Взгляд
18 октября, пятница  |  Последнее обновление — 17:46  |  vz.ru
Разделы

Поездки за границу становятся опасными

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Нарастающая череда инцидентов с нашими согражданами за границей постепенно напоминает старую мудрость про то, что в гостях хорошо, а дома все-таки лучше. Дальше за границей будет только хуже. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Москва не хочет быть полицейским на Ближнем Востоке

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Уход американского контингента, начало турецкой операции, стремительное выдвижение сирийской армии на северо-восток, договоренности между Дамаском и курдами – все пришло в движение, все меняется с невероятной скоростью. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

В России зря жалеют сепаратистов Каталонии

Никита Коваленко, политический обозреватель
Мы хорошо знаем, что такое сепаратизм, и вряд ли РФ как-то выиграет от его всплеска в Европе или где бы то ни было еще. Скорее – совсем наоборот. Симпатизируя каталонскому сепаратизму, можно встать на очень опасный путь. Подробности...
Обсуждение: 78 комментариев

    Представлен первый костюм для космических туристов

    Ричард Брэнсон, Virgin Galactic и Under Armour представили первый костюм для космических туристов. Комплект одежды включает в себя базовый слой одежды, основной костюм, специальную обувь, тренировочный комбинезон и куртку астронавта
    Подробности...
    Обсуждение: 14 комментариев

    Ким Чен Ын покорил священную гору на белом коне

    Северокорейский вождь Ким Чен Ын покорил священную гору Пэктусан (3 тысячи метров). Причем, как утверждает печать КНДР, вождь поднялся туда на белом коне. Его отец и дед тоже поднимались на гору, но только пешком
    Подробности...

    Скончался легендарный советский космонавт Алексей Леонов

    В когорте первых космонавтов Алексей Леонов был поистине всенародным любимцем, он также завоевал признание миллионов людей за рубежом. Человек-легенда, в 1965 году он первым вышел в открытый космос и тем самым попал в мировую историю. В пятницу Леонов скончался на 86-м году жизни
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:Макрон поставил под сомнение функционирование НАТО на фоне событий в Сирии

          Главная тема


          Литва пытается улучшить отношения с Россией через шпионов

          социальные сети


          Заседание новой Мосгордумы вызвало бурную реакцию блогеров

          Главный редактор RT


          Симоньян заявила о победе американской цензуры в России

          украинский режиссер


          Сенцов назвал россиян и украинцев братьями

          Видео

          громкое дело


          Зачем судмедэксперты делают погибших детей «пьяными»

          Уход американцев


          У Ближнего Востока появились новые покровители

          «Не валяй дурака!»


          Трамп показал миру язык новой дипломатии

          Женевские конвенции


          Один из инструментов давления на Россию уходит в прошлое

          викторина


          Что вы знаете о русской водке?

          Возможность работать


          Сергей Мардан: Зачем России врачи-гастарбайтеры

          Банковский запрет


          Екатерина Звягина: Перестанут ли банки кошмарить бизнес

          Хорошие новости


          Алексей Алешковский: Счастье есть, только мы не умеем о нем рассказывать

          на ваш взгляд


          Мособлдума разрешила подмосковным чиновникам работать из дома. А вы бы как предпочли трудиться?

          США проводят над Украиной опасный ядерный эксперимент

          Американцы выжмут все соки из украинской атомной отрасли   29 января 2018, 17:45
          Фото: energoatom.kiev.ua
          Текст: Ольга Самофалова

          Версия для печати  •
          В закладки  •
          Постоянная ссылка  •
            •
          Сообщить об ошибке  •

          Киев продолжает ставить авантюрные эксперименты над остатками советской атомной отрасли, доставшейся стране после обретения независимости. Контракт с американской компанией «Вестингхаус», которая поставляет Украине ядерное топливо для АЭС, продлен. О проблемах с ядерной безопасностью, которые несет Украине это явно политическое решение, в Киеве пока даже не задумываются.

          Американская Westinghouse заключила новое соглашение с украинским госпредприятием «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», в рамках которого продлевается поставка американского ядерного топлива Украине до 2025 года, сообщает пресс-служба Энергоатома.

          Производство и сборка ядерного топлива будут осуществляться на предприятии Westinghouse в шведском городе Вестерос, где существуют технологические линии исключительно для производства топлива для реакторов советского типа ВВЭР-1000. «Этим соглашением предусматривается поставка ядерного топлива для обеспечения семи из 15 украинских атомных энергоблоков в течение 2021–2025 гг., что означает расширение и продолжение действия текущего договора на шесть энергоблоков, срок действия которого заканчивается в 2020 году», – говорится в сообщении.

          Westinghouse поставляет для Украины ядерное топливо с 2005 года. Тогда первые шесть сборок были загружены в третий энергоблок Южно-Украинской АЭС. С тех пор американское топливо загрузили лишь в три из 15 реакторов. Больше 10 лет потребовалось американцам, чтобы суметь сделать подходящее и безопасное топливо для советских реакторов. Первые попытки были неудачны и приводили к авариям на украинских АЭС.

          По данным Украины, на октябрь 2016 года доля американского топлива на украинских АЭС составляла около 15%, недавно Петр Порошенко заявил, что планирует довести ее до 55%. Использовать топливо Westinghouse планируется еще на двух блоках Запорожской АЭС, а также на Ровенской АЭС.

          Периодически Украина говорит о полном освобождении от российского ядерного топлива, но вряд ли стоит этому верить. «Речи о полном переходе с российского на американское топливо нет даже в планах самых «упоротых» адептов Westinghouse», – говорит Алексей Анпилогов, много лет проработавший в украинской атомной энергетике, а ныне – руководитель фонда исторических исследований «Основание». Речь о заполнении американским топливом только семи из 15 энергоблоков. «Это возможно к 2021 году. Сейчас на американском топливе работает три–четыре энергоблока, за два–три года могут перевести еще три энергоблока», – не исключает эксперт.

          Однако выигрывает ли от этого Украина, снизит ли свою зависимость от российских поставок? Ничуть. «Секрет Полишинеля – почти весь уран, который используется в твэлах Westinghouse, имеет импортное происхождение. Сами США не добывают значимые объемы урана на своей территории (закрывают менее 10% баланса). А вот главными поставщиками урана, который потом использует Westinghouse, являются Россия и Казахстан. Поэтому уход от российского урана будет лишь на бумаге», – отмечает собеседник.

          Но главное, что причина частичного перехода украинских энергоблоков АЭС на американское топливо чисто политическая. Никаких экономических преференций украинский Энергоатом не получил.

          «Можно поздравить американскую Westinghouse с тем, что она вошла на пока емкий украинский рынок поставок ядерного топлива. И с тем, что она получила неоценимую испытательную площадку, на которой довела до более-менее нормального состояния свое топливо. Как следствие, возможно, американский поставщик постарается вернуться к идее захода на рынок Восточной Европы, где есть масса таких же блоков, но откуда их в свое время погнали поганой метлой. Вспомним аварию на чешской АЭС Темелене, когда пришлось доставать топливо с нарушенной геометрией», – говорит Анпилогов.

          Украина же с экономической точки зрения от замены российского топлива на американское ничего не выигрывает. «Американское ядерное топливо тоже стоит денег. Это игра краплеными картами: российское топливо обвиняют в мифической дороговизне, хотя цена выше американской исключительно потому, что Россия берет на себя обязательства по конечной утилизации топлива, а Westinghouse принципиально не берет на себя таких обязательств. И если вопрос утилизации отработанного российского ядерного топлива решен, то стоимость цикла использования американского топлива от изготовления до захоронения и утилизации не просчитана», – говорит эксперт. Россия, конечно, утилизировать американское ядерное топливо не собирается.

          В украинской прессе уверяли, что вопрос решит строительство в районе отчуждения Чернобыльской АЭС централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива – ЦХОЯТ. Сделать это должна американская компания Holtec International. «Но надо сказать правду, это не утилизация топлива, а лишь временное хранение. Вопрос полной стоимости американского топлива взваливается на потомков, которые через 50 или 100 лет должны будут достать твэлы из временного хранилища и принять решение о полной утилизации», – объясняет Анпилогов.

          Но самое главное, что из-за перехода на американское топливо, не предназначенное для советских реакторов, Украина играет с огнем.

          «И руководство украинского Энергоатома, и украинские политики, и даже надзорные украинские органы пошли на сделку с совестью», – считает собеседник. Потому что они в значительной мере упростили процедуру сертификации американского топлива, а также отказались от массы обязательных процедур, необходимых для полноценной инженерной и технологической оценки как сильных, так и слабых сторон этого топлива. В результате часть российских производителей оборудования и программного обеспечения сняли гарантии на свои части украинских атомных энергоблоков, в которые загружено американское топливо.

          «Я считаю, что позиция РФ абсолютно правильная, потому что сертификация придумана не Россией, а принята в отрасли. И действия украинской стороны вызвали обоснованное возмущение со стороны МАГАТЭ. Поэтому теперь любые финансовые потери надо будет относить на алчность Westinghouse и головотяпство менеджеров украинского Энергоатома, которые не провели полную процедуру сертификации», – рассказывает Анпилогов.

          Ко всему прочему, Украина ввязалась еще в одну авантюру – решила увеличить мощности своих атомных станций. В целом это нормальная практика, например Финляндия так делала в отношении советских реакторов ВВЭР. Все дело в подходе. «Украина проводила программу увеличения мощности без согласования с производителями оригинального оборудования, в первую очередь российскими. Та же Финляндия проводила полный объем технических согласований, натурных испытаний и т. д.», – объясняет Анпилогов.

          В итоге Украина поставила себя под обоснованную критику МАГАТЭ, которая является независимой надзорной организацией за безопасностью атомной энергетики.

          «И, что греха таить, все эти начинания (перевод на американское топливо и повышение мощностей) Украина провела успешно исключительно за счет тех советских запасов по надежности и безопасности, которые были заложены в конструкцию реакторов»,

           – уверен собеседник.

          Еще один неприятный момент для Украины – старение атомных энергоблоков, построенных в советское время. Срок их службы составляет обычно 30–40 лет, то есть заканчивается как раз после 2025 года. «Большая часть энергоблоков, на которых сейчас проводятся такие смелые эксперименты, эксплуатируются за пределами своего заводского гарантийного срока. В мировой практике это нормальная ситуация, но обычно к этому моменту блок уже оставляют в покое, просто дают доработать оставшиеся 10–15 лет сверх гарантийного срока. А на Украине позиция авантюрная», – говорит Анпилогов. Уже сегодня Украине стоит начинать думать о строительстве новых энергоблоков, и на такое строительство уходит в среднем 10 лет. Но ничего подобного в украинской атомной отрасли не происходит.

          «В ближайшее время рисков для безопасности, возможно, не возникнет, но среднесрочные и долгосрочные риски сохраняются. Скорее речь о происшествиях и авариях, которые начнут происходить позже, когда выяснятся неприятные моменты, связанные с долгосрочной надежностью и старением энергоблоков», – заключает собеседник.

          «Украина для американцев сегодня становится удобным плацдармом для отработки собственных технологий и для хорошего заработка. И если не ставить безопасность на первое место, то это может привести к трагичным ситуациям», – согласен первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.


          Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

          Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............