Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

0 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

11 комментариев
3 мая 2006, 22:20 • Экономика

КамАЗ не пустили в Лондон

IPO КамАЗа пройдет в России

КамАЗ не пустили в Лондон
@ autonews.ru

Tекст: Дмитрий Скворцов, Эльдар Бадырханов

Государство окончательно отказалось от планов провести первичное размещения акций КамАЗа на зарубежных фондовых рынках. Если завод не внесут в список стратегических предприятий, приватизация госпакета – 34,01% акций – будет проведена путем продажи бумаг на российских биржах.

О том, что планы государства в отношении ведущего российского производителя грузовиков изменились, «Интерфаксу» рассказали чиновники двух профильных ведомств. «К IPO на зарубежных рынках КамАЗ не готов, у него нет аудированной отчетности за три последних года», – сообщил осведомленный источник.

На первом этапе произойдет допэмиссия, в ходе которой госпакет сократится минимум до блокпакета

Росимуществу принадлежит 34,01% акций КамАЗа. Продажа госпакета предусмотрена планом приватизации на 2006 год. В числе возможных вариантов приватизации в Министерстве экономического развития и торговли ранее называли продажу на аукционе в России, а также размещение акций на Лондонской фондовой бирже. Позднее государство рассматривало возможность передачи 34,01% акций КамАЗа в хозяйственное ведение Рособоронэкспорта. Но впоследствии государственный холдинг отказался от такого проекта, мотивировав решение желанием сосредоточиться на профильном направлении бизнеса – экспорте вооружений.

Независимые эксперты согласны с российскими чиновниками – КамАЗ не удовлетворяет требованиям западных инвесторов по корпоративной прозрачности. «Действительно, наличие аудированной отчетности за последние три года по МСФО или US GAAP – одно из требований при организации IPO на Западе, – сказала газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова. – У КамАЗа нет даже неаудированной отчетности. Немногие российские компании могут похвастаться ее наличием».

Вместо IPO в Лондоне Минэкономразвития совместно с консультантом КамАЗа инвестиционной компанией «Тройка Диалог» подготовило план-график мероприятий по приватизации государственного пакета акций производителя грузовиков. Первый этап плана предусматривает проведение допэмиссии акций завода в пользу стратегического инвестора с сокращением доли государства в капитале компании до 25%.

«На первом этапе произойдет допэмиссия, в ходе которой госпакет сократится минимум до блокпакета», – говорит осведомленный чиновник. По словам источника, сроки реализации первого этапа приватизации зависят от принятия правительством поправок в закон о приватизации, позволяющих сокращать долю государства в капитале компаний после увеличения их уставного капитала. «Оптимистичные сроки – это конец осени – начало зимы этого года, но все зависит от решения правительства», – отмечает представитель профильного ведомства.

Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин (фото: kamaz.net)
Генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин (фото: kamaz.net)

Второй этап приватизации предусматривает дальнейшее сокращение доли государства в капитале КамАЗа в ходе размещения акций на российском фондовом рынке. «Размещение на внутреннем рынке госпакета КамАЗа возможно в рамках второго этапа», – подчеркивает источник в профильном ведомстве, уточняя, что «какие-либо четкие параметры этого процесса пока не проработаны». Параметры размещения будут зависеть «от понимания того, какой объем инвестиций необходим КамАЗу», добавляет чиновник. Текущая капитализация КамАЗа составляет порядка 1,2 млрд. долларов.

После завершения второго этапа приватизации государство полностью выйдет из капитала предприятия, обещает представитель профильного ведомства. «КамАЗу не требуется госрегулирование в виде участия в уставном капитале», – отмечает осведомленный чиновник. «Цель перечисления средств в бюджет не стоит, необходима передача предприятия эффективному собственнику», – подчеркнул представитель государства.

«В роли стратегического инвестора КамАЗа с большой долей вероятности выступит Рособоронэкспорт, – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов. – Вначале Рособоронэкспорт получит 9%, так как доля государства на первом этапе должна составить не менее 25% от уставного капитала. Затем его доля может быть увеличена за счет других акционеров, близких к государству».

«Многое зависит от пакета, который предложит государство стратегическому инвестору. Вкладывая деньги, он будет заинтересован в контроле над предприятием», – добавляет Наталья Кочешкова. К госпакету КамАЗа проявляли интерес и «Русские машины», подконтрольные предпринимателю Олегу Дерипаске, напоминает эксперт.

Размещение акций КамАЗа на российских фондовых биржах продиктовано желанием государства контролировать будущих собственников завода, отмечает Дмитрий Парфенов.

Чиновники признают, что приватизации КамАЗа еще могут помешать инициативы по включению автомобилестроительного завода в список стратегических предприятий. Такое развитие событий блокирует процесс сокращения доли государства в капитале предприятия. В конце марта Минэкономразвития отклонило подобное предложение. «Была такая инициатива, не помню от кого, мотивированная тем, что предприятие имеет большое значение для обороноспособности», – пояснил осведомленный источник, добавив, что разработанные МЭРТ предложения осуществятся, «если не будет продавлено включение КамАЗа в список стратегических предприятий».

Аналитики сомневаются в возможности приватизации КамАЗа. По мнению Дмитрия Парфенова, несмотря на сопротивление Минэкономразвития, завод внесут в список стратегических предприятий. «Доля оборонных заказов у КамАЗа действительно очень велика», – поясняет аналитик.