14 ноября, среда  |  Последнее обновление — 14:50  |  vz.ru
Разделы

Горбачёву место в пасти Люцифера, а Ленин всех перехитрил

Дометий Завольский, историк-архивист
Реальному Ленину, угасавшему в начале 20-х, нечем было себя утешать. Всё, к чему прикоснулся он, будучи на вершине власти, превращалось во прах. «Зато страна устояла!» – повторяют его оправдатели. Подробности...

От очарования широких масс к их же проклятиям

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Дорого продав победу московской публике, партийное руководство КПРФ неизбежно потеряет интерес к далекой проблемной Хакасии. Более того, будет стараться максимально дистанцироваться от нее и ее губернатора Коновалова. Подробности...

Как наша демократия перевоспитывает отечественную элиту

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Что, раньше чиновники не «ляпали» нечто такое, что вызывало возмущение людей? Или до этого не было понятно, что некоторые «сидельцы» пользуются особыми преференциями? Конечно, и раньше все это было. Но кардинально изменились две вещи. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

    В Калифорнии произошел самый разрушительный за историю штата пожар

    Самый разрушительный за всю историю штата Калифорния лесной пожар охватил почти 45 тыс. га. Пламя уничтожило несколько тысяч строений, эвакуированы более 300 тыс. человек, в округе Лос-Анджелес – 170 тысяч. Погибли более трех десятков человек, о судьбе 228 ничего не известно
    Подробности...

    В России отмечается День народного единства

    В воскресенье в России отмечается День народного единства. По традиции Владимир Путин в сопровождении религиозных лидеров возложил цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве
    Подробности...

    Умер Николай Караченцов

    Народный артист России Николай Караченцов умер в одной из московских клиник за день до своего 74-летия. Караченцов снялся более чем в ста фильмах, на его счету около 20 постановок в «Ленкоме». В 2005 году он попал в ДТП, в 2017-м у него диагностировали рак легких. Скончался актер из-за отказа почек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Министр обороны Израиля объявил об отставке

        Главная тема


        Что не так со здоровьем пилотов гражданской авиации

        раскол православия


        В РПЦ прокомментировали тайную встречу Порошенко с иерархами УПЦ МП

        глава газпрома


        Миллер ответил на угрозы США остановить «Северный поток – 2»

        воинственность на словах


        В Москве оценили заявления из Киева про блицкриг до Красной площади

        Видео

        прямая речь


        Симоньян описала ад для защитников Цеповяза

        здоровое питание


        Зачем России нужен налог на колу

        шпионский скандал


        Австрия раскусила британскую игру против России

        зима пришла


        На Украине начинается коммунальная катастрофа

        армия и вооружения


        Почему российские ВВС проигрывают американским

        «Пьяный сверхчеловек»


        Андрей Бабицкий: Триумфального возвращения общественного судии не произошло

        «Православный троцкизм»


        Елена Чудинова: Еще лет десять жизни – и нормальных людей не останется вовсе

        «юбилей ВЛКСМ»


        Егор Холмогоров: Женщины превратились в сексуальных рабынь для комсомольских отрядов

        на ваш взгляд


        Должны ли российские тюрьмы стать более комфортными для заключенных?

        Что выросло, то выросло

        Фильм по роману Виктора Пелевина «Generation П» вышел в целом удачным, хотя и не в меру самодовольным

        14 апреля 2011, 21:14

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        Экранизация «Generation П» – долгострой, сравнимый с «Историей арканарской резни», – пусть не про то, как трудно быть богом, но про то, как богом трудно стать. В итоге получилось близко к тексту, с захватом всех слоёв романа и с неплохими спецэффектами. Правда, ответа на вопрос, стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии, так и не прозвучало.

        Уловка просвещения, когда одним – томик Достоевского, а другим – одноименный телесериал от Бортко, в случае с экранизацией «Generation П» сработает вряд ли. Собственно, это не экранизация даже, а набор видеоиллюстраций к книге – занятных, но отнюдь не самодостаточных. Посему и сюжет пересказывать глупо: те, кто читал, уже в курсе, а тем, кто поленился, картина Виктора Гинзбурга всё равно покажется невнятицей. Как максимум – междусобойчиком медиафигур поколения «П», где «П» – это не только «пепси», но еще и «п...дец».

        Междусобойчик мы, в общем-то, и имеем. Отдельные тонкости пелевинского морока изначально были понятны только его героям – работникам «фабрики смыслов», маркетологам, протохипстерам и сопричастным, то есть условному Татарскому и условному Морковину. На их птичьем языке снят и фильм, причем ими самими и снят: в проект подтянулась вся тусовка, которой Пелевин подмигивал и которая теперь подмигивает сама себе. К примеру, под дизайнером Сеней Велиным, что изобрел зеленый шар для вывоза трупов, писатель явно понимал дизайнера Семена Левина, что изобрел «зеленый шарик» НТВ. В экранизации намеков на данный канал еще больше, и политаналитика Фарсейкина (Владимир Меньшов) явно рифмуют с Киселевым – манерой, раскадровкой, очками на кончике носа. О том же, что Фарсейкина в конце концов задушат прыгалками, нам расскажет уже Парфенов, сменивший Киселева в ряду «говорящих голов» после разгона «старого» НТВ.

        Но если бытописатель Парфенов, в знакомой манере провожающий Татарского из криэйтеров в живые боги, – это объективная режиссерская удача, то явления других героев 90-х оценит совсем уж узкая аудитория. Вот мелькнул в кадре гуру кислотного трипа Павел Пепперштейн. Вот Андрей Васильев – шеф «Коммерсанта» при Березовском – пошутил про «Васю-подберезовика», то есть про себя. Вот Пугин толкнул спич про «адаптацию под совковую ментальность», и важно подчеркнуть, что играет Пугина Игорь Григорьев – основатель журнала «ОМ», периодического Евангелия для тусовщиков «первого поколения свободы».

        Помимо камео оккупировали шоумены и знаковые роли: Морковина воплотил Андрей Фомин – бессменный ведущий «Серебряной калоши», где свои также смеются над своими, Сашу Бло – покойный Роман Трахтенберг, Ханина – Александр Гордон. Олег Тактаров, что подвизается в голливудских боевиках с ролями русских рыцарей, в образе Вовчика Малого произнес сакраментальное «они нас там за людей не считают, как за границу попадаешь – сразу унижение чувствуешь». В общем, всё это «подмигивание» вполне могло сорваться в настоящий нервный тик, если бы не бережное отношение режиссера к первоисточнику. Хотя, конечно, славно было бы дать экранному славянофилу Малюте (Иван Охлобыстин) фамилию Холмогоров или Калашников.

        Наконец, роль Татарского досталась Владимиру Епифанцеву – трэш-мейкеру и автору антирекламы «Тайд или отрубание головы». Таким образом, кастинг можно признать если не идеальным, то органичным, «плоть от плоти» (правда, Гиреевым стал Шнур, которого вряд ли бы кто представил в этой роли, но пусть будет Шнур – почему бы и нет). Другое дело, что органичность эта получилась почти случайно: Татарского должен был играть Константин Хабенский, Азадовского – Федор Бондарчук. К счастью, «народные блокбастеры» оттянули их на себя, лишив проект привкуса попсы и тех самых «народных блокбастеров», а Азадовского в конце концов сыграл диссидентствующий актер Ефремов. Сыграл почти гениально, впрочем, Ефремов плохо играть не умеет, так что фраза «лучшее в фильме – это Ефремов» равносильна фразе «особенно хозяйке удалась фасоль».

        Среди прочих удач Гинзбурга – рекламные ролики, благо он рекламщик и есть, пускай и американский. Вошли в картину и березовый «Спрайт», и «солидный Господь», и Давидсон на Харлее, и Лефортовский кондитерский комбинат – спокойный среди бурь, разве что «братану» пришлось не кофе хлебать, а жевать «Тик-так» – производитель Nescafe заартачился. Выглядит всё это как фестиваль «Каннские львы» на героине, тем более что тема мухоморов, глюков и промокашек раскрыта не менее широко, а компьютерная графика применяется с фантазией: режиссер как бы дает понять, что ему по плечу трип и посложнее, например экранизация книги Шульгина «Фенэтиламины, которые я знал и любил». Сцену с Гришей-филателистом это, правда, не спасло – выглядит она блекло, культовая фраза про «несколько секунд вечных мучений в аду» не прозвучала вовсе, хуже того, не ударили пушки по Петру работы Церетели – не сбылась мечта москвичей.

        В остальном – см. первоисточник, с которым, повторюсь, обошлись крайне бережно, равно как и с эпохой – над храмом Христа Спасителя еще возвышаются строительные краны, стену протоофиса украшает постер «Молчания ягнят», и даже грязь на улицах какая-то ностальгическая. Единственная отсебятина проходит по разряду фиги в кармане – её протянули из 90-х в «нулевые», и на смену виртуальному президенту Ельцину пришел виртуальный же президент Смирнов с замашками «пацана». Играет его артист Панин, уже игравший что-то похожее в «Поцелуе не для прессы», а ключевую реплику еще 2000-м подсказал прототип: «Что я – сникерс, чтобы меня рекламировать». Словом, «umom Rossiyu nye ponyat, v Rossiyu mojno tolko vyerit». «Smirnoff». Ну или «Путинка».

        Смотрится сия фига (мол, «вы-то понимаете», «ролевая модель», «target group», «продакт плэйсмент») не то чтобы искусственно, но как-то трусовато. Вроде бы Епифанцев прямо учил, коль замахнулся – руби, ан нет, имеем тихий снобистский смешок в кулачок, хотя уж где-где, но в споре пелевинских метафор действительно победила жизнь: куда ни глянь – бобок на полубобке, а термин «парламентаризм» уже и для рекламы сигарет не слишком пригоден.

        Конечно, вряд ли от гламурной тусовки можно ожидать большей резвости, а вот меньшего самодовольства – хотелось бы. Не в режиссере дело – у него, несмотря на явный профессионализм, вообще нет своих интонаций (сплошное следование сюжету), дело в самой тусовке. Как-то так получилось, что за все насмешки и стеб писателя отдуваются Епифанцев с Ефремовым, а остальные герои этого сюра откровенно наслаждаются собой и предложенными им обстоятельствами. Ну льстит им увязывание телевизора с Тофетом, а службы медиа – с культом Иштар (в условиях, что с христианской точки зрения Иштар – «мерзость сидонская», а Тофет – вообще геенна), своя шуба – греет, чужая ноша – не тянет, а артачиться и смысла нет – последний дизель спи...дят. В конце концов, количество тех, для кого «liberal values» не только «лэвэ», но и что-то кроме, по-прежнему находится в пределах статистической погрешности.

        Однако если и дальше так плыть, «русская буржуазия» действительно утонет в море имиджей. Как вариант, будет передушена прыгалками.

        За снобизм.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............