В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.
0 комментариевАмерика делает из Украины свалку для ядерных отходов
Америка создает из Украины свалку для ядерных отходов
На Украине наконец построили первое сухое хранилище отработанного ядерного топлива в Чернобыле. Теперь она с гордостью отказывается от услуг России по его утилизации для того, чтобы сэкономить 200 млн долларов в год. Однако так ли уж велика была плата Украины за подобные услуги? В чьих интересах на самом деле построено хранилище и с какой целью?
На Украине появилось сухое хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ), поэтому с 2017 года она перестанет платить России по 200 млн долларов ежегодно за его утилизацию, заявил украинский министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик, передает киевское издание «Сегодня.ua». Ранее Насалик говорил, что проект хранилища окупит себя за 2–2,5 года.
Westinghouse пролоббировала вопрос создания хранилища на Украине и всячески настаивала на его сооружении
По его словам, атомные блоки страны активно переводятся с топлива российского производителя ТВЭЛ, входящего в состав госкорпорации «Росатом», на топливо американской компании Westinghouse. «Мы запустили пятый запорожский блок полностью на топливе Westinghouse. На сегодняшний день рассматривается программа, чтобы 40% атомных блоков Украины работали на ядерном топливе Westinghouse», – рассказал министр.
Речь идет о появлении ЦХОЯТ на территории Чернобыльской зоны. До сих пор на Украине было только одно мокрое хранилище – на Запорожской АЭС. Тогда как отработанное топливо с других АЭС – Хмельницкой, Ровенской и Южно-Украинской – штатно возвращалось на территорию РФ. Сейчас только две страны в мире обладают технологиями переработки ядерного топлива – Россия и Франция.
Мокрое хранилище – это необходимый этап утилизации ядерного топлива, но предназначено оно для временного хранения топлива в течение нескольких лет (после чего Украина посылала его также на переработку и хранение в Россию). Сухое же хранилище предназначено для сухого захоронения ядерных отходов.
Планы о строительстве такого сухого хранилища в Чернобыльской зоне отчуждения появились еще при президенте Кучме, с тех пор прошло уже 15 лет. Каждый раз сроки появления хранилища переносились – сначала хотели построить его к 2010 году, потом к 2012 году, и еще недавно речь шла о 2018 годе. Однако, судя по всему, процесс наконец ускорился, и хранилище заработает уже с 2017 года.
Украинские власти постоянно говорят о том, что этот объект нужен для того, чтобы экономить 150–200 млн долларов, которые приходится ежегодно платить России за отгрузку и хранение ядерных отходов. На самом деле главную роль здесь играет американский производитель ядерного топлива Westinghouse, который уже многие годы пытается заменить российское ядерное топливо своим на советских реакторах украинских АЭС. И эти эксперименты уже приводили к авариям и остановкам реакторов.
- Специалисты сомневаются в безопасности украинского хранилища ядерных отходов
- Контроль над украинскими АЭС перехватывает загадочная компания
- Отказываясь строить АЭС с Россией, Украина сильно рискует
- Новая атомная сделка Украины похожа на очередное мошенничество
- Участившиеся аварии крайне опасны для энергодефицитной Украины
«Вопрос хранения ядерного топлива был критичен для американской компании Westinghouse, которая уже поставляет свое ядерное топливо на Южно-Украинскую АЭС и собирается поставлять на Запорожскую АЭС. Westinghouse пролоббировала вопрос создания хранилища на Украине и всячески настаивала на его сооружении», – говорит газете ВЗГЛЯД Алексей Анпилогов, много лет проработавший в украинской атомной энергетике, ныне – руководитель фонда исторических исследований «Основание».
Иными словами, без этого хранилища американцы просто не смогли бы рассчитывать на массовые поставки своего топлива на Украину, ведь потом его некуда будет девать. Для понимания: сейчас в реакторы загружается одновременно и российское, и американское топливо. И это лишь экспериментальная загрузка американского топлива, которое должно отработать только через четыре года, поэтому временно вопрос о его отходах не вставал. Когда пришел бы срок, конечно, можно было бы отработанное ядерное топливо американского производства отвезти и сдать обратно в США или в Европу (ведь это ближе). Однако идея Запада состоит совсем в другом.
Они хотят не только вытеснить российское ядерное топливо с украинского рынка, но и сделать Украину площадкой для захоронения собственного отработанного ядерного топлива, то есть свалкой для западных ядерных отходов. «По всей видимости, готовится инфраструктура для захоронения иностранных отходов. Иными словами, речь идет о превращении Украины по решению ее нынешних властей в «ядерную свалку», – говорил ранее постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. Такой вывод эксперты делают исходя из огромных заявленных мощностей ЦХОЯТ, которые существенно превосходят потребности самой Украины.
В этом прослеживается двойственная позиция США и Европы: их законы запрещают принимать на их территории на хранение ядерное топливо, отработанное в третьей стране. То есть американцы очень хотят зарабатывать на продаже своего топлива Украине, но его дальнейшая судьба – это забота исключительно самой Украины. Разница подходов американских и российских атомщиков здесь очевидна.
Американцы получили от этого проекта тройную выгоду. Во-первых, Westinghouse может спокойно «заливать» украинские АЭС своим топливом (когда технически это станет возможным). Во-вторых, американская компания Holtec International, которой доверили строительство хранилища на Украине, получила первый опыт в подобного рода проекте. До недавнего времени эта компания была всего лишь производителем контейнеров для отработанного ядерного топлива и не имела опыта в строительстве хранилищ такого типа. Наконец, на строительство ЦХОЯТ украинский Энергоатом привлек американский кредит на 250 млн долларов, то есть подзаработают и американские банки.
Украина, построив дешевое, возможно, с большим риском для будущего поколения хранилище, сможет получить подряды на захоронение отработанного ядерного топлива из Европы и США
Наконец, еще одна важная деталь – украинский проект хранилища отработанного ядерного топлива, по сути, является экспериментальным. В самих США, да и в Европе, используются совершенно иные технологии. Нигде в мире отработанное ядерное топливо не хранят на поверхности земли, как это будет на Украине. Не говоря уже о том, что оно будет крайне близко к столице и реке Днепр – артерии, которая обеспечивает водой Киев и половину Украины. И это вызывало вполне обоснованные опасения экологов и экспертов.
«Долговременное хранение отработанного ядерного топлива – это общепринятая процедура. Вопрос в том, насколько условия хранилища, которые созданы на Украине, соответствуют мировым стандартам. В Европе и в США хранилища размещают в устойчивых геологических структурах – соляных шахтах, в горных выработках и т. д. На Украине же построили совершенно иное – открытое хранилище на поверхности. Но оно не застраховано от террористических актов или военных действий. Нужно понимать, что такой опыт длительного хранения ядерных отходов будет впервые опробован именно на Украине», – рассказывает Алексей Анпилогов.
По его словам, Европа и США столкнулись с тем, что создание хранилища под землей, в шахтах – крайне затратное дело. «А на Украине сейчас испытывается достаточно дешевое наземное хранилище, которое защищено только собственными инженерными сооружениями и относительной удаленностью от людей. На мой взгляд, это решение спорное и компромиссное. И я не исключаю, что Украина, построив такое дешевое, возможно, с большим риском для будущего поколения хранилище, сможет таким образом получить подряды на захоронение отработанного ядерного топлива из Европы и США», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Иными словам, Украина хочет зарабатывать на этом. Западу приходится тратить значительные суммы на захоронение ядерных отходов. Но зачем, если можно уговорить Украину провести эксперимент и при его удачном результате сделать страну свалкой ядерных отходов? И если раньше, возможно, Киев давал Западу отпор в этом вопросе (учитывая, как долго шел процесс появления такого хранилища), то сейчас Украина стала более сговорчивой. Поэтому долгострой наконец был реализован.
Стоимость строительства хранилища на Украине можно оценивать в сумму от 250 млн долларов (именно столько американцы дали в кредит под этот проект) до 800 млн долларов (это минимальная стоимость подземного хранилища).
Что касается опасений экологов и экспертов относительно безопасности нового хранилища в Чернобыльской зоне отчуждения, то здесь вся ответственность ложится на Украину.
«Были опасения у массы экспертов, в том числе у МАГАТЭ, которая осуществляла контроль. Но теперь, как я понимаю, хранилище принято в том числе Госатомнадзором Украины, соответственно, они взяли на себя ответственность за его безопасную эксплуатацию», – говорит Анпилогов.
Еще один важный момент. Украине в любом случае придется согласовать с Росатомом технологии захоронения российского ядерного топлива.
«Сейчас Украина не может отказаться от поставок российского ядерного топлива, поэтому Росатом будет главным поставщиком на украинские АЭС. Как следствие, его топливо тоже будет попадать в сухое хранилище. И здесь возникает вопрос о регламенте, который украинская сторона вынуждена будет согласовать с Росатомом», – говорит эксперт.
«Каждое топливо обладает своими особенностями, поэтому каждый вид топлива должен проходить экспертизу, как оно будет захораниваться, утилизироваться, какие процедуры потребуется применять на том или ином этапе захоронения. Это уже вопрос к украинским технологам, им, безусловно, придется это делать в тесной технологической и технической сцепке с производителями топлива, то есть с российской компанией «Росатом» и с американской компанией Westinghouse», – поясняет Анпилогов.
С экономической точки зрения проект действительно может быть на руку Украине. Правда, обслуживание хранилища тоже будет стоить денег, но, скорее всего, значительно меньше, чем плата за отправку отработанного топлива в Россию. К тому же Киев может потом подзаработать как ядерная свалка. С другой стороны, 200 млн долларов в год (которые приходится платить России) кажутся не такой уж и большой платой за безопасность и отсутствие рисков нового ядерного заражения украинской земли.