В чем наши сильные стороны

@ из личного архива

13 декабря 2014, 12:01 Мнение

В чем наши сильные стороны

«Человек человеку – волк» – к такому принципу сегодня все больше и больше приближается цивилизация Запада. Для русской цивилизации характерен как раз противоположный принцип – «человек человеку – друг, товарищ и брат».

Владимир Ларин Владимир Ларин

журналист

После окончания Второй мировой войны и установления ялтинской системы политического устройства в мире отчетливо обозначились два его глобальных полюса – Запад и Восток. В то время эти полюса связывались с лагерем капитализма и лагерем социализма, на которые к тому моменту разделился весь мир.

В гармоничном человеческом обществе выживают все, так как сильные помогают слабым и «подтягивают» их. Что и было всегда характерно для нашей цивилизации

И это разграничение тогда очень четко отражало не только политическую, но и цивилизационную сущность двух систем, объединенных вокруг коллективного Запада и Востока во главе с СССР.

Хотя фактически эти два полюса появились еще после Октябрьской революции и победы в нашей стране социализма, в результате чего Россия резко оказалась «оторванной» от Запада, его финансовой системы, его ментальности, круто повернув в сторону своей особой идентичности в политике, экономике, культуре.

Но эта идентичность России (и в первую очередь культурная, цивилизационная, духовная идентичность) сформировалась вовсе не с образованием СССР, а намного раньше – еще в стародавние, древние времена, хотя на протяжении веков она и претерпевала определенные трансформации: от Киевской Руси к Московской, от Московской Руси до петровской Империи и от нее – до России времен Александра III и Николая II.

1

Эта идентичность, конечно же, сформировалась не сразу, но изначально главные принципы, лежащие в основе нашей цивилизации, особенно в плане культурной идентичности, сильно отличались от принципов, лежащих в основе цивилизации западной. Вопрос лишь в том, что считать началом, «отправной точкой» цивилизации Запада.

Можно предположить, что «раскол» между двумя мирами наметился в период возникновения Западной и Восточной Римской империи, а в отношении нас с вами – после принятия православия на Руси. Но и до этого отличия были существенными. У нас, к примеру, не существовало рабства и колоссального социального неравенства, как в Древнем Египте и Римской империи, мы не гонялись за золотом, не истребляли под корень другие народы, не притесняли и не уничтожали последователей других религий...

На современном этапе различия между глобальной цивилизацией Запада (в первую очередь, англосаксами) и остальным миром весьма и весьма существенны. Они основаны на совершенно разных подходах к человеку и его месту в мире, смыслу человеческой жизни, к природе, окружающему миру и жизненным ценностям.

Во многом эти два «мира» можно назвать прямо противоположными. Хотя между простым народом и правящей верхушкой любой западной страны можно найти точно такие же отличия, поэтому дело даже не столько в том или ином народе, а в подходе, принципах, которыми он руководствуется, в его взгляде на человека и мир.

Какое суждение относительно пыток как инструмента работы спецслужб вам наиболее близко?




Результаты
75 комментариев

Сегодня, скажем, ряд стран Восточной Европы можно назвать вполне «западными» странами, однако еще недавно они были странами «восточными», близкими к русскому миру. Поменялись правящие элиты, управление от национальных элит перешло к транснациональным, и все поменялось вслед за этим. А люди остались прежними.

2

Мы видим сегодня, что русская цивилизация, а вместе с ней и ряд других, в своей внутренней и внешней жизни руководствуются идеалами добра, справедливости, морали и нравственности, принципами религии или древними традициями, и в нашем традиционном понимании они тем самым идут по пути правды. Глобальная западная цивилизация, а точнее ее правящая верхушка, в большинстве своем руководствуется иными принципами и взглядами на жизнь.

Для русской цивилизации, и даже не только для русской, но практически любой цивилизации, идущей праведным путем, путем созидания, добра и справедливости, исторически были характерны духовность, религиозность, вера, преобладание общественных интересов над личными, стремление к справедливости и жизни по правде, в соответствии с высшим законом, коллективизм, взаимовыручка, взаимопомощь, совместный труд, общественная выгода, жизнь ради потомков и грядущих поколений («посадить дерево, вырастить сына» и т.д.), преобладание крупных общественных ячеек и  объединений, социальная сплоченность, личная свобода действий и мыслей для каждого человека, большие семьи, склонность к самопожертвованию, уважительное отношение к другим культурам, заботливое отношение к природе.

В этих общественных принципах заключаются наши сильные стороны.

В противовес этому финансово-банковские элиты и корпорации Запада в течение, пожалуй, уже не одного столетия пытаются активно насаждать в своих странах и по всему миру материализм, богоборчество, индивидуализм, эгоизм и стремление к личной выгоде, к жизни исключительно ради удовольствия и наслаждения, к удовлетворению своих интересов без особой заботы об интересах коллективных, культ денег и прибыли, использование рабского труда, эксплуатацию и жизнь за счет других, допущение преступления (грабежа, убийства, мошенничества и т.п.) ради реализации своих целей и эгоистический рационализм.

У нас есть силы изменить мир к лучшему (Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

У нас есть силы изменить мир к лучшему (Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

И, надо заметить, что это у них весьма неплохо получается.

Как следствие, в обществе, охваченном такими идеалами, появляется стремление к власти над другими народами для обогащения за их счет, к власти над природой и ее нещадной эксплуатации. Отсюда и западный тип экспансии и колонизации предполагает подавление, разрушение других культур и насаждение своей, религиозную и социальную нетерпимость, удовлетворение интересов метрополии за счет ограбления колоний и проч.

Конечно, эти признаки нельзя применить к любой западной цивилизации без исключения, но они характерны для довольно многих из них и в целом характеризуют любое общество, идущее, с точки зрения нашей традиционной ментальности, не по праведному пути; общество, где кучка людей, узурпировавших власть, заботится в первую очередь только о своих личных интересах в ущерб интересам государства и народа и нещадно эксплуатирует большинство простых людей для реализации своих целей и увеличения собственного влияния и благосостояния.

3

В современном западном мире, или, как принято говорить, в «цивилизованном сообществе», принято рассматривать прогресс как равномерное прямолинейное движение, где чем больше порядковый номер года, тем выше «цивилизованность» общества.

Прогресс отождествляется в первую очередь с технологическим и экономическим развитием, без учета его качественной составляющей. Западный либерализм перестал рассматривать развитие цивилизации в разрезе прошлого, настоящего и будущего, а перешел к линии «традиционность – модерн», отождествляя себя при этом именно с модерном, а западный человек эпохи модерна отождествляется с естественным человеком, человеком как таковым.

Все, что противостоит его «разумному эгоизму», объявляется архаичным. Главной жизненной стратегией становится успех в настоящем любой ценой, не особенно задумываясь о будущем и не оглядываясь на прошлое.

Охваченная культом денег и прибыли, глобальная западная цивилизация, особенно ее верхушка, финансовая и банковская элита, во многом состоит из эгоистичных индивидуалистов, живущих по принципу «Боливар не выдержит двоих». И если их старый друг купил у них акции по курсу 0,98, то они все равно продадут ему их по курсу 1,85, потому что такой сейчас курс, и им будет наплевать, что после этого тот совершенно разорится.

Такова цена беспринципного стремления к деньгам и личной выгоде. Таков принцип, дробящий общество на множество маленьких кусочков-индивидов, живущих в мире своих карманов и низменных инстинктов – общество, где самая большая прибыль, самые сладкие плоды достаются узкой кучке эксплуататоров, паразитирующих на фактически рабском труде других и живущих за счет этого. А все остальные, честные и благородные люди, остаются не у дел, так как не могут вести такой паразитический образ жизни.

Соответствующие англосаксонские научные концепции – как, например, теория Дарвина – созданные для научного оправдания такого образа существования, подтверждают этот принцип, где «выживает сильнейший». Однако в гармоничном человеческом обществе выживают все, так как сильные помогают слабым и «подтягивают» их. Что и было всегда характерно для нашей цивилизации.

«Человек человеку – волк» – к такому принципу сегодня все больше и больше приближается цивилизация Запада. Этот же принцип является одним из определяющих для англосаксонской цивилизации, которую в некотором роде можно назвать наследницей Римской империи, во времена которой и зародилась эта поговорка.

Для русской цивилизации характерен как раз противоположный принцип – «человек человеку – друг, товарищ и брат», или «человек человеку – бог». Он подразумевает постоянную готовность к взаимопомощи, уважительное отношение к другому человеку, вне зависимости от того, близкий он или незнакомец, сильный он или слабый, богатый или бедный.

* * *

Что же касается понятия «правда», упомянутого среди прочих характеристик русской цивилизации, то оно для нас очень важно. Под правдой русский человек понимает и истину, то есть не ложь, не кривду, и неписаное, исторически сложившееся традиционное представление о том, что хорошо, а что плохо, что можно и нужно делать, а что нельзя – своего рода неписаный закон.

С этой точки зрения двух правд быть не может. Если одна «правда» противоречит другой и не является истиной, значит это не правда, а ложь. Если есть истина, то все, что ей в корне противоречит, есть ложь, неправда.

Когда нам говорят, что есть «российская пропаганда», утверждающая, что боевики Нацгвардии Украины расстреливают мирных жителей из пушек, «градов» и ракет, а есть «американская пропаганда», утверждающая, что мирных жителей расстреливают ополченцы и российские войска, и правда при этом где-то посередине, то это демонстрация полного отсутствия политической грамотности и способности адекватно оценивать происходящие события.

Как уже было сказано, двух правд, противоречащих друг другу, быть не может. Правдой будет лишь одна из них, а другая – пропагандой, то есть представлением лжи в качестве правды.

Русская цивилизация всегда характеризовалась своей высокой духовностью, высокими нравственными идеалами и высокой культурой. В мире часто говорят именно о русской душе. В отношении же западной цивилизации почему-то намного чаще говорят, скорее, о ее материальной культуре, а также о долларе, биржевых индексах, ценах на товары и котировках акций, нежели о душе или духовной культуре.

Помимо всего перечисленного, есть еще множество других замечательных особенностей нашей цивилизации, о которых можно говорить очень долго. Эти особенности характерны для любого общества, где люди живут не только ради собственного блага, а заботятся и об общественном, где власть не только набивает свои карманы и животы, а заботится о счастье и благосостоянии простых людей (как это сегодня делает наш президент, во многом благодаря которому мы и смогли взять курс на возрождение нашей цивилизационной идентичности), где люди живут в соответствии с заветами своих предков и древними традициями.

Помимо нас к таким цивилизациям можно отнести Китай, Индию, Иран (Персию), Индонезию, Японию и, что немаловажно, многие другие, хотя и подвергающиеся очень сильному влиянию глобальных западных элит. И речь здесь даже не столько о Западе или Востоке, сколько о принципах и цивилизационных подходах к жизни человека и его месту в мире.

Несмотря на все тревожные тенденции и продолжающееся попрание принципов международного права, стоит быть уверенными в том, что дело правды, добра и справедливости победит, потому что это правое, то есть правильное, дело.

Сегодня глобальный мир во главе с Россией, не желающий мириться с чуждыми ему принципами, несправедливостью и несоблюдением правовых норм, все больше набирает силу, и у нас есть все шансы изменить мир к лучшему и утвердить совсем другую, близкую нам систему ценностей.

..............