Давайте поговорим о феномене деградации оппозиционной журналистики, которая всегда была вражеской пропагандой, но в полный рост расцвела после бегства из страны господ исполнителей после 24 февраля 2022 года. Расцвела и увяла на наших глазах.
14 комментариевВоздушные замки Абрамовича
Чиновники решают судьбу авиации
Чиновники обсуждают проект предпринимателя Бориса Абрамовича – альянс AirUnion. Минэкономразвития готово одобрить создание главного конкурента «Аэрофлота». Но Росимущество не желает лишаться контроля над компанией «КрасЭйр». Если слияние региональных перевозчиков состоится, объединенная компания может позднее войти в состав «Аэрофлота», говорят аналитики.
Минэкономразвития, Минтранс и Росимущество уже несколько лет не могут решить, стоит ли соглашаться на инициативу совладельца компаний «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс» Бориса Абрамовича объединить все компании в одно юридическое лицо под брендом AirUnion. В последнее время переговоры о создании крупнейшего регионального авиаперевозчика активизировались. Минэкономразвития готово дать принципиальное согласие на создание основного конкурента «Аэрофлота».
Конкуренция или контроль?
Герман Греф и Игорь Левитин обратились с предложением о создании AirUnion под эгидой «КрасЭйр» к Владимиру Путину
Доли компаний, близких Борису Абрамовичу, в AirUnion распределены следующим образом: «КрасЭйр» – 40%, ДАЛ – 48,6%, «Омскавиа» – 70%, АК «Самара» 40% и «Сибавиатранс» – 100%. Сейчас эти компании работают по единой маршрутной сети и координируют свою ценовую политику, однако официально превратиться в единое юрлицо они не могут до тех пор, пока добро не даст мажоритарный акционер крупнейшего авиаперевозчика альянса «КрасЭйр» – государство.
Дело в том, что в случае слияния государство потеряет контроль над «КрасЭйр». По подсчетам экспертов, взамен 51% доли в красноярской авиакомпании государство получит 32-42% в ООО «Эйр Юнион», а контроль над альянсом перейдет к совладельцам «КрасЭйр» Борису и Александру Абрамовичам.
Росимущество выступает против размывания госпакета и в апреле этого года предложило передать госпакет компании в уставный капитал «Аэрофлота» вместе с пакетами акций множества других авиакомпаний, в уставном капитале которых сохранилось госучастие. При этом государство увеличило бы контроль над «Аэрофлотом» с 51,17 до 75%.
МЭРТ и Минтранс поддерживают предложение Бориса Абрамовича. В апреле руководители министерств Герман Греф и Игорь Левитин обратились с предложением о создании AirUnion под эгидой «КрасЭйр» к Владимиру Путину и, по неофициальной информации, получили президентское одобрение. На завершившемся 13 мая красноярском экономическом форуме «Развитие востока России» замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов дал понять, что его ведомство не пугает потеря контроля государства над AirUnion, поскольку «это стимулирует развитие конкуренции на рынке авиаперевозок в России». А передача госпакета «КрасЭйр» «Аэрофлоту» укрупнит госкомпанию, однако вряд ли оздоровит рынок.
Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов на том же форуме отрекся от приписываемой ему идеи поглощения «КрасЭйр», заметив, что «такого проекта не существует». А Борис Абрамович получил в родном Красноярске еще один бонус. Кирилл Андросов сообщил, что разрабатываемый «КрасЭйр» проект создания на базе красноярского аэропорта «Емельяново» международного хаба (транзитного транспортного узла) может быть профинансирован из инвестиционного фонда, предназначенного для реализации проектов частно-государственного партнерства. Прием заявок на финансирование из фонда на нынешний год МЭРТ завершает 20 мая, общие затраты государства на проекты ЧГП в этом году по плану составят 70 млрд. рублей, в 2007 году 72,9 млрд. рублей, а в 2008 - 73,2 млрд. рублей.
Заместитель гендиректора «КрасЭйр» по маркетингу Андрей Егоров сообщил газете ВЗГЛЯД, что акционеры AirUnion решили подавать заявку не сейчас, а в рабочем порядке в сентябре, после того, как будет завершена подготовка проектно-сметной документации по проекту. Разработка уточненного бизнес-плана и проектно-сметной документации обойдется примерно в 2-4 млн. долларов и будет оплачена частными акционерами альянса самостоятельно. Общая стоимость проекта - примерно 500 млн. долларов, из них около 300 млн. долларов (около 8 млрд. рублей – Ред.) - это предполагаемый объем государственного участия в проекте.
Государственные деньги сейчас очень бы пригодились совладельцам «КрасЭйр». Самостоятельно привлечь средства для реализации крупномасштабного проекта AirUnion им будет сложно. В авиатранспортной отрасли сейчас заметно снизилась рентабельность из-за роста цен на авиационное топливо. Кроме того, из пяти компаний, которые находятся под оперативным управлением AirUnion, работает с прибылью только «КрасЭйр». Остальные участники будущего альянса показали разную степень убыточности.
«AirUnion может прекратить существование…»
AirUnion может прекратить существование |
На первый взгляд мечта Бориса Абрамовича о создании второго в России крупного национального перевозчика близка к осуществлению. МЭРТ и профильные ведомства – Минтранс и Росавиация – начинание поддерживают. Андрей Егоров сказал газете ВЗГЛЯД, что ожидает к началу-середине июня получить заключение об объединении компаний от Федеральной антимонопольной службы.
Но Росимущество до сих пор не смирилось с потерей контроля над «КрасЭйр». По неофициальной информации, чиновники предлагали Борису Абрамовичу внести в уставный капитал AirUnion госпакеты «Владивостокавиа» или «Башкирских авиалиний», чтобы контроль над воздушным альянсом сохранился у государства. Частные акционеры с предложением не согласились, мотивировав отказ тем, что «Башкирские авиалинии», например, на данный момент находятся в стадии банкротства.
По всей вероятности, предложение передать в уставный капитал государственной авиакомпании «Аэрофлот» все госпакеты авиакомпаний, включая госдолю и в самой «КрасЭйр», стало ответом раздосадованного Росимущества на отказ Абрамовича уступить контроль в AirUnion.
Кроме того, Росимущество обратилось в Красноярский арбитражный суд с иском об отмене решения собрания акционеров «КрасЭйр» о выпуске ООО «Эйр Юнион» (ранее называлось «Эйр Бридж») облигаций на 1,5 млрд. рублей. Средства предполагалось использовать на ремонт и пополнение парка авиакомпаний альянса. Этот займ был согласован частными акционерами «КрасЭйра» под поручительство компании без учета мнения контрольного акционера.
Чиновники настаивали, чтобы за заемные средства поручилась не авиакомпания, а сам Борис Абрамович. Но в итоге частные акционеры компании вообще не стали принимать во внимание мнение Росимущества, поскольку сочли, что этот орган является «заинтересованным в сделке». Займ был размещен 15 ноября прошлого года.
Рассмотрение иска Росимущества в арбитраже пока не завершено. Предварительное слушание перенесено с 26 апреля на 18 мая. Формально из-за того, что суду требуется изучить дополнительные документы. Не исключено, что судья ждет, чем закончится разбирательство государственных министерств из-за AirUnion. Если Владимир Путин действительно одобрил создание альянса в таком виде, как его предлагают частные акционеры, Росимущество, надо полагать, срочно отзовет иск.
Но аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что если отзыва иска не произойдет, не исключено, что размещение облигаций будет аннулировано, и AirUnion может прекратить существование. «Если «КрасЭйр» будет объявлена банкротом, это негативно скажется на рынке авиаперевозок в целом», – считает аналитик.
- Ил-96: разбор полетов
- Новый небесный союз
- Ил-96 притормозили
- МАКСимальная прибыль
- Новый российский самолет
- Итальянцы покупают «Сухой»
Директор по правовым вопросам консалтинговой группы «Аспект» Александр Молотников говорит, что абсолютно спокойным относительно судьбы AirUnion можно быть только в том случае, если государство сохранит контрольный пакет в объединенной компании. В случае уменьшения роли государства в альянсе можно ожидать «всего чего угодно». «Это большая авиация, и, несмотря на нынешний отраслевой кризис, в этом сегменте крутятся очень большие деньги. Именно поэтому создание AirUnion обсуждается уже 2-3 года, и до сих пор не завершено. Именно поэтому появилась идея создания на базе «Аэрофлота» отраслевого «монстра». При определенном стечении обстоятельств в будущем можно ожидать существования двух крупных авиаперевозчиков – «Аэрофлота» и AirUnion, за которыми бы тянулись остальные компании. Однако не исключаю, что через 2-3 года, после того как будет закончена консолидация компаний AirUnion, укрупненная компания все-таки войдет в состав «Аэрофлота». Будет ли она выкуплена у частных акционеров за хорошие деньги или прейдет под госконтроль каким-то другим способом – пока неясно».
Аналитик «Центринвест Секьюритиз» Михаил Ганелин считает, что наиболее эффективным решением для государства было бы все-таки сохранить AirUnion в качестве отдельного альянса, поскольку «Аэрофлоту» «есть кого покупать», и без «КрасЭйр», и крупнейший российский перевозчик сам не очень горит желанием штурмовать собственность Абрамовичей».