Сразу скажу, я не являюсь экспертом по нефтяному рынку и поэтому прошу относиться к моей позиции со снисхождением. Она базируется на моем личном понимании того, что мы наблюдаем в последние годы.
Рост предложения по нефти в краткосрочной перспективе может обеспечить только Саудовская Аравия
Сценарий устойчивого снижения цен на нефть (то есть падение и нахождение в течение нескольких лет на новом, более низком уровне) может опираться или на резкое увеличение предложения, или на резкое падение спроса. В краткосрочной перспективе рост предложения может обеспечить только Саудовская Аравия (резерв 4 млн барр/сутки при годовом производстве в 86,3 млн в 2010 году). Но, насколько я вижу, эта страна не хочет снижать цены, поскольку, увеличив экспорт нефти на 10–15%, можно немедленно получить падение нефтяных цен раза в два. Но для саудитов это будет означать потерю 45% доходов от экспорта нефти. По такому сценарию они вели себя в 1997/98 гг. и хорошо выучили тот урок. Именно поэтому Саудовская Аравия в последнем кризисе очень эффективно и быстро смогла добиться равновесия на рынке, подъема и стабилизации цен на нефть.
В среднесрочной перспективе рост предложения на мировом рынке могут обеспечить Ирак (с нынешних 2,5 млн барр. до 12,5 млн барр. через 5–7 лет согласно подписанным инвестконтрактам, правда, эксперты говорят, что больше 8–9 млн барр. вряд ли получится) и Канада (прирост в 2–2,5 млн барр к 2014 г.). Но это не произойдет мгновенно, и не завтра.
#{best_opinions}Возможно ли резкое падение спроса? На мой взгляд, нет. Тяжелейший мировой кризис 2007–2009 гг. привел к падению мирового ВВП на 0,7% (чего не было в других послевоенных рецессиях), при этом потребление нефтепродуктов (позволяет смягчить эффект изменения запасов) упало в США на 3,7%, в Западной Европе – на 5,1%, в Японии – на 8,8%, а во всём мире – на 1,9%. При этом в Китае и Индии выросло на 3% и 5,2% соответственно.
Сегодня можно всерьез обсуждать вероятность новой рецессии в странах ОЭСР (в пределах 1%) и замедления роста в Китае и Индии (до 5–7%), но арифметически это не приводит к падению потребления нефти в абсолютном выражении. По прогнозам ОПЕК весь прирост потребления нефти в ближайшие пять лет (5 млн барр./сутки) обеспечат страны с развивающимися экономиками, и этот сценарий мне представляется безальтернативным.
Остается еще одна составляющая: несомненно, в последние годы нефть стала одним из важнейших финансовых инструментов, что способствовало разгону цен. Впрочем, именно поэтому они так резко и упали во второй половине 2008 года. Могут ли резко падать цены на финансовые инструменты? Да, конечно. Но специфика рынков состоит в том, что после падения все участники верят в новый подъем и начинают постепенно толкать цены вверх. Чему, в данном случае, будут способствовать производители нефти. Поэтому мне кажется, что превращение нефти в финансовый инструмент, безусловно, резко повысит волатильность нефтяных цен, но не будет способствовать их устойчивому снижению.
Источник: Блог Сергея Алексашенко