Взгляд
26 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 14:50  |  vz.ru
Разделы

Фронт должен опираться на тылы

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Именно для этого нужна мобилизация резервистов – чтобы насытить войсками тылы. Вряд ли вновь созданные из мобилизованных граждан части сразу отправят штурмовать позиции противника. Для этого продолжают наращивать кадровые войска. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Как отбивали Харьков в Великую Отечественную

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Потеря Харькова означала чувствительный удар по советской промышленности, а его обретение обратно дало бы масштабный, хоть и не мгновенный, прирост военного производства. Это понимали как русские, так и немцы. Подробности...

С какими словами Россия вступала в битвы

Алексей Зензинов
Алексей Зензинов, сценарист, драматург
Сталинские слова «братья и сестры» сделали для Победы больше, чем все американские поставки по ленд-лизу. Не нужно было говорить или писать: «Мы, Божией милостью самодержец…» – жизнь дала другие, созвучные времени формулировки. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...

В Австралии прошли акции протеста против британской монархии

По всей Австралии, которая входит в состав Британского Содружества и где формально главой государства является король Великобритании, прошли акции протеста против монархии и, как говорят организаторы, расистского колониального империализма. В Мельбурне состоялась самая массовая акция – на улицы вышли тысячи людей
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Глава Удмуртии рассказал о состоянии 23 раненых после стрельбы в Ижевске

    Главная тема


    Зачем США раздувают фейк о «ядерных угрозах» России Украине

    борьба с нацизмом


    Расстрелявший детей в школе Ижевска преступник был одет в толстовку со свастикой

    «стали опорой Родины»


    Бизнесмен Пригожин рассказал о создании группы «Вагнер»

    «нет предателей»


    Посол РФ в Канаде отказался поступать «не по-русски»

    Видео

    отказ от российского газа


    ЕС обрекает себя на деиндустриализацию

    «перегибы на местах»


    Армия и общество требуют мобилизации без ошибок

    энергетический кризис


    Цены на электричество убивают литовскую экономику

    запасники музеев


    Церковь имеет шанс вернуть украденное большевиками

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    выкарабкаться из кризиса


    Ирина Алкснис: Суверенитет и непрерывность истории – две главные ценности президента Путина

    новая реальность


    Геворг Мирзаян: Запад лишается иллюзий относительно СВО

    смена стратегии


    Владислав Исаев: Москва показала Киеву краешек своей колоды козырей

    на ваш взгляд


    Среди ваших знакомых есть люди, получившие повестки в рамках объявленной частичной мобилизации?

    Опасен ли для России фильм «Курск»

    Европейское кино про русскую трагедию
       8 мая 2019, 08:30
    Фото: «Курск»/EuropaCorp
    Текст: Петр Акопов

    Решение Министерства культуры выдать прокатное удостоверение французскому фильму «Курск» еще вызовет бурную реакцию – особенно после того, как в конце июня он выйдет на российские экраны. Но сам случай «Курска» – это хороший повод для разговора о том, нужно ли показывать в России западное кино, снятое про те или иные события нашей истории.

    Премьера спродюсированного знаменитым режиссером Люком Бессоном фильма «Курск» состоялась еще в прошлом сентябре на кинофестивале в Торонто. С тех пор уже прошел его прокат и в Европе, и в Азии, а 21 июня он выйдет в США. Перспективы показа в России были неясны. Многие считали, что фильм о трагедии августа 2000 года не стоит показывать в нашей стране.

    Фильм снят по книге Роберта Мура «Время умирать», вышедшей еще в 2002 году, а адаптировал ее сценарист «Спасти рядового Райана» Роберт Родат. То есть это такое пафосное кино-катастрофа – с моралью и звездами: Леа Сейду, Маттиас Шонартс, Колин Ферт и Макс фон Cюдов. Поставил фильм датчанин Томас Винтерберг (один из соавторов триеровского манифеста «Догма-95» и режиссер фильмов «Дорогая Венди» и «Охота»).

    Отзывы западной публики и критики в основном благожелательные – это же такая общечеловеческая история катастрофы, пусть и на русском материале. На этом настаивал и сам режиссер, специально подчеркивавший, что он хотел не только рассказать о трагедии людей, обреченных на смерть вдали от родных, но и показать столкновение героев-одиночек с бюрократической машиной.

    Проблема только в том, что этот фильм неизбежно станет вкладом в укрепление негативного образа России на Западе. Еще одним подтверждением того, что на востоке с Европой соседствует бездушный «Левиафан». Потому что, согласно фильму, причиной гибели моряков стал отказ российской власти принять помощь «европейских партнеров» – последний подводник умирает буквально за несколько часов до того, как Москва наконец-то соглашается принять английскую помощь. Тут даже не важно, как было на самом деле - почти наверняка западная помощь никого не могла бы спасти.

    Важнее то, как это подается в фильме – а там накручивается еще много мелочей, вроде истории с русским капитаном, отстраненным от спасательной операции из-за его готовности принять помощь, которую предлагает его знакомый британский моряк. Британия, формально не имеющая никакого отношения к фильму, тем не менее присутствует в нем по полной. Например, все происходящее подается с трех точек зрения – самих подводников на «Курске», их жен и детей и командующего ВМС Великобритании Дэвида Рассела. Вот такой взгляд со стороны.

    При этом в фильме изначально должен был быть еще и «Владимир Путин» – но потом эту роль убрали из сценария. В результате главным олицетворением российской власти в кино остался адмирал (которого играет фон Сюдов). Именно ему, утешающему вдов и детей, в финале картины отказывается жать руку сын одного из погибших. Не забудем – не простим? И это не говоря уже о всевозможных деталях русского быта, которые вызовут смех или негодование русского зрителя – снимали ведь не специалисты по России.

    Тем не менее, фильм выйдет на наши экраны. Зачем? Потому что у нас нет своих фильмов про «Курск»? Прокат «Курска» вызовет скандал – причем не только киношный, но и общественный. Дело не в том, как показана там русская армия – на это, кстати, Мединский дал вполне разумный ответ:

    «Это кино о гибели АПЛ «Курск» в 2000-м, о том, в каком деградировавшем состоянии были наши армия и флот к концу 90-х. Ну что... Неприятно смотреть, но это не откровение. Мы и так это знаем. Знаем и то, что тогдашнее новое руководство страны взялось эту ситуацию исправлять. Знаем, что сегодня нашей армией и флотом мы по праву гордимся. Как в лучшие времена отечественной истории».

    Но скандал после просмотра фильма все равно будет. Снова начнут обвинять власть не только в том, что она скрывает правду (вплоть до того, что «ведь это американская подлодка его убила»), но и в том, что виновата в гибели моряков-подводников («вот, и в кино показали, что все из-за того, что наши западную помощь не приняли»). Зачем нам это нужно?

    Министр культуры Владимир Мединский объясняет решение выдать фильму прокатное удостоверение тем, что не хочет «повторять ошибки советского агитпропа»: «Запрещать к прокату очередное предвзятое и не очень хорошее кино о России мы не будем». То есть он не считает фильм хорошим. Вот что говорит министр в интервью ТАСС.

    – Есть ли в этом кино часть правды?

    – Ну есть. Намешано со всякими домыслами, гиперболами и сомнительными умозаключениями, но куда ж «творцам» без них...

    Кратко, суть драмы – противостояние добра и зла. «Добро» – это «партнеры» из НАТО: они по сюжету вообще ни о чем не думают, кроме как спасти наших моряков. Аж кушать не могут.

    А «зло» – русское командование, которое норовит угробить как можно больше своих, лжет и плетет интриги против натовских спасителей. Моряки, их семьи – соответственно, люди хорошие, но «жертвы» режима.

    – Удивишь нас такими подходами?

    – Не удивишь. Все это мы видели в многочисленных «Би-муви» времен холодной войны. В СССР эти фильмы запрещали, а мы наивно полагали, будто в них спрятана какая-то сокровенная правда. А правды и откровений никаких не было. Как не было и таланта в этих фильмах. Так что, возвращаясь к «Курску», все это уже было: скучно, вторично и нечестно.

    – То есть фильм плохой?

    – Предостерег бы от навешивания на «Курск» ярлыков: типа «идеологическая диверсия» и т. п. Просто это кино снято не для нас. Оно у них там такое для самих себя. Часть условного Запада исторически так хочет нас видеть. Ну и ладно».

    То есть Мединский даже поднимает градус – говоря о том, что главная суть фильма в противостоянии доброго Запада и злых русских военных. И тем не менее выпускает фильм. У нас и свои режиссеры порой снимают фильмы в совершенно западном стиле, но не в смысле качества производства, а по идеологическому содержанию, то есть взгляду на «русских варваров со стороны культурного человека Запада». Нужно ли это смотреть? Если только для того, чтобы понимать, как нас видят наши западные соседи.

    Нужно ли это запрещать? Нет – если исходить из того, что «запретный плод сладок». Мединский исходит именно из такой предосылки – когда вспоминает советские годы с запретом западных фильмов, в которых изображались «злые русские». Хотя часто западные фильмы не показывали вовсе не только из-за антисоветчины, а просто по причине излишней жестокости. Да и запрещать в эпоху интернета какой-либо фильм невозможно – но тут все-таки речь идет о прокате. Невозможно себе представить, чтобы в Англии широко прокатывали наш фильм про геноцид индусов англичанами (если бы такой, например, был снят, хотя он никогда снят и не будет). Британцам это было бы просто неинтересно – кто такие русские, чтобы снимать про нашу историю?

    У нас же, в силу трехвековой ориентации нашей элиты на Запад, отношение к тому, «что говорят о нас там», очень внимательное – а в постсоветские годы стало и вовсе довлеющим. В последние годы мы все больше отходим от этого. Точнее, власть и народ отучают «элиты», особенно творческие, смотреть на собственную страну через чужие очки. Но при этом своего мы еще делаем очень мало – если говорить о кино, сериалах, массовой пропаганде в нормальном смысле этого слова. Не шапкозакидательного, не подражающего Голливуду, даже если с противоположным идеологическим зарядом – а своего по сути и по форме, пронизанного и знанием России, и любовью к ней, и мастерством исполнения. В нашей истории, как недавней, так и далекой, есть бесчисленное количество сюжетов для всех жанров кино. Вопрос только в том, чтобы научиться снимать по-русски, с любовью к русским и для русских. Тем более что своя уникальная кинематография у нас была – и мы еще не утратили понимание того, что это такое.

    Для нас же «Курск» не опасен и не вреден. Он просто является напоминанием о том, что нам нужно говорить о своем прошлом, настоящем и будущем собственным, а не переводным языком.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •