Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Всем показали лишь красивую коробку»
Вместо нового самолета Украина показала "лишь красивую коробку"
Украина впервые представила самолет-демонстратор, сделанный без каких-либо комплектующих из России. Петр Порошенко пророчит транспортнику Ан-132D блестящее будущее и благодарит авиастроителей «за этот праздник и эту победу». Насколько обоснованны оптимистичные ожидания украинского президента по поводу возможностей украинских осколков советского авиапрома?
Единственный производитель авиатехники на Украине – госпредприятие «Антонов» – представил видеопрезентацию транспортного самолета Ан-132D. Презентацию на своей Twitter-странице обнародовал президент Украины Петр Порошенко.
По сути, всем показали лишь красивую коробку, которую выкатили из ангара. Что там внутри – неизвестно
По словам Порошенко, на создание транспортника ушло всего полтора года. Порошенко уверяет, что предприятие полностью отказалось от российских комплектующих. «На одной платформе АН-132D собран кластер лучших компаний мировой авиаиндустрии. Это наша общая трудовая победа, – говорит Порошенко. – Мы уверены, что он будет иметь рынок 260–290 самолетов до 2035 года. Я благодарю за этот праздник и эту победу всех авиастроителей, всех наших партнеров, я поздравляю с выдающимся событием и желаю новому самолету «Ан» счастья».
Легкий транспортный Ан-132 – это модификация советского Ан-32. Его разработка осуществляется в интересах Саудовской Аравии. В апреле 2015 года «Антонов» подписал соглашение о разработке и производстве Ан-132 с саудовской компанией Taqnia Aeronautics. Партнерами выступают Pratt & Whitney Canada и GE Aviation. По словам разработчика, этот самолет сможет перевозить различные грузы массой более девяти тонн на ближне- и среднемагистральных маршрутах. Неофициально говорилось, что общая стоимость опытно-конструкторских работ на 18 месяцев – 116 млн долларов. Из них 40 млн заплатит саудовская сторона, а 76 млн вложит ГП «Антонов». После первого полета опытного образца арабские партнеры обещают дать еще 20 млн долларов на испытания. Украина должна будет вложить еще 9 млн долларов.
Потом сообщалось, что саудиты хотят построить 80 таких самолетов на построенном в Саудовской Аравии заводе. «Антонов» отдаст производственные технологии, а в обмен будет получать роялти в размере 10% от цены реализации каждого лайнера саудитами.
Ан-132 должен оснащаться американскими двигателями Pratt & Whitney Canada PW150 с шестилопастными композитными винтами R408 фирмы Dowty Propellers, системами жизнеобеспечения производства компании Liebherr и самым современным комплексом авионики американской фирмы Honeywell. От украинских двигателей «Мотор Сич» саудиты отказались.
Замена российских комплектующих на западные затормозила реализацию проекта. Западные поставщики подкачали. Так, в начале года стало известно, что британская GE Aviation Systems задерживает заказанное оборудование на 2,5 млн долларов. Три комплекта агрегатов воздушного винта R408 прибыли в мае 2016 года, а вот доставка 18 блоков узлов лопастей и подшипников была отложена на август и декабрь 2016 года. А ведь по плану самолет должен взлететь уже в марте 2017 года. Но сделать это будет воистину сложно, учитывая, что завершить интеграцию системы авионики от Honeywell на 17,72 млн долларов должны только до 20 октября 2017 года.
- надежда украинская
- Шантаж по поводу Ан-124 способен ударить по самой Украине
- Украинская «Мечта» улетает в Китай
- На российско-украинском авиапроме поставлен крест
- МС-21 откроет новую эру для российской авиации
- Планы украинского авиапрома выглядят антинаучной фантастикой
«Пока дать какие-то адекватные оценки Ан-132D невозможно. Украина явно торопилась выкатить этот самолет, поскольку уже «горела» по срокам, а это предусматривает серьезные финансовые потери перед саудитами. Видимо, как только поставили комплектующие к лопастям в декабре – самолет и продемонстрировали. Но, по сути, всем показали лишь красивую коробку, которую выкатили из ангара. Что там внутри – неизвестно», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
В теории переоснастить и модернизировать Ан-32 с учетом ограничений на использование комплектующих, производимых в России, можно. «Но, во-первых, это существенно скажется на цене. Во-вторых, использование зарубежных компонентов может напрямую сказаться на эксплуатационных характеристиках. Это также затруднит их использование в рамках уже действующих парков модификаций более ранних Ан-32, поскольку возникнет необходимость переобучения технического и летного персонала», – считает Кирилл Яковенко из ГК «Алор».
Ан-32 был разработан КБ Антонова во времена войны в Афганистане, сборку начали в 1984 году. Его главная особенность – высокие эксплуатационные качества. Самолет неприхотлив в плане обслуживания, не требователен к качеству топлива и может быть починен усилиями экипажа в полевых условиях. «Неубиваемым» «Ан» делало в первую очередь использование агрегатов и комплектующих, разработанных еще в СССР. В области турбовинтовой авиации этот был самый удачный самолет советского времени. Его используют военные, пожарные, спасатели, санитары и для перевозки грузов во многих странах.
Однако объявленный Порошенко прорыв по созданию Ан-132D может оказаться не более чем политическим заявлением. Причем как с украинской точки зрения, так и с позиций саудитов. Для Киева важно показать, что разрыв кооперации с Россией не был стратегической ошибкой, что Украина является сильной авиационной державой сама по себе.
«Вопрос относительно перспектив реализации контрактов на поставку новых бортов Саудовской Аравии остается открытым. К сожалению, на протяжении последних лет поддержка авиапрома администрацией Порошенко ограничивается постами в социальных сетях. На практике Киев делает все возможное, чтобы «Антонов» как можно скорее обанкротился», – говорит Яковенко. «Антонова» лишили всего российского, в том числе комплектующих, технологий и госзаказов.
При этом самолеты «Антонова» вряд ли будут востребованы где-то еще, кроме России. В Европе есть свой Airbus, в США – Boeing. «Ан-132 – по сути, это единственный щанс «Антонова» продать новый самолет на мировой рынок, так что в случае, если Киев не сделает все возможное для реализации контракта с саудитами, компанию можно смело банкротить», – говорит Яковенко.
Зачем украинские транспортники потребовались Саудовской Аравии? До этого она никогда не интересовалась украинским авиапромом, да и вообще идеей производства какого-либо самолета. Для них это, скорее всего, также «политический» самолет. «Саудиты активно вкладывают в него деньги, чтобы не был разработан другой самолет – иранский, IrAn-140», – считает Сергей Звенигородский из УК «Солид Менеджмент».
В любом случае есть большие сомнения, что в марте 2017 года самолет полетит. «Сборка, по сути, нового самолета, с новыми комплектующими, их интеграция за полтора года – пока это из области фантастики», – говорит Андриевский.
«Конечно, если Украине удастся запустить Ан-132D в указанные сроки – это действительно будет огромным прорывом. В этом случае можно будет только поздравить украинских авиаинженеров и брать с них пример. Но пока в такой исход верится с трудом», – заключает Андриевский.
Антоновцы могут справиться с проектом, но на это потребуется куда больше времени, считает Звенигородский. «Без российских комплектующих самолет вроде бы можно создать, но нельзя уложиться в такие короткие сроки, тем более собирая комплектующие по всему миру. Самолетостроение – вершина промышленности любой страны, где сходятся воедино технологии и материалы, и даже закупив их за границей, их не так просто свести вместе», – говорит он.