Сергей Худиев Сергей Худиев Мир скучающих эгоистов спасут праведники

Эгоисты могут договариваться о деловом партнерстве или взаимном обмене услугами – но уж точно никакой жертвенной любви, как в семье. Никто не станет за вас умирать – или даже бодрствовать у вашей кровати, если вы заболеете. Вы не настолько драгоценны для кого бы то ни было.

0 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Франция становится для России бесполезной

Показатель упадка Франции – стремительно убывающее влияние в Африке. Все больше правительств континента, ранее лояльных Парижу, заявляют о нежелании видеть французские войска на своей территории.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Три важнейших урока для России от падения Алеппо

Для России – при всей важности и нужности Сирии – важно не столько снова освободить Алеппо, сколько извлечь из нынешнего успеха боевиков ряд важнейших уроков. Первый в том, что заморозка войны не приводит к победе.

25 комментариев
16 января 2015, 21:56 • Экономика

Китай обошел США, пообещав Украине ядерное топливо не хуже российского

Китай обошел США, пообещав Украине ядерное топливо не хуже российского
@ energoatom.kiev.ua

Tекст: Ольга Самофалова

Пекин намерен составить прямую конкуренцию российскому ядерному топливу в странах Восточной Европы, в частности на Украине. Китайский аналог Росатома заявил, что освоил производство российских топливных элементов. Американцы уже более пяти лет пытаются это сделать, но все без толку. Китайцы, судя по всему, оказались умнее, правда, без российских «мозгов» тут не обошлось.

Китайская CNNC (China National Nuclear Corporation), которая пока только готовится производить собственное ядерное топливо для своих станций, заявила, что уже ищет возможности для экспорта собственного топлива на атомные станции, построенные СССР и Россией.

Это открывает нам возможности продать свою продукцию для АЭС различных типов, включая станции советского и российского производства

Представитель китайской компании неофициально уверил, что CNNC уже освоила французские и российские технологии производства топлива для энергоблоков. «Это открывает нам возможности продать свою продукцию для АЭС различных типов, включая станции советского и российского производства», – говорит источник ТАСС.

Отвечая на вопрос о возможной географии продаж, источник сообщил: «В первую очередь мы рассматриваем возможность поставки топлива в Венгрию и Румынию, а также на Украину».

Он пояснил, что на Украине при загрузке ядерного топлива американского производства в реакторы советского типа у украинских энергетиков возникают технические проблемы. «Мы могли бы разрешить эту задачу, ведь мы освоили производство российских топливных элементов в полном объеме», – сказал собеседник ТАСС.

Разумеется, эта идея будет реализована не сразу, «для этого может потребоваться несколько лет», а «сейчас основная задача – найти клиента», говорит представитель CNNC. В связи с возможностью увеличить экспорт ядерного топлива Китай уже начал массово скупать урановые месторождения.

Китайцы изначально развивали свою ядерную энергетику благодаря технологиям лидеров этой отрасли, в том числе России. Отвечая на вопрос о возможных претензиях России к китайским производителям топлива, он заявил, что «особых ограничений нет». «Несмотря на наличие соглашений, российской стороне вряд ли удастся остановить поставки», – уверен представитель китайской CNNC.

Технический момент

Редактор Atominfo.ru Александр Уваров полагает, что с технической точки зрения через несколько лет вполне можно будет говорить о Китае как поставщике топлива для реакторов ВВЭР-1000 российского производства на основе российских же технологий. Россия уже построила два энергоблока блока ВВЭР-1000 на Тяньваньской АЭС (запущены в 2007 году). В начале 2013 года началось строительство третьего и четвертого энергоблоков Тяньваньской АЭС силами России. И есть договоренность о строительстве пятого-восьмого блоков Тяньваньской АЭС в Китае.

«Параллельно мы оказывали помощь Китаю по обогащению урана и ядерному топливному циклу. Там шел разговор, что со временем наши реакторы в Китае будут переходить на топливо китайского производства, естественно, по нашим технологиям, которые были переданы совершенно официально. То есть там нет никакого контрафакта», – говорит Александр Уваров.

«Им передавались, естественно, те технологии, которые были на тот момент. Но в Китае интересуются и более современными нашими кассетами», – добавляет он.

Юридический момент

Однако с точки зрения экспорта большой вопрос, может ли Китай экспортировать ядерное топливо собственного производства, но созданное на основе российских технологий.

Все зависит от того, как составлен контракт между Россией и Китаем по передаче технологий производства ядерного топлива. «Может быть три варианта: либо полностью запрещен экспорт, либо с разрешения России, либо никак этот момент не прописан», – говорит эксперт. В топливной компании Росатома «ТВЭЛ» на запрос газеты ВЗГЛЯД оперативно не ответили.

В советское время действовала практика запрета экспорта в том числе ядерного топлива на основе российских технологий. «К примеру, СССР передавал технологии производства ядерного топлива для реактора ВВЭР в Чехословакию, но оговаривал, что его можно использовать только в странах Совета экономической взаимопомощи (просуществовал до 1991 года). Поэтому чешская Skoda, которая умела делать ядерное топливо для ВВЭР, не могла без нашего одобрения выйти в Латинскую Америку», – рассказывает Уваров.

Другой подход у американцев и французов, которые, кажется, раздают свои технологии по всему миру, однако в обмен они всегда получают «кусочек» работы. «К примеру, Корея строит реактор в Эмиратах (стоимостью 20 млрд долларов – прим. ВЗГЛЯД). При чем тут, казалось бы, американцы? Но американцы давным-давно передавали технологии, поэтому они получают работу в этом проекте», – приводит в пример эксперт. В частности, американский производитель ядерного топлива Westinghouse получил заказ на поставку топлива для этой АЭС на миллиард долларов в год.

В этом бизнесе много субподрядчиков, различных операций, которые можно разложить по разным компаниям. Другое дело, что Россия обладает в области мирного атома фактически всеми компетенциями и занимается проектом, по сути, под ключ – от строительства до хранения ядерных отходов.

Украина уже несколько лет пытается заменить российское ядерное топливо американским хотя бы частично. Но все попытки провалились

Если даже китайская компания права и никаких ограничений со стороны России к экспорту китайского топлива нет, появление Китая в числе конкурентов на мировом атомном рынке в ближайшее время сомнительно.

Сомнительный список клиентов

Еще один факт, который также говорит в пользу скептического отношения к заявленным амбициям китайской компании, – это появление Румынии и Венгрии в списке желаемых клиентов, покупателей китайского ядерного топлива. Потому что действующие два реактора на АЭС в Румынии – канадские, новые энергоблоки также строит канадская компания. «Это совершенно другой тип реактора и принципиально иное топливо», – удивляется Уваров.

«В Венгрии действительно работает четыре советских реактора ВВЭР, но венгры подписали чуть ли не пожизненный контракт с Росатомом, чуть ли не на весь срок службы реактора», – говорит эксперт.

Буквально в конце 2014 года Россия и Венгрия подписали контракт на строительство двух новых блоков венгерской АЭС «Пакш». Но здесь речь идет уже о реакторах по российской технологии ВВЭР-1200, а не ВВЭР-1000. Скорее всего, такими технологиями китайцы уже не обладают. А если они все же имеются в арсенале, то переманить венгров на китайское топливо все равно будет почти невозможно.

Российский Росатом не просто строит АЭС за рубежом и выделяет кредиты на их строительство, но в обмен также подписывает долгосрочные контракты на поставку российского ядерного топлива, а зачастую предлагает полный пакет услуг, что называется, «под ключ» – начиная от строительства и заканчивая вывозом и хранением отходов.

Украина нарасхват

По сути, Китай может побороться разве что на Украине за контракт на поставки ядерного топлива. Но тут придется соревноваться на только с Росатомом, но и с американской Westinghouse. Украина уже много лет пытается заменить российское ядерное топливо американским хотя бы частично. Но все попытки провалились, более того, они еще и оказались опасными.

Американское ядерное топливо, используемое на построенных в СССР украинских АЭС, приводит к деформации топливных кассет энергоблоков и повышает риски ядерной и радиационной безопасности. В 2012 году из-за этих проблем с американским топливом пришлось остановить два блока Южноукраинской АЭС. Летом 2013 года сотрудники этой станции обратились к правительству с требованием прекратить использовать топливо этой американской марки, показавшей свою техническую непригодность.

К слову, на чешской АЭС, где также работают советские реакторы, еще до Украины тоже пытались переходить на топливо американского производства. Но и там это привело к деформации комплектующих, поэтому чехи отказались от него в пользу российского, которое было признано более качественным и еще обеспечивающим более низкие расходы при эксплуатации АЭС. В итоге в 2010 году российская дочка Росатома – топливная ТВЭЛ – стала единственным поставщиком топлива для чешских и словацких АЭС. Контракт с чехами был подписан на 10 лет, до 2020 года, с возможностью дальнейшей пролонгации.

Однако нынешнюю власть Украины Чернобылем не напугать. Украинское правительство по-прежнему намерено перевести Южноукраинскую атомную станцию на американское ядерное топливо фирмы Westinhouse, об этом говорится в принятой правительством программе, заявил на этой неделе нардеп-николаевец от Блока Петра Порошенко Александр Ливик.

Впрочем, когда-нибудь Китай действительно может составить конкуренцию России и другим сильным игрокам на рынке мирного атома, не исключает экс-замглавы Минатома России из Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин.

Но Россия всегда будет иметь возможность играть ценой, потому что Россия занимает большую долю ядерного рынка, а блоки ВВЭР являются самыми массовыми в мире (работает 34 блока такого типа).

Кроме того, Россия строит АЭС под ключ вплоть до вывоза топливных отходов и заключает долгосрочные контракты на 15–30 лет на поставку топлива.

«В любом случае выход новых игроков на рынок – это конкуренция, которая заставит нас двигаться вперед, улучшать характеристики нашего топлива, доводить до более высоких коммерческих характеристик. Мы уже задумываемся на перспективу», – говорит Нигматуллин.

..............