Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
29 октября 2014, 12:38 • Происшествия

«Грешат на двигатели»

В аварии ракеты-носителя Antares винят двигатели

«Грешат на двигатели»
@ Reuters

Tекст: Иван Чернов

При запуске с космодрома на острове Уоллопс в США взорвалась ракета-носитель Antares с космическим кораблем Cygnus, который должен был доставить груз на МКС. Эксперты пока только гадают о причинах ЧП, но большинство уже связывает его с работой двигателя, в конструировании которого помимо американцев участвовали украинские и советские специалисты.

Взрыв на старте

В США во время запуска с космодрома Уоллопс у побережья штата Вирджиния на десятой секунде после старта взорвалась ракета-носитель Antares, несущая космический грузовик Cygnus с примерно двумя тоннами груза для МКС.

Взрыв произошел в 18.23 по местному времени вторника (1.23 среды по Москве), передает ТАСС со ссылкой на сообщение Американского аэрокосмического агентства (НАСА).

По последним данным, в ходе инцидента никто не пострадал. Однако стартовой площадке из-за того, что ракета не успела далеко отлететь от земли, был нанесен ущерб, который оценивается как «значительный».

Как бы там ни следили за качеством продукции, все равно от подобных инцидентов никто не застрахован

Для расследования инцидента создана специальная комиссия, в которую вошли представители как НАСА, так и частной компании Orbital Sciences, изготовившей ракету-носитель Antares и космический корабль Cygnus. Причем первую скрипку в комиссии, судя по всему, будет играть именно частная структура.

«Orbital Sciences сформировала специальную комиссию, которая будет работать в тесном сотрудничестве с соответствующими государственными учреждениями с целью установления причин сегодняшней аварии», – заявил на пресс-конференции вице-президент корпорации Фрэнк Калбертсон.

Как только станут известны причины случившегося, его компания планирует оперативно исправить все ошибки и возобновить старты ракет, добавил он.

А 4 ноября причины аварии планируют обсудить на встрече главы НАСА и Роскосмоса.

Дело в двигателе?

Официально причины ЧП еще не обнародовались, однако многие аналитики уже называют в числе главных версий проблемы с двигателями ракеты-носителя.

Такой версией, в частности, поделился с РИА «Новости» специалист в области космоса, профессор Университета имени Джорджа Вашингтона Джон Логсдон. «Двигателями являлись обновленные ракетные двигатели, изначально предназначенные для использования на советской ракете-носителе Н-1 более чем 40 лет назад», – рассказал он.

Двигатель НК-33 разрабатывался еще для советской лунной ракеты Н-1, выпускался с начала 1970-х и теперь используется в США по программе МКС для ракет-носителей Antares.

Эксперт добавил, что говорить о дальнейшем использовании или неиспользовании Antares, пока не установлены конкретные причины аварии, рано. Кроме того, еще не ясно, какой ущерб был нанесен самой стартовой площадке. По словам специалиста, ракеты Antares могут быть запущены только оттуда.

По словам источника «Интерфакса» в аэрокосмической отрасли России, стартовый комплекс на американском космодроме мог очень серьезно пострадать в результате аварии. И в таком случае следующий старт вряд ли состоится там раньше весны – лета следующего года.

Известно, что это четвертый по счету запуск ракеты-носителя Antares (первый был проведен в апреле прошлого года – прим. ВЗГЛЯД), и все три предыдущих были вполне успешными.

Комментируя инцидент, академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков заявил газете ВЗГЛЯД, что «пока до конца не понятно, что произошло». Он призвал дождаться окончания расследования, но признал при этом, что «большинство экспертов грешат на двигатели».

«Что касается надежности этих ракет, могу сказать, что эксплуатируются они относительно недавно, но до этого все было нормально, – подтвердил специалист. – А случившееся лишний раз доказывает, что какой бы надежной ни считалась космическая техника и в какой бы стране ни производились запуски, как бы там ни следили за качеством продукции, все равно от подобных инцидентов никто не застрахован».

По словам Железнякова, основные двигатели на этой ракете-носителе американского производства – компании Alliant Techsystems (ATK), которая специализируется на этом уже несколько десятков лет.

Однако первая ступень ракеты-носителя Antares «делалась не только американцами, но и в кооперации с украинцами», и они применили там доработанные самарские двигатели НК-33.

«Действительно, тот задел, который у нас был по лунной программе, используется сейчас американцами, в этих двигателях», – пояснил он.

При этом эксперт еще раз призвал дождаться окончания расследования, прежде чем высказывать версии о том, имеют ли отношение к аварии эти двигатели.

По мнению главного редактора журнала «Новости космонавтики» Игоря Маринина, нынешняя авария произошла из-за модификации американцами советского двигателя, и ответственность за это лежит только на них (США), рассказал он РИА «Новости».

По его словам, эти двигатели были закуплены США уже давно. В СССР они производились с середины 70-х годов для модифицированной ракеты Н-1М, предназначенной для высадки человека на Луну. Но программа была закрыта, часть двигателей уничтожили, а несколько десятков купили американцы.

Тестирование двигателей производили как американские, так и российские специалисты – ничего плохого выявлено не было.

О том же, кстати, заявил в среду и вице-президент Antares Orbital Sciences Corporation, компании производителя ракет Antares и космических кораблей Cygnus, Фрэнк Калбертсон. Он заверил, что двигатели прошли все этапы тестирования и продемонстировали максимальную надежность.

При этом первую ступень двигателя для Antares и его адаптацию к своей технике американцы делали совместно со специалистами из украинского Днепропетровска, добавил Маринин.

«Они вели доработки довольно серьезные и присвоили им свое название. Получился двигатель уже американский. Американцы так сэкономили, не стали производить свой двигатель, купили наш очень хорошего качества и воспользовались специалистами Днепропетровска, которые освободились от заказов на «Зениты», – пояснил Маринин.

По мнению специалиста, на каком-то этапе адаптации и модификации двигателя под американскую программу мог произойти сбой: «То ли это трубопровод, то ли это в бак попало что-то постороннее, потому что баки тоже на Украине делают...»

Но, скорее всего, это «какая-то внешняя причина, а не сам двигатель», уверен он, поэтому «с России ответственность всякая снимается».

На МКС все спокойно

 

Экипаж Международной космической станции был сразу же проинформирован о случившемся с космическим грузовиком. И, хотя авария несколько нарушила график обеспечения американского сегмента МКС, большинство специалистов говорят, что для космонавтов это не критично.

Известно, что взорвавшийся космический корабль вез на орбиту примерно две тонны продовольствия, воды, кислорода, материалов для научных экспериментов и другого оборудования.

В Роскосмосе отметили, что авария никак не отразится на снабжении российского сегмента Международной космической станции.

«Для нас это ущерб нулевой, или, скажем, минимальный. На снабжении российского сегмента МКС взрыв Cygnus никак не скажется, так как мы свои грузы преимущественно возим на проверенных российских кораблях «Прогресс», которых у нас достаточно. Четыре корабля в год у нас есть всегда, при необходимости запустим пятый», – заявил в связи с этим представитель ведомства Алексей Краснов.

Однако в случае необходимости и запроса от НАСА Россия готова доставить необходимый груз на американский сегмент МКС с помощью «Прогрессов».

«Для МКС эта авария никаких угроз не несет: ни для жизни космонавтов, ни для их рациона их питания, – заверил газету ВЗГЛЯД и эксперт по космосу Александр Железняков. – Уже сегодня к станции стартует наш грузовик «Прогресс М25-М» (на момент публикации заметки старт прошел и был успешным – прим. ВЗГЛЯД), который доставит туда новые запасы. Возможность различных происшествий всегда закладывается. Поэтому на МКС достаточно запасов и пищи, и воды, и воздуха».

А вот относительно перспектив перехода НАСА на доставку грузов к МКС с помощью российских «Прогрессов» из-за аварии с Antares российский эксперт не очень оптимистичен:

«Думаю, что изменений не произойдет. У американцев есть не только Cygnus, но и другой частный корабль – Dragon. Они как раз призваны снизить зависимость американцев от России в плане грузооборота. Сейчас они имеют возможность не заказывать дополнительно наш «Прогресс», а доставлять грузы своими силами», – отметил он.

И даже «больше рейсов», по его мнению, делать будет не обязательно. Тот же Dragon способен вмещать больше, чем он доставляет грузов сейчас. Таким образом, часть из того, что не удалось доставить в ночь на среду, можно было бы перераспределить на него.

Отметим, что и ранее в прессу попадала информация о нештатных ситуациях при запуске ракеты Antares. Так, в мае этого года сообщалось об отмене ее запуска, запланированного на 10 июня, из-за отказа двигателя первой ступени AJ26 – того самого модернизированного варианта советского двигателя НК-33.

Добавим, что одним из самых громких инцидентов в космосе за последнее время стал сбой при запуске европейских спутников «Галилео» в августе. При этом Европейское космическое агентство возложило вину за это на российский разгонный блок «Фрегат», обнаружив в нем конструктивный дефект. Российские специалисты были менее категоричны в оценках, отметив, что влияние на аварию конструкции топливопровода для «Фрегата», на которую грешили европейцы, еще нужно доказать.

..............