Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

19 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
23 октября 2009, 18:40 • Культура

Граф Толстой пошел по трупам

Новый роман Пелевина: Лев Толстой пошел по трупам

Граф Толстой пошел по трупам
@ РИА Новости

Tекст: Василий Геросин

По Пелевину можно засекать время: в последние пять лет новые книги выходят аккуратно в октябре, чуть ли не в одних и тех же числах. Писатель работает не только как часы, но и как барометр: его стараниями все новейшие тенденции последнего года приобретают фантасмагорические, жуткие очертания, разрастаясь до язвительной притчи. На сей раз про то, как современные силовики и гламурные криэйторы пытались оскопить графа Толстого и вернуть его в лоно церкви, но отступили перед силой русской классики.

Сверять эпоху по Пелевину очень удобно. Его часы запаздывают, зато есть ощущение полноты бытия. Вот, думаешь, живешь в каком-то пустом времени – а Пелевин опишет, и понимаешь: батюшки светы, да ведь это тоже была история! В связи с этим был интерес – что признает Пелевин главной тенденцией прошлого года, ведь там и война была, и кризис. Пелевин, однако, выбрал в качестве темы нового романа сплошную гламуризацию, сиквелизацию и приквелизацию культурных достижений прошлого. Все это тотальное убаюкивание в фильмах по Достоевскому, Гоголю, Толстому; всю эту бесконечную переработку дворян, мужиков и революционеров на сериальное мыло; весь этот а-ля Фандорин костюмированный бал киноидиотов, которые силятся показать Россию, которую мы потеряли, а теперь вновь обрели.

Если ты увидишь Достоевского с гранатометом, который охотится за теми, у кого нет души, и с трупов снимает колбасу и водку, помни: это обман

Чтобы довести этот дворянско-гнездовой метод до абсурда, Пелевин начинает роман почти по-акунински: поезд, двое попутчиков, пистолеты, прыжок в воду. Застыл, паря в рясе над опорами моста, некто граф Т.; за ним погоня. Граф – мастер боевого искусства, которое для отвода глаз называется «непротивление злу насилием» (сокращенно – «незнас»), он всегда выходит из воды хотя и мокрым, но живым.

Уже щиплешь было себя за разные места – ужели Пелевин? Стилизация? Как ново! – как быстро приходишь в себя. Это была не стилизация, а нас самих давно стилизовали; мы с вами сами находимся в пространстве тотальной мистификации, поскольку все, только что нами прочитанное, и есть роман, который ваяют уже в наше время пятеро смелых. Под крышей чекистов-силовиков (есть еще чекисты-либералы) работает группа криэйторов, которые сочиняют к православному празднику кинороман о том, как граф Толстой, раскаявшись, возвращается в лоно матери-церкви.

Сюжет по ходу работы все время меняется: мало того, что каждый аспект повествования пишет отдельный человек, так еще и внешние обстоятельства вносят путаницу. То «крыша» у криэйторов сменится, то церковники не хотят платить за продакт-плейсмент и приходится опять все менять… А за все расплачивается герой с дырой − граф Т., который по воле авторов то оскопить себя хочет, то, напротив, набрасывается на первую попавшуюся крестьянку, то с лошадью беседует.

Шутить над чем-то после того, как пошутил Пелевин, бессмысленно, ведь лучше не скажешь (Фото: pelevin.nov.ru)
Шутить над чем-то после того, как пошутил Пелевин, бессмысленно, ведь лучше не скажешь (Фото: pelevin.nov.ru)

Отдельное удовольствие – отгадывать в группе криэйторов знакомых всем лиц. Митенька Бершадский отвечает за гламур, эротику и непротивление злу насилием, Гришка Овнюк (мысленно соедините имя и фамилию) – за перестрелки и погони, остросюжетник. Есть там также некто Гоша Пиворылов, который «всему гламуру легкие наркотики пишет», а также не названный по имени метафизик абсолюта, который отвечает за «поток сознания» (нетрудно догадаться, кого мастер потока сознания имеет в виду). Руководитель проекта − некто Ариэль.

То есть, как мы теперь понимаем, граф Т. (призрак Толстого) – жалкое существо, которым помыкают, как тряпичной куклой − есть лишенный собственной воли персонаж, которого лениво придумывают эти пятеро. Обидно? Еще и как. Граф Т. об этом тоже часто подумывает, пока его хозяева отдыхают в какой-нибудь Хугарде. Разные мысли графа посещают. Как там в песне поется?.. «Ах до чего ж порой обидно, что хозяина не видно – и в темноту уходит нить». А может, и нет никакого хозяина? «Есть, есть» − главный босс, Ариэль, изредка является перед графом Т. , принимая облик различных вещей и существ, и издевательски демонстрирует графу его полную зависимость от авторской воли.

Пелевин, словно метроном, в каждом романе неторопливо подводит главного героя (героев) к выводу о том, что все, что им кажется реальностью, на самом деле кем-то сфальсифицировано, с разной степенью изящества подделано, сымитировано – короче, разводят тебя, как лоха. Попробуешь вырваться? Ну, попробуй.

Этот Т. , в отличие от прежних героев Пелевина, оказывается крепким орешком: идет практически по трупам, и из бесед с демоническим Ариэлем узнает много нового про себя и про жизнь в 21-м веке. Постепенно Т. все же обретает уверенность, что он − не выдумка, а существует на самом деле, а те, кто им якобы манипулирует, только пытаются внушить ему эту мысль. И таким образом граф Т. постепенно отбивается от влияния демонов: становится в полный рост Лев Толстой, который оглушительно хохочет над ничтожными призраками и при помощи крепкой веры, разума и сноровки возвращает себе доброе имя. То есть доброе существование. «Сами вы призраки, криэйторы поганые, а я жив и жить буду», − так вкратце можно сформулировать финальный слоган последней части романа.

Если, читатель, ты все-таки не разнес от ярости экран компьютера и дошел до этого места, то дальше будет уже просто. Будет мораль.

Этот роман − о том, что необходимость зарабатывать и покупать, писать заказные тексты или музыку, множить пустотелые романы и рекламные слоганы – все это не более чем иллюзия, которую тебе внушили. И все эти необходимости и желания рассыпаются в прах от одного только твоего сомнения в том, что это действительно так. Что на самом деле все манипуляторы, которые сидят и придумывают бесконечный гон в телевизоре, сами являются не более чем иллюзией. И даже если ты увидишь Достоевского с гранатометом, который охотится за теми, у кого нет души, и с трупов снимает колбасу и водку, помни: это может оказаться обманом. Точнее это может оказаться очередным проектом тех, у кого не хватило денег на сериализацию Толстого, и они решили ограничиться созданием компьютерной стрелялки с участием Достоевского.

Потребитель сегодня рождается уже с сознанием жертвы: с ним и делать уже ничего не надо – просто убедить его в том, что им манипулируют другие. Не верь. Будь, как граф Толстой, пробудись ото сна, стань с базукой… (внимание, это не призыв к насилию, а шутка) …встань с метафизической базукой в полный рост и скажи им «нет». Все эти гламурные, государственные и прочие структуры, все эти сонмища политтехнологов, пиарщиков, криэйторов, авторов − словом, все те обманщики, которые влезают к нам в мозг, – они сами только притворяются, что знают, как нами управлять. Ничего они не знают.

Еще, конечно, это роман о величии русской литературы, которая побеждает современных лудильщиков ужасного одним фактом своего существования. Самое прочное, как можно сделать вывод из романа, явление нашей жизни. Прочнее нефти и газа. Держись за нее – и не пропадешь в мире креатива.