В очередной раз перед нашей прогрессивной общественностью замаячил все тот же сакраментальный вопрос: Who is Mr.Putin? Или в переводе на русский: зачем Путин в третий раз хочет стать президентом? Вопрос, с одной стороны, чисто риторический, ибо прогрессивная общественность на этот счет регулярно самовыражается посредством креатива «Раз-два-три – Путин уходи!» С другой же стороны, вопрос буквально «последней прямоты», типа – «Како веруеши?» и «Камо грядеши?»
Оппозиция, та самая, что требует «Путина в отставку», требует в то же время Путина к себе, так сказать, «на ковер
Впрочем, это очень по-нашему, по-отечественному – смешивать жанры, придумывать «сапоги всмятку», превращать экзистенциальный выбор в риторическую фигуру и наоборот. Потому-то у нас еще со времен Синявского именно «стилистические разногласия» с любой наличной властью становятся важнее и сущностнее запрашиваемых – политических.
Но в те-то лубянско-советские времена эстетическое поневоле служило репрезентацией политического. А что же сегодня эстетствовать, публично наряжаясь презервативом или задавая вопрос, который не только не подразумевает ответа, но и прямо всякий ответ исключает?! Сегодня, подчеркиваю, когда почти каждая, уважающая себя оппозиция чуть ли не за дело чести считает иметь в своих рядах как минимум полковника, а лучше – генерала КГБ?
Так вот, каков вопрос – таков и ответ.
Оппозиция, та самая, что требует «Путина в отставку», требует в то же время Путина к себе, так сказать, «на ковер». В смысле – на личные в прямом телеэфире «дебаты». То есть хотят не политики, а шоу. То есть своего собственного формата, в котором алогичные кувырки, вербальная эквилибристика и прямые оскорбления в строго отведенное «эфирное время» превращаются в главное средство завоевания победы «по очкам». Точнее – по звонкам.
Так нужно ли политику, дважды отслужившему президентом, дважды – премьер-министром, исполнять роль шоумена? Да, если мы согласимся, что современная демократия – это шоу. А если не согласимся? И если допустим, что представительная демократия – это представительство, что называется, в обе стороны? То есть не только парламентариев, представляющих «народ», но и «доверенных лиц», представляющих кандидата в президенты?
Непривычно? Парадоксально? Только что же парадоксального в старинной мудрости на счет «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? И если у Путина таковых оказывается даже не сто, все почти пятьсот, то почему бы ему этой мудростью не воспользоваться? На вполне законных основаниях, между прочим.
Вот эти полтысячи доверенных лиц собственно и дают ясный и четкий ответ на сакраментальный вопрос. И не потому, что прошли жесткую дрессуру и скрупулезный инструктаж. Не потому, что снабжены шпаргалками на случай «каверзных вопросов». А потому, что наоборот – имеют полный карт-бланш. Опять-таки в полном согласии с еще одной не менее старинной мудростью: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты».
Да, Путин, как и все кандидаты, представляет свою программу, хотя и в нестандартном формате серии статей в наиболее репрезентативных печатных изданиях. Но только Путина, в отличие от всех остальных кандидатов, представляют такие люди, доверие к которым естественным образом конвертируется в доверие к путинской программе. Именно через них, через этих не просто узнаваемых, а доверительно опознаваемых, и происходит народная идентификация Путина. Надежнее и безошибочнее, чем через любые шоу-дебаты.
Как говорится – пусть говорят.
Источник: Сайт «Актуальные комментарии»