Взгляд
16 октября, суббота  |  Последнее обновление — 18:43  |  vz.ru
Разделы

Экологический фундаментализм похож на «хождение в народ»

Евгений Фатеев
Евгений Фатеев, Руководитель Екатеринбургского отделения Русского художественного Союза
Все эти оранжевоволосые и жутко продвинутые горожане и горожанки дойдут до жутко благородного и осознанного поедания тараканов, какой-нибудь дурацкой напечатанной и ненастоящей еды – вплоть до экологически ответственных и спасающих дикую природу самоубийств. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Иранские партнеры просят у Москвы помощи в решении их региональных проблем. Готова ли Россия помочь своему номинальному союзнику? Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

На зарубежных рынках россиян никто не ждет

Аркадий Комаров
Аркадий Комаров, предприниматель
Многие российские экспортеры не могут, не знают, не умеют продвигать продукцию. Но гораздо чаще, как показывает мой опыт общения с сотнями компаний-экспортеров, просто не думают об информационной поддержке своего экспорта. Подробности...
Обсуждение: 46 комментариев

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...

Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж

Пилотируемый космический корабль «Союз МС-19», на борту которого находятся космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, во вторник отправился к МКС для съемок фильма «Вызов»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Арестованы трое подозреваемых в конфликте в метро Москвы

    Главная тема


    Почему перепись в Крыму встревожила Киев

    стратегические исследования


    В Киеве испугались возвращения украинских территорий в Россию

    «так ничего и не поняла»


    Соловьева потрясла «поделка» Собчак после смертельного ДТП

    языковой барьер


    В Узбекистане толпой избили русскоговорящую девушку

    Видео

    золотовалютные резервы


    Россия поразила Запад рекордными накоплениями

    кризис и выводы


    Брюссель отказался признать энергетические ошибки

    урегулирование в Донбассе


    Виктория Нуланд вернула Украину «на крючок»

    массовая амнистия


    Зачем МВД России простило тысячи депортированных мигрантов

    «установления справедливости»


    Как талибы истребляют западные порядки в Афганистане

    холодная война


    Тимур Шерзад: Карибский кризис до сих пор удерживает Землю от большой войны

    поддержка экспорта


    Аркадий Комаров: На зарубежных рынках россиян никто не ждет

    номинальный партнер


    Геворг Мирзаян: Что мешает России и Ирану стать полноценными союзниками

    на ваш взгляд


    На каком основании надо выдавать российское гражданство иностранцам?

    Что выросло, то выросло

    «Моча красного осла смягчает», – как бы говорит Гиреев-Шнур
       14 апреля 2011, 21:14
    Фото: generationp.ru
    Текст: Дмитрий Дабб

    Экранизация «Generation П» – долгострой, сравнимый с «Историей арканарской резни», – пусть не про то, как трудно быть богом, но про то, как богом трудно стать. В итоге получилось близко к тексту, с захватом всех слоёв романа и с неплохими спецэффектами. Правда, ответа на вопрос, стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии, так и не прозвучало.

    Уловка просвещения, когда одним – томик Достоевского, а другим – одноименный телесериал от Бортко, в случае с экранизацией «Generation П» сработает вряд ли. Собственно, это не экранизация даже, а набор видеоиллюстраций к книге – занятных, но отнюдь не самодостаточных. Посему и сюжет пересказывать глупо: те, кто читал, уже в курсе, а тем, кто поленился, картина Виктора Гинзбурга всё равно покажется невнятицей. Как максимум – междусобойчиком медиафигур поколения «П», где «П» – это не только «пепси», но еще и «п...дец».

    #{image=506573}Междусобойчик мы, в общем-то, и имеем. Отдельные тонкости пелевинского морока изначально были понятны только его героям – работникам «фабрики смыслов», маркетологам, протохипстерам и сопричастным, то есть условному Татарскому и условному Морковину. На их птичьем языке снят и фильм, причем ими самими и снят: в проект подтянулась вся тусовка, которой Пелевин подмигивал и которая теперь подмигивает сама себе. К примеру, под дизайнером Сеней Велиным, что изобрел зеленый шар для вывоза трупов, писатель явно понимал дизайнера Семена Левина, что изобрел «зеленый шарик» НТВ. В экранизации намеков на данный канал еще больше, и политаналитика Фарсейкина (Владимир Меньшов) явно рифмуют с Киселевым – манерой, раскадровкой, очками на кончике носа. О том же, что Фарсейкина в конце концов задушат прыгалками, нам расскажет уже Парфенов, сменивший Киселева в ряду «говорящих голов» после разгона «старого» НТВ.

    Но если бытописатель Парфенов, в знакомой манере провожающий Татарского из криэйтеров в живые боги, – это объективная режиссерская удача, то явления других героев 90-х оценит совсем уж узкая аудитория. Вот мелькнул в кадре гуру кислотного трипа Павел Пепперштейн. Вот Андрей Васильев – шеф «Коммерсанта» при Березовском – пошутил про «Васю-подберезовика», то есть про себя. Вот Пугин толкнул спич про «адаптацию под совковую ментальность», и важно подчеркнуть, что играет Пугина Игорь Григорьев – основатель журнала «ОМ», периодического Евангелия для тусовщиков «первого поколения свободы».

    Помимо камео оккупировали шоумены и знаковые роли: Морковина воплотил Андрей Фомин – бессменный ведущий «Серебряной калоши», где свои также смеются над своими, Сашу Бло – покойный Роман Трахтенберг, Ханина – Александр Гордон. Олег Тактаров, что подвизается в голливудских боевиках с ролями русских рыцарей, в образе Вовчика Малого произнес сакраментальное «они нас там за людей не считают, как за границу попадаешь – сразу унижение чувствуешь». В общем, всё это «подмигивание» вполне могло сорваться в настоящий нервный тик, если бы не бережное отношение режиссера к первоисточнику. Хотя, конечно, славно было бы дать экранному славянофилу Малюте (Иван Охлобыстин) фамилию Холмогоров или Калашников.

    Наконец, роль Татарского досталась Владимиру Епифанцеву – трэш-мейкеру и автору антирекламы «Тайд или отрубание головы». Таким образом, кастинг можно признать если не идеальным, то органичным, «плоть от плоти» (правда, Гиреевым стал Шнур, которого вряд ли бы кто представил в этой роли, но пусть будет Шнур – почему бы и нет). Другое дело, что органичность эта получилась почти случайно: Татарского должен был играть Константин Хабенский, Азадовского – Федор Бондарчук. К счастью, «народные блокбастеры» оттянули их на себя, лишив проект привкуса попсы и тех самых «народных блокбастеров», а Азадовского в конце концов сыграл диссидентствующий актер Ефремов. Сыграл почти гениально, впрочем, Ефремов плохо играть не умеет, так что фраза «лучшее в фильме – это Ефремов» равносильна фразе «особенно хозяйке удалась фасоль».

    #{movie}Среди прочих удач Гинзбурга – рекламные ролики, благо он рекламщик и есть, пускай и американский. Вошли в картину и березовый «Спрайт», и «солидный Господь», и Давидсон на Харлее, и Лефортовский кондитерский комбинат – спокойный среди бурь, разве что «братану» пришлось не кофе хлебать, а жевать «Тик-так» – производитель Nescafe заартачился. Выглядит всё это как фестиваль «Каннские львы» на героине, тем более что тема мухоморов, глюков и промокашек раскрыта не менее широко, а компьютерная графика применяется с фантазией: режиссер как бы дает понять, что ему по плечу трип и посложнее, например экранизация книги Шульгина «Фенэтиламины, которые я знал и любил». Сцену с Гришей-филателистом это, правда, не спасло – выглядит она блекло, культовая фраза про «несколько секунд вечных мучений в аду» не прозвучала вовсе, хуже того, не ударили пушки по Петру работы Церетели – не сбылась мечта москвичей.

    В остальном – см. первоисточник, с которым, повторюсь, обошлись крайне бережно, равно как и с эпохой – над храмом Христа Спасителя еще возвышаются строительные краны, стену протоофиса украшает постер «Молчания ягнят», и даже грязь на улицах какая-то ностальгическая. Единственная отсебятина проходит по разряду фиги в кармане – её протянули из 90-х в «нулевые», и на смену виртуальному президенту Ельцину пришел виртуальный же президент Смирнов с замашками «пацана». Играет его артист Панин, уже игравший что-то похожее в «Поцелуе не для прессы», а ключевую реплику еще 2000-м подсказал прототип: «Что я – сникерс, чтобы меня рекламировать». Словом, «umom Rossiyu nye ponyat, v Rossiyu mojno tolko vyerit». «Smirnoff». Ну или «Путинка».

    Смотрится сия фига (мол, «вы-то понимаете», «ролевая модель», «target group», «продакт плэйсмент») не то чтобы искусственно, но как-то трусовато. Вроде бы Епифанцев прямо учил, коль замахнулся – руби, ан нет, имеем тихий снобистский смешок в кулачок, хотя уж где-где, но в споре пелевинских метафор действительно победила жизнь: куда ни глянь – бобок на полубобке, а термин «парламентаризм» уже и для рекламы сигарет не слишком пригоден.

    Конечно, вряд ли от гламурной тусовки можно ожидать большей резвости, а вот меньшего самодовольства – хотелось бы. Не в режиссере дело – у него, несмотря на явный профессионализм, вообще нет своих интонаций (сплошное следование сюжету), дело в самой тусовке. Как-то так получилось, что за все насмешки и стеб писателя отдуваются Епифанцев с Ефремовым, а остальные герои этого сюра откровенно наслаждаются собой и предложенными им обстоятельствами. Ну льстит им увязывание телевизора с Тофетом, а службы медиа – с культом Иштар (в условиях, что с христианской точки зрения Иштар – «мерзость сидонская», а Тофет – вообще геенна), своя шуба – греет, чужая ноша – не тянет, а артачиться и смысла нет – последний дизель спи...дят. В конце концов, количество тех, для кого «liberal values» не только «лэвэ», но и что-то кроме, по-прежнему находится в пределах статистической погрешности.

    Однако если и дальше так плыть, «русская буржуазия» действительно утонет в море имиджей. Как вариант, будет передушена прыгалками.

    За снобизм.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •