инфраструктура.
Не получится в Англию, так в Германию, принимавшую первенство не так давно – в 2006-м. На худой конец, отменить первенство вообще – «так не доставайся же ты никому». Причин для переноса можно выдумать массу. Но осуществить это может только ФИФА, в чьем ведении находится проведение официальных мировых турниров.
Отсюда и массированный удар по организации и лично по Йозефу Блаттеру. Ради этого противникам проведения чемпионата в России нужно предельно ослабить, а можно развалить и саму ФИФА. Ну не будет единой футбольной организации, станет разыгрываться несколько чемпионатов мира по разным версиям, как в боксе или как недавно было в шахматах. Подумаешь, мелочи какие.
Первая попытка переиграть решение ФИФА о предоставлении России и Катару права провести чемпионаты мира 2018 и 2022 была предпринята примерно год назад. Американский юрист Майкл Гарсия провел расследование о якобы имевшем месте подкупе при голосовании, но его усилия были перечеркнуты Гансом-Йоахимом Эккертом, игравшим в ту пору в команде Блаттера.
Доклад на 42 листах был отправлен в мусорную корзину. После провала миссии Гарсии в ход пошли более тяжелые орудия, и был дан залп по руководству ФИФА, якобы напрочь коррумпированному.
Генеральный прокурор США с говорящей фамилией Линч вынесла постановление об аресте семи высокопоставленных чиновников ФИФА аккурат перед выборами президента. В атаку на Блаттера пошли не только его традиционные оппоненты, но и те, кто всегда поддерживал президента.
Например, президент УЕФА Мишель Платини пригрозил бойкотом чемпионата мира, если 79-летний швейцарец останется на своем посту. Что было весьма неожиданно. Выдающийся футболист оказался весьма заурядным тренером, и неизвестно, как бы сложилась судьба француза, не встреться он с Блаттером, который сделал Платини своей правой рукой и искусным футбольным функционером, а также наиболее вероятным преемником.
Но Платини «вовремя предвидел» это, предал своего наставника и решил занять его место уже сейчас. Он еще не знал, что Блаттера предаст и другой его верный сторонник Эккерт, считавшийся в ФИФА человеком государевым. Когда-то президент сам позвал в ФИФА аудитора, прославившегося разоблачением коррупционных схем в концерне «Сименс» для искоренения оных уже в своем ведомстве. Но 67-летний Эккерт также оказался из числа способных «вовремя предвидеть».
Может быть, критики Блаттера правы, что в его ведомстве творятся всяческие безобразия и настало время перемен? Вряд ли президент ФИФА безгрешен, к нему есть вопросы. Но разве меньше вопросов вызывает деятельность руководства других организаций? Например, Нобелевского комитета.
Йозеф Блаттер был не самым плохим руководителем: независимым, что раздражало его недругов, в меру прогрессивным, и в то же время достаточно консервативным, ограждавшим футбол и от несвоевременных перемен, и от постороннего давления.
Правила футбола при нем остались неизменными, международные профессиональные лиги не подмяли под себя национальные турниры, сохранились соревнования для сборных. Расширилась география чемпионатов мира – они стали проводиться и в Азии, и в Африке, и, надеемся, в России.
Блаттер был президентом всего футбольного мира, а не исполнителем воли «золотого миллиарда». За что и прогневал «прогрессивную часть человечества».
А что до прегрешений швейцарца – давайте вспомним манекены, выданные за жертвы этнических чисток в Югославии, «голову Гонгадзе», мифическое ОМП в Ираке, горничную, якобы изнасилованную Стросс-Каном. Вспомним заморенного в тюрьме Милошевича, повешенного Хусейна, замученного Каддафи. Врать и не отвечать потом ни за вранье, ни за его последствия на Западе умеют профессионально.
Скандалы в ФИФА (а с недавних пор и в УЕФА) очень похожи на «цветные революции». Налицо давление извне, массовка в лице тех, кто не хочет больше терпеть «жуликов и воров», настойчиво формируемое общественное мнение, что поддерживать власть опасно. К этому добавьте внезапно прозревшую и переметнувшуюся на другую сторону часть элиты. Но если раньше эти технологии применялись в отношении государств, то теперь предпринимается попытка перевернуть общественную организацию.
Пока путчисты выигрывают. Но у ФИФА еще есть шансы отбить атаки и постоять и за себя, и за своих избранных руководителей, и за честь организации. Во вторник в Цюрихе собирается внеочередное заседание исполкома ведомства Блаттера, которое может многое прояснить. Во всяком случае, станет понятно, на кого больше похож президент ФИФА – на Асада или на Януковича.