Взгляд
27 января, пятница  |  Последнее обновление — 07:15  |  vz.ru
Разделы

Уехали не только предатели

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Чем раньше мы откажемся уже от своих стереотипов в отношении нерусофобской части эмиграции, тем лучше сможем выстроить с ней работу. Например, Китай эту работу со своей диаспорой выстроил, и она приносит ощутимые плоды. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Максимум, что светит дикарям – умереть за интересы белого господина

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Сейчас западная пропаганда рисует украинцев свободными и гордыми людьми с величественной осанкой, всей душой возлюбившими демократию. Но так будет не всегда. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

За что мы боремся

Андрей Полонский
Андрей Полонский, писатель, историк
У тех, кто против нас, судьбы точно не будет. Враг использует их и отбросит, как испорченную деталь ставшего ненужным механизма. Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Япония ввела санкции против 36 россиян и ряда российских организаций

    Главная тема


    Украине для F-16 потребуются наемники и время

    стратегические объекты


    Рябков назвал странными требования США о возобновлении инспекции ядерного оружия РФ

    «неизбежность утраты»


    В Госдуме рассказали о политической подоплеке включения Одессы в список ЮНЕСКО

    в семи странах


    Индийский сироп от кашля убил более 300 человек

    Видео

    азартная игра


    Украинская мобилизация потребовала особых изобретений и хитростей

    необъявленная война


    Германия призналась в войне Европы против России

    спецоперация на украине


    Киев готовит немецкие «Леопарды» для удара на юге

    «регулярное вредительство»


    Украинский дипломат в Грузии разозлил власть и расколол оппозицию

    поставки дизеля


    Чем обернется запрет на топливо для Европы и России

    паневропейская идентичность


    Дмитрий Винник: Европа делает неправильные выводы из истории войн с Россией

    вождь и племя


    Тимофей Бордачёв: Коллективный Запад – это иллюзия

    замороженные госактивы


    Геворг Мирзаян: Запад будет шантажировать Россию ее деньгами

    на ваш взгляд


    Какая из стран Прибалтики ведет наиболее русофобскую политику?

    Апокалипсис в картинках

    "Хранители": Прорыв в жанре кинокомикса
    «Хранители» - единственный комикс, включенный в список «100 лучших англоязычных романов с 1923 года и до наших дней» журналом Time
       4 марта 2009, 18:08
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Дмитрий Дабб

    На часах уже двенадцать без пяти, Апокалипсис, наверное, в пути. В другой Америке 85-го, что выиграла вьетнамскую кампанию и пустила под нож хиппи, по-прежнему правит Никсон, обозленные Советы потрясают ядерными мощами близ Кабула, и обе стороны – что «кремлевские геронтократы», что «пентагоновские ястребы» – держат пальцы на «спусковом курке атомной войны», до которой, как уже было сказано, осталось ровно пять минут. Словом, человечеству суждено погибнуть, да туда ему и дорога. Но за эти пять минут можно сделать очень много.

    Детство писателя-графика Алана Мура пришлось на те времена, когда англичанам снились советские ядерные подлодки, всплывающие в дельте Темзы, а Великий Кормчий Мао увещевал не бояться атомной войны: «Пусть половина человечества погибнет, зато остальные будут жить при коммунизме».

    Мне легче было бы изнасиловать, а затем убить полный автобус умственно отсталых детей, предварительно обколов их героином, чем смотреть на экранизации», – говаривал Мур

    Очень возможно, что Алан Мур с этим тезисом согласен. По крайней мере, с первой его частью: он всегда испытывал явный дискомфорт от существования человечества. Этим, а также склочностью и бородой в полтора портфеля Мур и прославился. Знать о нем больше, право, лишнее.

    Ах да, еще момент: Алан Мур – гений.

    Как и всякий гений, он считал и считает родное творчество самодостаточным и заочно проклял все экранизации своих книжек с картинками. Как и всякий гений, он левак, как и всякий гений, падок на крайности. В государстве Мур видит лишь инструмент насилия, при этом – что уже сверх всякой меры – разделяет крамольную мыслишку Берджеса («Заводной апельсин»): «Насилие, совершаемое личностью, предпочтительнее насилия, совершаемого государством».

    Стоит ли удивляться, что герои Мура сплошь террористы, маньяки, анархисты и психопаты (см. «Из ада», «Лига выдающихся джентльменов, «V значит вендетта») преследующие туманную, но явно благую цель. Столь благую, что с людишками – расходным материалом – можно не считаться. Лес рубят – щепки летят. Славной охоты, товарищ Маугли.

    Но вернемся к советским подлодкам. Вскоре после фултонской речи Черчилля и начала холодной войны Супермен обзавелся мозгами и кодексом чести (ранее – хаотичный кусок мяса), а Бэтмен избавился от расизма в пользу альтер-эго добропорядочного буржуа-филантропа. Словом, супергерои были поставлены на службу идеологии, а равно – суперзлодеи (к примеру, одним из ключевых врагов парня с Криптона был генерал Зод, зачатый от двух советских космонавтов и выращенный в лабораториях КГБ). Так было ровно до того, как Алан Мур со свойственным ему цинизмом заметил, что психически здоровые люди не носят трусы поверх кальсон и не бегают по ночам в плащах да по крышам.

    Исходя из этого наблюдения он и создал собственный паноптикум суперов. Параноика Роршаха, эдакого частного сыщика в фетровой шляпе из нуара (для всей полноты образа не хватает только зажатой в углу рта сигареты, но через маску курить проблематично), невротика и мизантропа, что встретил смерть матери воплем: «Отлично!». Расиста Комедианта, что умеет ценить красоту размазанных по тротуару мозгов, особенно если это мозги президента Кеннеди. Закомплексованного мямлю под ник-неймом Ночная сова, у которого с потенцией все в порядке лишь тогда, когда он в суперкостюме. Сноба Озимандиса, тяжело переживающего собственное превосходство над несовершенными всеми. Человекобога Манхэттена, обладающего эмоциональным потенциалом устрицы и душевной теплотой чемодана. Словом, персонажей, от нравственных сомнений весьма далеких.

    Сравнения с другими неоднозначными суперами, в частности, с рефлексирующим Бэтменом из «Темного рыцаря», неизбежны, меж тем эти фильмы не звенья одной цепи. Принципиальное отличие – образ зла. Если «Рыцарь» одним из первых в истории кинокомиксов отказался от зла ирреального в пользу зла максимально убедительного, то в «Хранителях» персонифицированного зла нет вообще, главная пакость – человечество в принципе. Исходя из буквы и духа жанра, его необходимо уничтожить, но – не стоит. Само управится.

    Нет, не «Бэтмен» прамамка «Хранителей», а «Мститель», «Город грехов», «Робот-полицейский» и, как ни странно, «300 спартанцев» – сюжеты от еще одного гения, народившиеся уже по другую сторону Атлантики, – Френка Миллера. С Муром его сравнивали еще до того, как все эти картинки пересняли на метр. И Миллера Мур, разумеется, проклял.

    И вселенная «Хранителей», и Бэйсин-Сити «Города грехов», и Детройт «Робокопа», и даже Фермопилы, где греки персов били, – везде надежда уж померла и зримо разлагается. В этом вполне хрестоматийном чистилище супергерои всегда поспевают слишком поздно, когда собаки уже доедают остатки истерзанной маньяком девочки. Супергерои приходят, чтобы не предотвратить преступление, но покарать нечестивца – максимально кроваво, как нездоровая душа лежит.

    Словом, человечество нужно оберегать от человечества же, периодически разряжая толпу автоматными очередями, чтоб оставшихся охранять попроще было. Да, все люди – насекомые, но ты уж приголубь божью коровку, раз надавал по усам тараканищу: кто мал да не вонюч, имеет право еще посидеть на газончике, остальных же – каблуком. Каблуком тех, кто сам не краше, но «право имеет» (то есть супергероев). Волки охраняют стадо с баранами и охраняют хорошо, ибо с тех баранов и сыты.

    Сие – эталонная позиция ультраправых, что от нравственных сомнений еще дальше, чем психопаты в масках. Они нашли друг друга, и во вселенной «Хранителей» супергерои были сняты с идеологического фронта для переброски на передовую. К 1985-му футурамовский, карикатурный Никсон уже пятикратный президент, Уотергейта не было, а вьетконговцы пали ниц перед человекобогом Манхэттеном, расщеплявшим их посотенно под музыку Вагнера, что есть самая язвительная аллюзия на копполовский «Апокалипсис сегодня».

    Все эти сюжетные узелки, вся эта мораль, считывать которую тяжело и неприятно, всё это переосмысление жанра – заслуга, в первую очередь, Мура. Заслуга режиссера Зака Снайдера другая и, по гамбургскому счету, выше: большинство сходилось в том, что экранизировать данный графический роман невозможно в принципе. Нелинейный, вязкий сюжет, состоящий из полунамеков, миражей и воспоминаний, складывался в единое целое на бумаге, но при переносе на ленту рисковал распасться на атомы, что ваш доктор Манхэттен. Заявить такое на экранизацию – все равно что попроситься из окопного тыла (см. прежние фильмы Снайдера – «Рассвет мертвецов» и «300 спартанцев» – очень красивые, но безбожно тупые) на штурм чего-нибудь «вечно непокоренного», где если и не критики пристрелят, то фанаты Мура зубами загрызут.

    Меж тем «Хранители» – злая, убедительная, яркая картина, да к тому же цельная, как скриншот. Снайдер подошел к ней с известной долей ностальгии (ретросекс, ретродраки, ретромузыка – Дилан, Хендрикс, Саймон и Гарфанкел), с трогательным уважением к первоисточнику. Из муровского кирпича, куда вошло 12 комиксов, он выжал жиру по максимуму, бережно сохранив все фетиши нечесаного старикана вроде значка-смайлика с каплей крови самого мерзостного из суперов – Комедианта, с убийства которого и начинается фильм.

    Стоит ли говорить, что Мур Снайдера все равно проклял. От человека, что, по его собственным словам, с середины девяностых поклоняется языческому богу-змею Гликону, другого, впрочем, и не ждали.

    Комментарии экспертов

    Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
    Сергей Кирджали, искусствовед, культуролог
    «Хранители» бесспорно – очень важная для российского зрителя лента. Я думаю, существенным в данном случае окажется то, что мы понемногу отвыкаем от игровой психологичности, от игры какими-то тонкими материями. Их не стоит воспринимать слишком всерьез (комикс же), но они крайне душеспасительны на фоне, скажем, последней экранизации Стругацких, эталонно пошлого «Обитаемого острова». «Хранители» - очень другой по духу фильм. Читать далее
     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •