20 марта, среда  |  Последнее обновление — 02:17  |  vz.ru
Разделы

В чем причина материнского безумия

Анна Долгарева, журналист, поэт, военный корреспондент
Дискуссия о том, обладает ли душой эмбрион, стара как мир. Разумом, впрочем, точно не обладает. И жестоко, но факт: изъятый из тела женщины эмбрион не будет, корчась от жажды, есть стиральный порошок, ожидая мать, которая не придет. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Скорбь по погибшим в Новой Зеландии превратили в дешевый трюк

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Когда глава Германии Ангела Меркель соболезнует жертвам расстрела в Новой Зеландии, мы ее понимаем. Но мы помним, что в Берлине от теракта погибло 12 человек, и только спустя год Меркель нашла время и силы встретиться с родственниками жертв. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

В Крыму был сделан выбор судьбы России

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Множество моих знакомых – чиновники, креативный класс и бизнесмены – рассуждали, что лучше потерять Крым, чем возможность ездить за границу отдыхать, и курс доллара/евро куда важнее. Это все такая большая отечественная традиция. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

    «Это был взрыв эмоций!» В Сочи чествовали победителей конкурса «Лидеры России»

    «Вы одержали главную победу: над своей слабостью, над своим страхом!» – напутствовал победителей состязания управленцев «Лидеры России» наставник конкурса, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко (на фото Кириенко поздравляет с победой москвичку Александру Добрынину)
    Подробности...

    В мечетях Новой Зеландии расстреляли десятки людей

    Новая Зеландия пережила один из самых страшных терактов в своей истории. В пятницу несколько человек совершили вооруженное нападение на мечети городка Кристчерч. Убиты полсотни верующих, десятки получили ранения. Главный подозреваемый Брентон Таррант транслировал бойню в Сети
    Подробности...

    Отчеканены пять рублей с Крымским мостом

    Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 5 рублей, посвященную пятой годовщине референдума о государственном статусе Крыма и Севастополя и воссоединения Крыма с Россией
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Президент Чехии назвал Турцию «фактическим союзником «Исламского государства»

        Главная тема


        Гайдару суждено быть проклятым и забытым

        на всякий случай


        После заявления Назарбаева об отставке казахстанцы бросились скупать доллары

        «я присматривался»


        Венедиктов рассказал, как сменить редактора «Эха Москвы» помешал «нож в горле»

        новая технология


        В США придумали способ межзвездных путешествий

        Видео

        расследование катастрофы


        Новые подробности меняют картину гибели Ту-154 под Сочи

        возрождение дивизий


        Как и зачем меняется структура российской армии

        бывший президент Грузии


        Саакашвили выдал «военную тайну Кремля»

        реабилитация нацизма


        Как бороться с украинским подлогом советской истории

        «русская весна»


        Пять послекрымских лет сделали Россию сильнее

        Свобода слова


        Андрей Бабицкий: Я убил себя во время Крымской весны

        Социализм XXI века


        Борис Кагарлицкий: В Латинской Америке назрел новый левый поворот

        Полеты в космос


        Екатерина Ракитина: Семинарист, который стал советским фантастом

        на ваш взгляд


        Зарплата в 250 тысяч рублей в месяц достойна командира подводной лодки?

        Что выросло, то выросло

        Фильм по роману Виктора Пелевина «Generation П» вышел в целом удачным, хотя и не в меру самодовольным

        14 апреля 2011, 21:14

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        Экранизация «Generation П» – долгострой, сравнимый с «Историей арканарской резни», – пусть не про то, как трудно быть богом, но про то, как богом трудно стать. В итоге получилось близко к тексту, с захватом всех слоёв романа и с неплохими спецэффектами. Правда, ответа на вопрос, стоило ли менять империю зла на банановую республику зла, которая импортирует бананы из Финляндии, так и не прозвучало.

        Уловка просвещения, когда одним – томик Достоевского, а другим – одноименный телесериал от Бортко, в случае с экранизацией «Generation П» сработает вряд ли. Собственно, это не экранизация даже, а набор видеоиллюстраций к книге – занятных, но отнюдь не самодостаточных. Посему и сюжет пересказывать глупо: те, кто читал, уже в курсе, а тем, кто поленился, картина Виктора Гинзбурга всё равно покажется невнятицей. Как максимум – междусобойчиком медиафигур поколения «П», где «П» – это не только «пепси», но еще и «п...дец».

        Междусобойчик мы, в общем-то, и имеем. Отдельные тонкости пелевинского морока изначально были понятны только его героям – работникам «фабрики смыслов», маркетологам, протохипстерам и сопричастным, то есть условному Татарскому и условному Морковину. На их птичьем языке снят и фильм, причем ими самими и снят: в проект подтянулась вся тусовка, которой Пелевин подмигивал и которая теперь подмигивает сама себе. К примеру, под дизайнером Сеней Велиным, что изобрел зеленый шар для вывоза трупов, писатель явно понимал дизайнера Семена Левина, что изобрел «зеленый шарик» НТВ. В экранизации намеков на данный канал еще больше, и политаналитика Фарсейкина (Владимир Меньшов) явно рифмуют с Киселевым – манерой, раскадровкой, очками на кончике носа. О том же, что Фарсейкина в конце концов задушат прыгалками, нам расскажет уже Парфенов, сменивший Киселева в ряду «говорящих голов» после разгона «старого» НТВ.

        Но если бытописатель Парфенов, в знакомой манере провожающий Татарского из криэйтеров в живые боги, – это объективная режиссерская удача, то явления других героев 90-х оценит совсем уж узкая аудитория. Вот мелькнул в кадре гуру кислотного трипа Павел Пепперштейн. Вот Андрей Васильев – шеф «Коммерсанта» при Березовском – пошутил про «Васю-подберезовика», то есть про себя. Вот Пугин толкнул спич про «адаптацию под совковую ментальность», и важно подчеркнуть, что играет Пугина Игорь Григорьев – основатель журнала «ОМ», периодического Евангелия для тусовщиков «первого поколения свободы».

        Помимо камео оккупировали шоумены и знаковые роли: Морковина воплотил Андрей Фомин – бессменный ведущий «Серебряной калоши», где свои также смеются над своими, Сашу Бло – покойный Роман Трахтенберг, Ханина – Александр Гордон. Олег Тактаров, что подвизается в голливудских боевиках с ролями русских рыцарей, в образе Вовчика Малого произнес сакраментальное «они нас там за людей не считают, как за границу попадаешь – сразу унижение чувствуешь». В общем, всё это «подмигивание» вполне могло сорваться в настоящий нервный тик, если бы не бережное отношение режиссера к первоисточнику. Хотя, конечно, славно было бы дать экранному славянофилу Малюте (Иван Охлобыстин) фамилию Холмогоров или Калашников.

        Наконец, роль Татарского досталась Владимиру Епифанцеву – трэш-мейкеру и автору антирекламы «Тайд или отрубание головы». Таким образом, кастинг можно признать если не идеальным, то органичным, «плоть от плоти» (правда, Гиреевым стал Шнур, которого вряд ли бы кто представил в этой роли, но пусть будет Шнур – почему бы и нет). Другое дело, что органичность эта получилась почти случайно: Татарского должен был играть Константин Хабенский, Азадовского – Федор Бондарчук. К счастью, «народные блокбастеры» оттянули их на себя, лишив проект привкуса попсы и тех самых «народных блокбастеров», а Азадовского в конце концов сыграл диссидентствующий актер Ефремов. Сыграл почти гениально, впрочем, Ефремов плохо играть не умеет, так что фраза «лучшее в фильме – это Ефремов» равносильна фразе «особенно хозяйке удалась фасоль».

        Среди прочих удач Гинзбурга – рекламные ролики, благо он рекламщик и есть, пускай и американский. Вошли в картину и березовый «Спрайт», и «солидный Господь», и Давидсон на Харлее, и Лефортовский кондитерский комбинат – спокойный среди бурь, разве что «братану» пришлось не кофе хлебать, а жевать «Тик-так» – производитель Nescafe заартачился. Выглядит всё это как фестиваль «Каннские львы» на героине, тем более что тема мухоморов, глюков и промокашек раскрыта не менее широко, а компьютерная графика применяется с фантазией: режиссер как бы дает понять, что ему по плечу трип и посложнее, например экранизация книги Шульгина «Фенэтиламины, которые я знал и любил». Сцену с Гришей-филателистом это, правда, не спасло – выглядит она блекло, культовая фраза про «несколько секунд вечных мучений в аду» не прозвучала вовсе, хуже того, не ударили пушки по Петру работы Церетели – не сбылась мечта москвичей.

        В остальном – см. первоисточник, с которым, повторюсь, обошлись крайне бережно, равно как и с эпохой – над храмом Христа Спасителя еще возвышаются строительные краны, стену протоофиса украшает постер «Молчания ягнят», и даже грязь на улицах какая-то ностальгическая. Единственная отсебятина проходит по разряду фиги в кармане – её протянули из 90-х в «нулевые», и на смену виртуальному президенту Ельцину пришел виртуальный же президент Смирнов с замашками «пацана». Играет его артист Панин, уже игравший что-то похожее в «Поцелуе не для прессы», а ключевую реплику еще 2000-м подсказал прототип: «Что я – сникерс, чтобы меня рекламировать». Словом, «umom Rossiyu nye ponyat, v Rossiyu mojno tolko vyerit». «Smirnoff». Ну или «Путинка».

        Смотрится сия фига (мол, «вы-то понимаете», «ролевая модель», «target group», «продакт плэйсмент») не то чтобы искусственно, но как-то трусовато. Вроде бы Епифанцев прямо учил, коль замахнулся – руби, ан нет, имеем тихий снобистский смешок в кулачок, хотя уж где-где, но в споре пелевинских метафор действительно победила жизнь: куда ни глянь – бобок на полубобке, а термин «парламентаризм» уже и для рекламы сигарет не слишком пригоден.

        Конечно, вряд ли от гламурной тусовки можно ожидать большей резвости, а вот меньшего самодовольства – хотелось бы. Не в режиссере дело – у него, несмотря на явный профессионализм, вообще нет своих интонаций (сплошное следование сюжету), дело в самой тусовке. Как-то так получилось, что за все насмешки и стеб писателя отдуваются Епифанцев с Ефремовым, а остальные герои этого сюра откровенно наслаждаются собой и предложенными им обстоятельствами. Ну льстит им увязывание телевизора с Тофетом, а службы медиа – с культом Иштар (в условиях, что с христианской точки зрения Иштар – «мерзость сидонская», а Тофет – вообще геенна), своя шуба – греет, чужая ноша – не тянет, а артачиться и смысла нет – последний дизель спи...дят. В конце концов, количество тех, для кого «liberal values» не только «лэвэ», но и что-то кроме, по-прежнему находится в пределах статистической погрешности.

        Однако если и дальше так плыть, «русская буржуазия» действительно утонет в море имиджей. Как вариант, будет передушена прыгалками.

        За снобизм.


        Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............