После окончания Второй мировой войны и установления ялтинской системы политического устройства в мире отчетливо обозначились два его глобальных полюса – Запад и Восток. В то время эти полюса связывались с лагерем капитализма и лагерем социализма, на которые к тому моменту разделился весь мир.
В гармоничном человеческом обществе выживают все, так как сильные помогают слабым и «подтягивают» их. Что и было всегда характерно для нашей цивилизации
И это разграничение тогда очень четко отражало не только политическую, но и цивилизационную сущность двух систем, объединенных вокруг коллективного Запада и Востока во главе с СССР.
Хотя фактически эти два полюса появились еще после Октябрьской революции и победы в нашей стране социализма, в результате чего Россия резко оказалась «оторванной» от Запада, его финансовой системы, его ментальности, круто повернув в сторону своей особой идентичности в политике, экономике, культуре.
Но эта идентичность России (и в первую очередь культурная, цивилизационная, духовная идентичность) сформировалась вовсе не с образованием СССР, а намного раньше – еще в стародавние, древние времена, хотя на протяжении веков она и претерпевала определенные трансформации: от Киевской Руси к Московской, от Московской Руси до петровской Империи и от нее – до России времен Александра III и Николая II.
1
Эта идентичность, конечно же, сформировалась не сразу, но изначально главные принципы, лежащие в основе нашей цивилизации, особенно в плане культурной идентичности, сильно отличались от принципов, лежащих в основе цивилизации западной. Вопрос лишь в том, что считать началом, «отправной точкой» цивилизации Запада.
Можно предположить, что «раскол» между двумя мирами наметился в период возникновения Западной и Восточной Римской империи, а в отношении нас с вами – после принятия православия на Руси. Но и до этого отличия были существенными. У нас, к примеру, не существовало рабства и колоссального социального неравенства, как в Древнем Египте и Римской империи, мы не гонялись за золотом, не истребляли под корень другие народы, не притесняли и не уничтожали последователей других религий...
На современном этапе различия между глобальной цивилизацией Запада (в первую очередь, англосаксами) и остальным миром весьма и весьма существенны. Они основаны на совершенно разных подходах к человеку и его месту в мире, смыслу человеческой жизни, к природе, окружающему миру и жизненным ценностям.
Во многом эти два «мира» можно назвать прямо противоположными. Хотя между простым народом и правящей верхушкой любой западной страны можно найти точно такие же отличия, поэтому дело даже не столько в том или ином народе, а в подходе, принципах, которыми он руководствуется, в его взгляде на человека и мир.
Сегодня, скажем, ряд стран Восточной Европы можно назвать вполне «западными» странами, однако еще недавно они были странами «восточными», близкими к русскому миру. Поменялись правящие элиты, управление от национальных элит перешло к транснациональным, и все поменялось вслед за этим. А люди остались прежними.
2
Мы видим сегодня, что русская цивилизация, а вместе с ней и ряд других, в своей внутренней и внешней жизни руководствуются идеалами добра, справедливости, морали и нравственности, принципами религии или древними традициями, и в нашем традиционном понимании они тем самым идут по пути правды. Глобальная западная цивилизация, а точнее ее правящая верхушка, в большинстве своем руководствуется иными принципами и взглядами на жизнь.
Для русской цивилизации, и даже не только для русской, но практически любой цивилизации, идущей праведным путем, путем созидания, добра и справедливости, исторически были характерны духовность, религиозность, вера, преобладание общественных интересов над личными, стремление к справедливости и жизни по правде, в соответствии с высшим законом, коллективизм, взаимовыручка, взаимопомощь, совместный труд, общественная выгода, жизнь ради потомков и грядущих поколений («посадить дерево, вырастить сына» и т.д.), преобладание крупных общественных ячеек и объединений, социальная сплоченность, личная свобода действий и мыслей для каждого человека, большие семьи, склонность к самопожертвованию, уважительное отношение к другим культурам, заботливое отношение к природе.
В этих общественных принципах заключаются наши сильные стороны.
В противовес этому финансово-банковские элиты и корпорации Запада в течение, пожалуй, уже не одного столетия пытаются активно насаждать в своих странах и по всему миру материализм, богоборчество, индивидуализм, эгоизм и стремление к личной выгоде, к жизни исключительно ради удовольствия и наслаждения, к удовлетворению своих интересов без особой заботы об интересах коллективных, культ денег и прибыли, использование рабского труда, эксплуатацию и жизнь за счет других, допущение преступления (грабежа, убийства, мошенничества и т.п.) ради реализации своих целей и эгоистический рационализм.
У нас есть силы изменить мир к лучшему (Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС) |
И, надо заметить, что это у них весьма неплохо получается.
Как следствие, в обществе, охваченном такими идеалами, появляется стремление к власти над другими народами для обогащения за их счет, к власти над природой и ее нещадной эксплуатации. Отсюда и западный тип экспансии и колонизации предполагает подавление, разрушение других культур и насаждение своей, религиозную и социальную нетерпимость, удовлетворение интересов метрополии за счет ограбления колоний и проч.
Конечно, эти признаки нельзя применить к любой западной цивилизации без исключения, но они характерны для довольно многих из них и в целом характеризуют любое общество, идущее, с точки зрения нашей традиционной ментальности, не по праведному пути; общество, где кучка людей, узурпировавших власть, заботится в первую очередь только о своих личных интересах в ущерб интересам государства и народа и нещадно эксплуатирует большинство простых людей для реализации своих целей и увеличения собственного влияния и благосостояния.
3
В современном западном мире, или, как принято говорить, в «цивилизованном сообществе», принято рассматривать прогресс как равномерное прямолинейное движение, где чем больше порядковый номер года, тем выше «цивилизованность» общества.
Прогресс отождествляется в первую очередь с технологическим и экономическим развитием, без учета его качественной составляющей. Западный либерализм перестал рассматривать развитие цивилизации в разрезе прошлого, настоящего и будущего, а перешел к линии «традиционность – модерн», отождествляя себя при этом именно с модерном, а западный человек эпохи модерна отождествляется с естественным человеком, человеком как таковым.
Все, что противостоит его «разумному эгоизму», объявляется архаичным. Главной жизненной стратегией становится успех в настоящем любой ценой, не особенно задумываясь о будущем и не оглядываясь на прошлое.
Охваченная культом денег и прибыли, глобальная западная цивилизация, особенно ее верхушка, финансовая и банковская элита, во многом состоит из эгоистичных индивидуалистов, живущих по принципу «Боливар не выдержит двоих». И если их старый друг купил у них акции по курсу 0,98, то они все равно продадут ему их по курсу 1,85, потому что такой сейчас курс, и им будет наплевать, что после этого тот совершенно разорится.
Такова цена беспринципного стремления к деньгам и личной выгоде. Таков принцип, дробящий общество на множество маленьких кусочков-индивидов, живущих в мире своих карманов и низменных инстинктов – общество, где самая большая прибыль, самые сладкие плоды достаются узкой кучке эксплуататоров, паразитирующих на фактически рабском труде других и живущих за счет этого. А все остальные, честные и благородные люди, остаются не у дел, так как не могут вести такой паразитический образ жизни.
Соответствующие англосаксонские научные концепции – как, например, теория Дарвина – созданные для научного оправдания такого образа существования, подтверждают этот принцип, где «выживает сильнейший». Однако в гармоничном человеческом обществе выживают все, так как сильные помогают слабым и «подтягивают» их. Что и было всегда характерно для нашей цивилизации.
«Человек человеку – волк» – к такому принципу сегодня все больше и больше приближается цивилизация Запада. Этот же принцип является одним из определяющих для англосаксонской цивилизации, которую в некотором роде можно назвать наследницей Римской империи, во времена которой и зародилась эта поговорка.
Для русской цивилизации характерен как раз противоположный принцип – «человек человеку – друг, товарищ и брат», или «человек человеку – бог». Он подразумевает постоянную готовность к взаимопомощи, уважительное отношение к другому человеку, вне зависимости от того, близкий он или незнакомец, сильный он или слабый, богатый или бедный.
* * *
Что же касается понятия «правда», упомянутого среди прочих характеристик русской цивилизации, то оно для нас очень важно. Под правдой русский человек понимает и истину, то есть не ложь, не кривду, и неписаное, исторически сложившееся традиционное представление о том, что хорошо, а что плохо, что можно и нужно делать, а что нельзя – своего рода неписаный закон.
С этой точки зрения двух правд быть не может. Если одна «правда» противоречит другой и не является истиной, значит это не правда, а ложь. Если есть истина, то все, что ей в корне противоречит, есть ложь, неправда.
Когда нам говорят, что есть «российская пропаганда», утверждающая, что боевики Нацгвардии Украины расстреливают мирных жителей из пушек, «градов» и ракет, а есть «американская пропаганда», утверждающая, что мирных жителей расстреливают ополченцы и российские войска, и правда при этом где-то посередине, то это демонстрация полного отсутствия политической грамотности и способности адекватно оценивать происходящие события.
Как уже было сказано, двух правд, противоречащих друг другу, быть не может. Правдой будет лишь одна из них, а другая – пропагандой, то есть представлением лжи в качестве правды.Русская цивилизация всегда характеризовалась своей высокой духовностью, высокими нравственными идеалами и высокой культурой. В мире часто говорят именно о русской душе. В отношении же западной цивилизации почему-то намного чаще говорят, скорее, о ее материальной культуре, а также о долларе, биржевых индексах, ценах на товары и котировках акций, нежели о душе или духовной культуре.
Помимо всего перечисленного, есть еще множество других замечательных особенностей нашей цивилизации, о которых можно говорить очень долго. Эти особенности характерны для любого общества, где люди живут не только ради собственного блага, а заботятся и об общественном, где власть не только набивает свои карманы и животы, а заботится о счастье и благосостоянии простых людей (как это сегодня делает наш президент, во многом благодаря которому мы и смогли взять курс на возрождение нашей цивилизационной идентичности), где люди живут в соответствии с заветами своих предков и древними традициями.
Помимо нас к таким цивилизациям можно отнести Китай, Индию, Иран (Персию), Индонезию, Японию и, что немаловажно, многие другие, хотя и подвергающиеся очень сильному влиянию глобальных западных элит. И речь здесь даже не столько о Западе или Востоке, сколько о принципах и цивилизационных подходах к жизни человека и его месту в мире.
Несмотря на все тревожные тенденции и продолжающееся попрание принципов международного права, стоит быть уверенными в том, что дело правды, добра и справедливости победит, потому что это правое, то есть правильное, дело.
Сегодня глобальный мир во главе с Россией, не желающий мириться с чуждыми ему принципами, несправедливостью и несоблюдением правовых норм, все больше набирает силу, и у нас есть все шансы изменить мир к лучшему и утвердить совсем другую, близкую нам систему ценностей.