В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.
32 комментарияНефть разольют по лицам
Нефтекомпаниям могут запретить розничную торговлю бензином
ФАС намерена добиться запрета на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одного юридического лица. Соответствующие поправки предполагается внести в проект закона «О нефти». Эксперты уверены: подобная инициатива вряд ли увенчается успехом.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает в рамках готовящегося закона «О нефти» ввести запрет на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одного юридического лица. Об этом в четверг сообщил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин.
Есть предложения ФАС в рамках закона «О нефти». Первое – по организационному обособлению оптовой и розничной торговли по юрлицам
«Есть предложения ФАС в рамках закона «О нефти». Первое – по организационному обособлению оптовой и розничной торговли по юрлицам. Второе – обсуждаем вопросы, связанные с ограничением участия на розничном рынке на уровне 35% или другого порога. Третье – по объемам биржевой торговли и регистрации на бирже внебиржевых контрактов», – цитирует его слова «Интерфакс».
Таким образом антимонопольщики надеются сделать рынок розничной торговли нефтепродуктами более прозрачным. Как отмечает ведомство, эта мера поможет выяснить, по каким ценам розничные сети закупают данную продукцию. В настоящий момент процесс ценообразования не всегда известен.
Сегодня совмещение оптовой и розничной торговли в одном юридическом лице – достаточно распространенная практика. По мнению антимонопольщиков, у юрлица, торгующего нефтепродуктами и оптом, и в розницу, просто нет внутренних цен между оптовым и розничным звеньями, которые ФАС могла бы сравнить с оптовыми ценами для независимых АЗС.
- ФАС хочет посадить нефтяников
- «Ведомости»: ФАС может снизить штраф нефтяной «большой четверке»
- ФАС не будет заключать мировые соглашения с нефтяниками без решения Путина
- ТНК-BP оплатила наложенный ФАС штраф в 1,1 млрд рублей
Не имея возможности контролировать эти цены, ФАС не может доказать и факт ограничения конкуренции, чтобы наложить штраф и потребовать снижения цен.
О необходимости законодательного разграничения оптового и розничного звеньев в торговле нефтепродуктами глава ФАС Игорь Артемьев говорил еще в начале 2010 года. «Необходимо ввести запрет на приобретение и строительство АЗС на территории муниципального образования компаниям, доля которых на локальном рынке превышает 35%, как это сделано в отношении торговых сетей и продавцов рекламы», – уверен глава службы.
По словам Артемьева, в 2009 году ФАС возбудила 99 дел по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынках нефти и нефтепродуктов, в 59 случаях факт нарушения был подтвержден (для сравнения: в 2008 году 67 дел было возбуждено, 35 случаев нарушения подтвердились, в 2007 году – 10 и восемь дел соответственно).
Атаки на нефтяников со стороны ФАС уже давно приобрели характер настоящего «крестового похода». Все началось осенью 2008 года, когда штраф был предъявлен Роснефти в размере 1,5 млрд рублей, ЛУКОЙЛу – 1,4 млрд рублей, «Газпром нефти» – 1,3 млрд рублей, ТНК-BP – 1,1 млрд рублей.
Однако подобных сумм ФАС показалось мало, и летом 2009 года ведомство провело новую кампанию против нефтяников, наложив на них еще более крупные штрафы. В отношении ЛУКОЙЛа был установлен штраф в размере 6,54 млрд рублей, Роснефти – 5,28 млрд рублей, ТНК-BP – 4,197 млрд рублей, «Газпром нефти» – 4,675 млрд рублей.
Таким образом, общая сумма штрафных санкций, наложенных антимонопольной службой на четыре крупнейшие нефтяные компании России, превысила 26 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в России работают вертикально-интегрированные компании, где весь цикл от добычи до производства нефтепродуктов замкнут в одну цепочку.
«Такое положение дел приводит к отсутствию внутреннего конкурентного рынка нефтепродуктов, нет объективных ценовых индикаторов и прозрачности работы нефтяного бизнеса», – сказала газете ВЗГЛЯД управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене.
Она считает, что шансы ФАС изменить существующую ситуацию, обеспечив прохождение этого законопроекта, практически равны нулю – слишком сильно лобби нефтяных монополистов.