Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

9 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
1 декабря 2009, 17:34 • Культура

Дело семейное

«Дом на Озерной»: Афера простой русской семьи

Дело семейное
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

В отличие от нашумевших «Степных богов», действие которых происходило в 1945 году в Забайкалье, новый роман Андрея Геласимова «Дом на Озерной» живописует провинциальную жизнь конца 2000-х. Эта проза не обнаруживает претензий на вящую глубокомысленность или высокий пафос, но свидетельствует о настоящем литературном мастерстве. Мало кто из современных русских писателей умеет так убедительно рассказывать драматические истории. Особенно если их предмет – афера с китайскими компьютерами в проекции простой семьи.

Геласимов из тех писателей, кто обеими ногами стоит на твердой почве классического реализма, и никаких других вариантов ему не нужно. Его непреклонность в следовании своей линии недавно была вознаграждена несколько неожиданным образом: «Степных богов», восточносибирскую околовоенную эпопею с добротнейшим предметным фоном, отметили «Национальным бестселлером», традиционно ориентированным на всевозможную альтернативу. К моменту этого триумфа проза Геласимова успела покорить также французскую аудиторию: в 2005 году его объявили самым популярным во Франции русским писателем.

Сам автор «Степных богов» считает свое творчество частью мирового мэйнстрима и с готовностью перечисляет англоязычных романистов, которым обязан своим становлением. Действительно, Геласимов делает «конвертируемую» литературу, и доказательство тому, помимо успеха во Франции, – переводы еще на десять с лишним языков. Однако это не мешает ему концентрироваться на русской действительности и перекликаться с коллегами-соотечественниками, включая советских классиков.

«Дом на Озерной» − прозаическая во всех смыслах история о современных жителях провинциального российского города, большой семье, ввязавшейся в донельзя тривиальную и, как быстро выясняется, сомнительную сделку с неведомыми партнерами.

Бизнес-авантюрист Димка убеждает своих родственников заложить квартиры, чтобы выкупить партию компьютеров в Китае и затем продать ее государству по более высокой цене (местная администрация объявила тендер на поставку незаменимого оборудования в школы). Совокупная прибыль от предприятия обещает быть сказочно высокой, что должно позволить семейству купить новое, более просторное жилье.

Это осмысленная литература, с которой можно отдыхать
Это осмысленная литература, с которой можно отдыхать

Но события скоро приобретают катастрофический оборот – Димка, уехавший в Китай за товаром, не возвращается в срок и не выходит на связь. Да и тендер выигран им с подключением теневых рычагов, что тоже влечет за собой некоторые проблемы. Проблем будет чем дальше, тем больше, но именно они высветят богатую и сложно нюансированную картину взаимоотношений между сестрами горе-торговца, их мужьями, детьми и родителями.

Все это было бы не особенно интересно, если бы не галерея колоритных персонажей и не сплетение множества маленьких интриг в один тугой узел. Геласимов – мастер характерного портрета.

Интеллигентный рохля, неловкий в быту, но в критические моменты умеющий проявить решительность и верность долгу врача. Жесткий, но добродушный трудяга-дальнобойщик. Флегматичный таджик-военный. Все они женаты на трех сестрах, чьи натуры столь же различны. Контрасты порой усиливаются до предела – рохля непременно оказывается женат на особе властной, импульсивной и язвительно-резкой. Однако все подобные расклады в «Доме на Озерной» столь же узнаваемы и жизненны, что и сами типажи, как взрослые, так и детские.

Однако главное достоинство Геласимова – мощнейшая драматургия. Одна из характерных черт романа, сразу бросающаяся в глаза, – сходство с семейным телесериалом. И, более того, стопроцентное попадание в стиль определенной категории нынешних отечественных «мыльных опер». Возможно, некоторые сцены выглядели бы на экране даже лучше, чем на бумаге. Опыт написания сценария по собственной книге «Год обмана» явно не прошел для Геласимова даром.

Есть в «Доме на Озерной» и острый социально-политический момент: юный сын одной из сестер связался с ультранационалистами. Он терпеть не может инородцев, а тут ему вдруг доводится встретить своих родственников-таджиков. Процесс вразумления угрюмого юноши − одна из важных сюжетных линий.

Этот содержательный компонент обещает стать красной тряпкой для некоторых беспокойных читателей. Потенциальную реакцию ультранационалистов описывать излишне, но интересно, что Геласимову уже досталось и от либеральной критики за слишком легкомысленный подход к теме ксенофобии. Но писателю явно неизвестны правила идеологически выдержанной литературы, за соблюдением которых у нас надзирает не одно «просвещенное око», отчего его проза опять-таки выигрывает.

Действие «Дома на Озерной» ограничено, но крайне эффективно: это осмысленная литература, с которой можно отдыхать.

..............