Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
21 октября 2010, 16:52 • Культура

По вашу душу

Продолжение «Паранормального явления»: ужас за копейки

По вашу душу
@ kinopoisk.ru

Tекст: Мария Меринова

В темном-темном доме, в темной-темной комнате, на темных-темных стенах висят скрытые-скрытые камеры… Зафиксированные ими события по-прежнему не поражают ни качеством картинки, ни глубиной мысли, ни остроумными диалогами. По большому счету, не поражают ничем. Но все равно страшно.

Паранормальные прибыли от псевдодокументального хоррора «Паранормальное явление», снятого за копейки, а собравшего миллионы, по всей видимости, не давали покоя продюсерам. Впадающие в панику зрители, вжимающиеся в кресла кинозалов, равно как и лестные отзывы о «новой манере подачи страха», – тоже. Не прошло и года, как в прокат вышло продолжение фильма, снятое в том же мокументальном стиле, но в других декорациях и с несколько расширенным актерским составом.

По сути безобидное, сляпанное кое-как хоум-видео, где нет ни литров крови, ни монстров во плоти, ни маньяков с бензопилой, бередит самое потаенное

Можно предположить, что, следуя примеру режиссера первой части Орена Пели, Тод Уильямс решил сэкономить и сделал собственный дом съемочной площадкой. А что? Дешево и сердито. И если в этом году демон из «Явления» продолжит свое победно-прибыльное шествие в кинопрокате, не исключено, что для третьего фильма вслед за декорациями вновь поменяют и режиссера – так рачительнее будет.

За цифрой «2» в названии «самого кассового фильма ужасов в истории всего кинематографа» – так заявлено в промо-материалах – можно было ожидать продолжения похождений буйного барабашки по домам мирных американских жителей. Ан нет. На поверку заявленный сиквел оказался вовсе даже приквелом, собственно и объясняющим зрителям, кто выпустил джина из бутылки. Хотя, если быть совершенно откровенными, то получилось вообще что-то вроде «два-в-одном» – до и после событий «Паранормального явления». Видимо, это и был тот самый сюрприз, о котором журналистам заговорщицки сообщили перед началом пресс-показа.

Итак, есть дом и его обитатели – семейная пара с двумя детьми, собакой и няней. Периодически в гости к счастливому семейству заглядывают вполне себе живые и здоровые Кэти сестра главной героини и Мика из первой части «Явления». И все бы ничего, если бы не одно «но» – день за днем в доме происходят странные события: то посуда на пол упадет, то свет сам собою выключится, то птица об окно убьется – дурная примета, кстати.

По законам жанра няня оказывается суевернее всех – практически моментально вычисляет «чужое» присутствие, истово крестит стены, гоняется за чертом по дому с ладаном и предупреждает семейство о том, что у них хозяйничает злой дух. Но мужчины в «Паранормальном явлении» все как один скептики-болваны. Достаточно вспомнить, как Мика в первом фильме, видимо, маскируя свой страх показным геройством, то и дело сотрясал воздух риторическими вопросами: «И это все, на что ты способен?!» Доораторствовался, в конце концов. А Дэниэл, муж главной героини, и вовсе не собирается верить в разного рода страшилки, плоско шутит над очередным ночным хулиганством и дает няне от ворот поворот – чтобы не думала, что она тут всех умнее.

#{movie}На барабашку же старухины причитания и шаманские ритуалы подействовали как красная тряпка на быка. Потеряв всякий стыд, он принялся с особым рвением хлопать дверьми, без спроса брать чужие игрушки и почему-то стабильно выгонял из бассейна маленького робота-очистителя. Чем он ему мешал, непонятно. Но когда электроводосос в один из моментов печально выполз из воды по бортику, зал зашелся смехом. Можно было ожидать от Дэниэла очередного «гениального комментария», вроде «по стене ползет утюг...», но до него наконец-то стало доходить, что глюки в данном случае были бы куда безобиднее.

Разгадка же всей этой истории коренится в далеком прошлом семьи двух сестер. Как поведал нашим героям Интернет, предположительно их бабушка была той еще штучкой и заключила договор с самим... Ну, у него много имен, догадаетесь. Запросы последнего не поражают новизной: в обмен на богатство ему должны были пожертвовать первенца мужского пола, родившегося в этой семье. Молодец старушка, что и говорить. Принцип «а после нас хоть потоп» активно сработал на потомках. Жили они недолго, и не то чтобы счастливо, но умерли, как и положено, в один день.

Эта история, лишенная какого бы то ни было смысла, яркой актерской игры, остроумных диалогов и запоминающейся картинки (даже на фоторепортаж не набралось), не пугает ни капли во время просмотра. Более того, российские зрители «настолько суровы», что чем сильнее нагнеталась атмосфера, тем веселее становилась публика. Очередной трехкопеечный спецэффект в духе любительского спектакля вызывал у зрителей не колики от страха, а истерические смешки. И после финально-печальных титров народ покидал зал с такими лицами, словно смотрел комедию, а не фильм ужасов.

«Паранормальное явление» начинает «работать» потом – дома, в привычной обстановке, в темной комнате, наполненной тенями, шорохами и скрипами. Все страшилки из детства, все странные истории с комментариями в духе «неизвестное рядом», словно раздразненные фильмом, всплывают в памяти и щекочут воображение.

По сути безобидное, сляпанное кое-как хоум-видео, где нет ни литров крови, ни монстров во плоти, ни маньяков с бензопилой, бередит самое потаенное, замахивается на самое святое – на личное пространство.

Еще Уэс Крейвен в 1984 году вторгся на территорию сна своим «Кошмаром на улице Вязов», и детская считалочка, ядом проникавшая в подсознание, пугала чуть ли не больше, чем собственно сами убийства. One, Two... Freddy's coming for you! – от мучительного ожидания – вот сейчас, сейчас он появится – мурашки по коже. Nine, Ten... Never sleep again!... – покушение на сон – самый личный уголок безопасности – очень действенная страшилка. Ведь никто в реальной жизни не боится выдуманных монстров, зомби и иже с ними (за редким исключением). А вот фобии темноты, ночи, кошмаров, пустого пространства, теней вполне реальны и знакомы многим.

«Паранормальное явление» – это не слэшер, в котором ведется отсчет мертвых подростков, но на психику он действует практически так же, как приснопамятный «Кошмар» из детства. Наблюдать за тем, как вокруг мирно спящих людей происходят всякие паранормальности, не то чтобы очень страшно – неприятно. Это как шарахнуться в испуге от какой-нибудь подозрительной тени в углу комнаты, на поверку оказавшейся обычным пиджаком на плечиках. Смешно? Пожалуй. Но сердце-то екнуло.

В общем, «Паранормальное явление» – своеобразный тренажер для воображения. Причем с эффектом замедленного действия. Людям восприимчивым тратиться на него не советовала бы, дабы избежать сомнифобии – боязни сна. Все-таки возможность нормально выспаться в наше сумасшедшее время – слишком дорогая плата за просмотр среднего качества фильма.

..............