Красота по-американски

@ с личной страницы vk.com

3 апреля 2014, 18:09 Мнение

Красота по-американски

За относительно короткий промежуток времени человечество совершило грандиозный скачок, обзаведясь массой самых разнообразных бытовых благ. И оказалось, что этого достаточно, дабы заглушить все остальные позывы души и разума.

Максим Лавров

публицист

Идея Бога была для европейской цивилизации (Россию включая) руководящей. Не то чтобы берега Рейна, Тибра и Луары населяли сплошь праведники и подвижники, однако общий вектор развития был таков, что именно христианская догматика в той или иной степени определяла бытие как отдельной личности, так и целых государств.

Отказавшись от Бога (во имя Разума и Прогресса), люди закончили свой цивилизационный путь весьма комфортным, но от этого не менее банальным свинарником

Ничто не вечно под Луною, гласит древняя мудрость. И постепенно Европа стала отходить от собственных духовных истоков, по крайней мере отказываясь от религиозной доминанты в общественной и политической жизни.

1

Процесс фундаментальный, глобальней просто некуда и для любого исторического исследования крайне интересный, но, дабы не растекаться мыслью по древу, резюмируем его кратко. Апостасия западного мира своей причиной имела первый и опаснейший из грехов. Гордыню. Грех, ведущий к отказу от Бога как к внутреннему нравственному выбору. Потому именно и случилось это все в тот исторический момент, когда господство западной цивилизации над всеми остальными расами и континентами стало очевидным и всеобъемлющим.

В общем, банальная довольно схема: добившись впечатляющих результатов на ниве внешнего, материального созидания, человек возгордился. Венец творения забыл своего Творца. Зачем ребенку родители, если он уже сам с усами? Зачем бледнолицым нужен Бог, если они прочно уселись на троне мирового могущества, да еще стали такими умными, что смогли узнать законы движения небесных тел? «Спасибо Тебе, Господи, все было здорово, но дальше мы сами».

Самим, правда, как раз и не получается – свято место пусто не бывает. И свою апостасию некогда христианская цивилизация совершила не просто так, а избрав себе новое божество – идею собственного развития от худшего к лучшему, от более низшей стадии к более высшей. Так место Христа в европейском сознании прочно заняла идея «Прогресса».

Ею пропитана буквально вся мысль Нового времени. Особенно ярко это проявилось в эпоху так называемого Просвещения и в последовавшие за ней революционные времена.

Все рожденные в ту пору социально-политические доктрины основывались на святой вере в неизбежность всестороннего человеческого развития. Начиналась якобы новая эра мировой истории, радикально новая.

Если почитать, например, ранних социалистов, то диву даешься от буйства их фантазии. Сама природа должна была меняться, повинуясь законам Прогресса! Фурье совершенно искренне полагал, что в интересах рода человеческого моря должны превратиться в лимонад, а над Северным полюсом – засиять какая-то особенная корона.

Сегодня без улыбки такую ахинею и не воспринимаешь, но в те времена это был именно что массовый интеллектуальный позыв. Тренд сезона. Мечта о светлом будущем, в котором преобразятся и сами люди, и весь окружающий их мир.

2

На практике, однако, утопический порыв выдающихся европейских умов дал совсем не те результаты. Если на уровне теории прогресс предполагался всесторонним и вообще в первую очередь должна была меняться сама человеческая личность («освободившись от оков» и наконец-то раскрыв все свои таланты и дарования), то в реальной жизни все движение вперед сконцентрировалось исключительно по одному направлению – развитие науки и техники.

И сегодня, когда мы говорим о прогрессе, речь идет исключительно о материальной стороне нашей жизни. В остальных же мы скорее наблюдаем очевидный откат назад, в какое-то язычество.

Эту мысль отлично выразил советский академик Раушенбах, рассуждая об эволюции европейского искусства: «Я сейчас ставлю средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было не только движением вперед, оно связано и с потерями. Абстрактное искусство – полный упадок... С точки зрения психологии я могу объяснить так: средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового времени и Возрождения – к чувствам, а абстрактное – к подсознанию».

Но поражает не сам факт упадка, в конце концов, мы далеко не первые и, возможно, не последние. Поражает в этом состоянии общественных умов более всего то, что никто уже всерьез и не думает из него выбираться. То есть идея общечеловеческого Прогресса как-то незаметно скукожилась до ожидания выпуска очередной модели гаджета и разработки нового поколения мобильной связи, а всех вроде бы и устраивает.

3

Были, конечно, и попытки бунта – вспомним те же молодежные течения в США и Западной Европе в 50–70-х годах прошлого века, во многом вызванные именно неудовлетворенностью новой картиной мира (отсюда, кстати, и возникшая тогда мода на восточные духовные культы: если на Западе нет истины, давайте искать ее на Востоке).

Но ни к чему серьезному это не привело. Социального переворота, подобного тому, что мир увидел в XVIII–XIX веках, не случилось. Хиппи похипповали, панки попанковали, и после всех этих внушительных Вудстоков людская масса с удовольствием погрузилась в столь увлекательный процесс потребления земных благ. Требуя от идеи Прогресса именно этого, всего лишь этого – регулярной поставки на потребительский рынок все более совершенного качества товаров и услуг.

В этом, кстати, мы преуспели. Развитие науки и технологий, несмотря на всю «узость» развития в одном только направлении, привело, тем не менее, к значительному улучшению уровня жизни.

За относительно короткий промежуток времени человечество совершило поистине грандиозный скачок, обзаведясь массой самых разнообразных бытовых благ, удобств и возможностей. От комфортных жилищ до интернета и полетов бизнес-классом. И оказалось, что именно этого более чем достаточно, дабы заглушить все остальные позывы души и разума.

Даже широчайшие горизонты научного познания и раскрывающиеся перед нами тайны вселенной, некогда бывшие (для революционеров прошлых эпох) главной альтернативой духовной христианской жизни, даже сама наука со временем потеряла в обществе всякую притягательную силу. Стоило нам покорить космос, как интерес к нему тут же пропал.

Как думаете, какой процент населения Земли обладает хотя бы элементарными представлениями о теории относительности, квантовой физике и теории суперструн? Точнее даже, не всю планету возьмем, понятное дело, в экваториальной Африке мало кто читал труды Эйнштейна. Но проведите подобный опрос в любой европейской столице.

Современная наука рассказывает о вселенной и человеке удивительные, интереснейшие вещи, но кому это интересно? Интересна дата выхода iPhone 6.0. Темная материя и темная энергия? Нет, не слышали.

***

Вот так все банально. Отказавшись от Бога (во имя Разума и Прогресса), люди закончили свой цивилизационный путь весьма комфортным, но от этого не менее банальным свинарником. Исследованию данного фундаментального сдвига и детальному установлению причинно-следственных связей можно посвятить уйму времени и текстов. Но для начала мы просто зафиксируем этот факт.

А ведь как красиво начинали! Хотя некоторые говорят, что и финал ничего. Тоже красивый.

Красота по-американски.

Источник: Сообщество «12:21»

..............