25 февраля, вторник  |  Последнее обновление — 10:18  |  vz.ru
Разделы

Коронавирус – фактор чужого страха

Андрей Перла, председатель ревизионной комиссии «Деловой России»
Дело именно в непривычности и отчасти приятности этого ощущения: большая беда не с нами, не наша вахта. Мы – те, кто сочувствует, а не те, кому. Эгоистично так говорить, но хорошо бы так и осталось. Подробности...

Блестящий русский флот расформирован по указке англичан

Владимир Можегов, публицист
Слава непобедимого русского адмирала гремела по всей Европе, затмевая славу Горацио Нельсона. Факты свидетельствуют: британский адмирал шел по стопам Ушакова, копируя его стиль и используя его тактические и стратегические находки. Слава же первенства по праву принадлежит Ушакову. Подробности...
Обсуждение: 119 комментариев

Павленский оказался для Франции слишком русским

Сергей Мардан, публицист
Петр Павленский – это секретное оружие русских. Вирус троян в человеческом обличье, от которого искрит вся европейская политическая система, а французская просто зависла. Подробности...
Обсуждение: 35 комментариев

    На Украине начались массовые беспорядки из-за коронавируса

    Под Полтавой произошли драки полиции и митингующих, выступающих против эвакуации из пораженного эпидемией Китая украинцев. Погромщики забрасывали автобусы с эвакуированными камнями, строили огненные баррикады. Как заметил доктор Комаровский, Украину охватил небывалый кризис морали
    Подробности...

    Рекордное наводнение произошло в штате Миссисипи

    Самое мощное за последние 37 лет наводнение произошло в американском штате Миссисипи. Из-за многочисленных ливней из берегов вышла река Перл, которая проходит по меньшей мере через 14 крупных городов штата. Объявлено чрезвычайное положение
    Подробности...

    В День святого Валентина человечеству напомнили о численности

    В день Святого Валентина американский Центр биологического разнообразия раздаст бесплатно 40 тысяч упаковок презервативов парам, привлекая внимание к росту численности населения как фактору угрозы для дикой природы
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Умер маршал Советского Союза Дмитрий Язов

        Главная тема


        Прибалтика столкнулась с угрозой страшнее российской

        «Академик Черский»


        Найдено объяснение смены курса способного достроить «Северный поток – 2» судна

        америка-2020


        Демократы потребовали ввести санкции против России за «вмешательство в выборы»

        «Боже, опять срач»


        Украинская певица ответила на критику за поздравления с 23 февраля

        Видео

        «так не получится»


        Россия отказалась раскрывать Китаю секреты работы СПРН

        Ночные обыски


        Российских биатлонистов отбивают у итальянской полиции

        День Красной армии


        Как биография маршала Блюхера стала одной из главных фальшивок РККА

        олигархический капитализм


        Англичане погубили бесплатное здравоохранение

        Самое лучшее


        Евгений Фатеев: Вообще-то мы очень богатые люди

        Другой ритм


        Вадим Жарко: Пора говорить о новом общественном договоре

        Эвакуация


        Анна Долгарева: От сжигания покрышек Украина дошла до сожжения людей

        викторина


        Чем отличается оружие России от оружия НАТО

        на ваш взгляд


        Готовы ли вы проголосовать за музыканта Сергея Шнурова на каких-либо выборах?

        «Читатель стал хуже и глупее»

        Писатель Андрей Рубанов рассказал о своем новом романе в фантастическом жанре

        24 октября 2011, 15:44

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        «Аналогия с современным российским тандемом случайна, я не планировал подобных аллюзий. Речь вообще о другом: если мы внимательно посмотрим на любую диктатуру, то увидим, что во всех соответствующих случаях присутствует определенная «тандемная» сущность. У каждого Ленина был свой Парвус», – рассказал газете ВЗГЛЯД о сути своего романа «Боги богов» Андрей Рубанов.

        Писатель Андрей Рубанов, начинавший как автор жестких реалистических историй из эпохи дикого постсоветского капитализма и прославившийся дебютным романом «Сажайте, и вырастет», в последнее время осваивает фантастический жанр. В отличие от книг «Хлорофилия» и «Живая земля», посвященных относительно близкому будущему России, новый роман Рубанова «Боги богов» – традиционная космическая фантастика, обогащенная, однако, узнаваемым авторским почерком и небанальной проблематикой.

        В интервью газете ВЗГЛЯД Андрей Рубанов рассказал о своих взаимоотношениях с фантастическим жанром и о природе тирании.

        ВЗГЛЯД: Андрей, ваш роман «Боги богов» построен на одной из самых типичных фантастических ситуаций: представители высокоразвитой цивилизации земного происхождения вступают в контакт с населением планеты, история которой только начинается. Многие уже успели указать на сходство книги с романом Стругацких «Трудно быть богом», тем более что и название похожее. Вы намеренно написали такую подчеркнуто классическую космооперу?

        Андрей Рубанов: Я даже не знаю, намеренно это получилось или случайно. Но для меня ситуация, описанная в романе «Трудно быть богом» и в «Обитаемом острове», а также в «Аэлите» Алексея Толстого, – это своего рода винтаж. Начиная играть в эти игры, я понимал, что мне укажут на сходство с известными книгами. Но в традиционной фантастике вообще трудно придумать что-то принципиально новое, и я не ставил себе такой цели. Было ясно, что получится похоже, но, в конце концов, почему нет? Если у меня есть что сказать, почему я не могу это сделать в рамках уже изобретенного сюжета? Это, повторяю, такой винтаж – и попадание людей из будущего в мир прошлого, и какие-то действия, совершаемые ими там. А если уж говорить о конкретных прообразах, то я имел в виду скорее не «Трудно быть богом», а «Дюну» Фрэнка Герберта, во что-то такое хотел поиграть. Но если люди говорят, что похоже на Стругацких, то для меня это комплимент.

        Жанр для нового романа Рубанова – лишь удобная форма (обложка книги) (Фото: tradebook.ru)
        Жанр для нового романа Рубанова – лишь удобная форма (обложка книги) (Фото: tradebook.ru)

        ВЗГЛЯД: Ваши герои, попавшие в неолитический мир, оказываются в положении властителей и даже богов. Правильно ли я понял, что это книга об искушениях власти?

        А. Р.: Да, причем скорее о тирании как об одной из форм власти.

        ВЗГЛЯД: Героев, в чьи руки попадает власть, двое, поэтому имеем странную, но в то же время предсказуемую реакцию либеральной критики: персонажи, дескать, не похожи на Путина и Медведева, и в чем тогда вообще смысл, зачем было книгу писать? То есть идейно подкованный читатель ожидал, что ему предложат однозначно считываемую оценку определенных политических реалий. А когда это ожидание не оправдалось, он оказался дезориентирован.

        А. Р.: Аналогия с современным российским тандемом случайна, я не планировал подобных аллюзий. Речь вообще о другом. Если мы повнимательнее посмотрим на любую диктатуру, на любую тиранию, то увидим, что во всех соответствующих случаях присутствует определенная «тандемная» сущность. Дело в том, что у каждого Ленина был свой Парвус, а у каждого Гитлера тоже был свой предшественник, который его кое-чему научил. У каждого тирана есть свой идейный вдохновитель. Человек, который закладывает идейную базу тирании и «учит плохому», условно говоря. Всегда есть какой-то теоретик, «духовный учитель», а возле него – практик, который его идеи претворяет в жизнь.

        ВЗГЛЯД: И чтобы прописать эту схему более наглядно, вы в «Богах богов» сделали персонажа-наставника, знаменитого космического бандита, парализованным...

        А. Р.: Я хотел, чтобы он ничего не делал, а только давал советы и давил морально. Меня вдохновляет идея хорошего сюжета, и этот сюжет показался мне хорошим: человек валяется парализованный, но, тем не менее, управляет другим человеком, который, в свою очередь, управляет целым миром. Несмотря на то что базовая идея сюжета принадлежит не мне, конкретная коллизия тут вполне оригинальная. И мне, по-моему, удалось сказать какие-то вещи, которые до меня никто не говорил. Или говорил, но по-другому, расставляя другие акценты... Я не конструировал сюжет особенно долго, он появился как-то сам собой. А финальную четвертую часть я вообще написал по совету Александра Гарроса. В принципе, могла бы быть и пятая часть, и шестая... Может быть, я просто не умею книги заканчивать, не знаю.

        ВЗГЛЯД: Ваше предыдущее фантастическое повествование, начатое романом «Хлорофилия», получило продолжение в виде книги «Живая земля», в результате вышла дилогия. Может быть, и с «Богами богов» произойдет что-то подобное?

        А. Р.: Нет, мне кажется, что я на эту тему все сказал. Я не проектный писатель. О продолжении пока не думаю. Посмотрю еще, как эту книгу примет фэндом. И вообще, я бы сейчас хотел передохнуть, перейти на другой режим, писать гораздо медленнее.

        ВЗГЛЯД: Вы упомянули о фэндоме, то есть о людях, серьезно увлеченных фантастикой. Это совершенно особый читательский контингент со своими ожиданиями, с довольно специфическими критериями оценки текстов. Вы действительно ориентировались на эту аудиторию?

        А. Р.: Я ориентировался на молодежь – на людей в возрасте от 15 до 40 лет – и не нацеливался на какой-то определенный тип читателя. Хотя не скрою, что, прежде чем начать работу над книгой, я изучал положение дел в отрасли, покупал журнал «Мир фантастики». Я его внимательно почитал и сделал выводы о том, как изменился читатель фантастики и как сейчас обстоит дело по сравнению с тем, как было во времена моей юности. Мы тогда читали Стругацких и думали, что это легкое чтение, а сейчас выясняется, что это – первоклассная литература, классика, до которой всем расти и расти. На мой взгляд, сейчас общий уровень фантастической литературы ниже, читатель хуже, глупее, чем тогда, когда мне было, скажем, 15 лет. Не хочу никого обидеть, но такое у меня сложилось впечатление. А удалось ли мне сделать вещь на хорошем уровне – не мне решать.

        ВЗГЛЯД: А можете ли вы указать примеры современной фантастики, которые вам кажутся, наоборот, достойными, образцовыми?

        А. Р.: Есть такая книга – «Ложная слепота» Питера Уоттса, знатокам она известна. Это очень сложная научно-фантастическая вещь, она плохо продалась в России. Но если интересуют мои представления о том, какой должна быть фантастика, то можно прочитать этот роман. Хотя вообще-то, если писатель работает на определенном уровне мастерства, то уже совершенно не важно, в каком жанре он это делает. Можно назвать рассказ Франца Кафки «Превращение» биопанком, а «Братьев Карамазовых» – детективом... Если ты претендуешь на высказывание не о Европе, не о России, не о капитализме или социализме, а о человеке, то вопрос о жанре перестает быть существенным. И мне было все равно, жанровую книгу я пишу или нет. Я лишь принял исходные требования жанра как некие правила игры, не более того. Но я готов к тому, что люди, читающие литературу, которая попадает в категорию «современной прозы», этот роман в руки не возьмут. Потому что не всем нравится, когда автор, подобно мне, работает одновременно и как реалист, и как фантаст.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............