Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
27 ноября 2009, 16:52 • Культура

«Современника не обманешь»

Леонид Юзефович: Современника не обманешь

«Современника не обманешь»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

Лауреатом национальной премии России в области литературы, по сумме гонорара уступающей только Нобелевской, стал «папа» сыщика Ивана Путилина и сценарист «Гибели империи» Леонид Юзефович. В данном сезоне «Большую книгу» упрекают в том, что ее результаты вышли уж слишком предсказуемыми: роман-победитель «Журавли и карлики» изначально ходил в фаворитах. О том, много ли личного в описании Москвы 90-х и как нужно воспринимать метафору о войне между журавлями и карликами, Юзефович рассказал газете ВЗГЛЯД.

Накануне в Москве чествовали лауреатов литературной премии «Большая книга». Главный приз в 3 млн рублей получил Леонид Юзефович за роман «Журавли и карлики», второе место занял Александр Терехов с романом «Каменный мост», третье – Леонид Зорин с прозаическим сборником «Скверный глобус».

Я люблю Монголию, меня волнует история Гражданской войны, и 17-й век – тоже важное для меня время

Напомним, что «Большая книга», учрежденная в 2005-м (главными лауреатами премии за прошлые годы стали Дмитрий Быков*, Людмила Улицкая и Владимир Маканин), является крупнейшей литературной наградой в России и СНГ. По размеру призового фонда (5,5 млн руб) она уступает только Нобелевке.

Выбор победителей из числа тех, кто прошел в утвержденный советом экспертов шорт-лист, осуществляется большим жюри – специальной Литературной академией. Она насчитывает свыше ста человек и была сформирована по принципу широкого общественного представительства. В 2009 году сопредседателями Литературной академии были писатели Юрий Поляков и Александр Архангельский.

В книге несколько мест действия – Москва, Монголия, Забайкалье, Османская империя, причем все сюжеты относятся к разным эпохам
В книге несколько мест действия – Москва, Монголия, Забайкалье, Османская империя, причем все сюжеты относятся к разным эпохам

Роман Юзефовича «Журавли и карлики» − основательная историко-мифологическая конструкция, охватывающая несколько эпох. Данная книга, вошедшая также в короткий список нынешнего «Русского Букера», с самого начала была одним из явных фаворитов сезона, так что выбор Литературной академии особой неожиданностью не стал. Как, впрочем, и то, что среди лауреатов оказался Александр Терехов, чей роман «Каменный мост», основанный на реальных событиях сталинского времени, привлек к себе внимание.

«Мне хотелось, чтобы было больше интриги, чтобы произошло что-то неожиданное, − посетовал на предсказуемость председатель совета экспертов «Большой книги», писатель Михаил Бутов в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. – Например, чтобы одна из премий досталась, скажем, Мариам Петросян за роман «Дом, в котором...» или, скажем, Андрею Балдину за книгу «Протяжение точки». Это, впрочем, не означает, что названные авторы − мои личные фавориты».

Что до победителя, более всего Леонид Юзефович известен широкой публике как автор цикла детективов о сыщике Иване Путилине и авантюрных книг по истории России. Часть из них, например, роман «Казароза», уже была экранизирована. А оригинальный сценарий сериала «Гибель империи» Юзефович написал специально для телевидения.

В интервью газете ВЗГЛЯД триумфатор «Большой книги» дал к своему роману небольшой авторский комментарий.

− Насколько книга «Журавли и карлики» продолжает вашу предшествующую работу, учитывая, что вы уже имели дело с авантюрным жанром? Можно ли сказать, что этот роман был для вас новым писательским опытом? − Это был новый опыт, потому что с современностью работать труднее, чем с историей. История легко выдерживает спрямление, мифологизацию, все что угодно. С современностью это сделать не так просто. Мы все – современники, современника не обманешь. Но у меня есть малоизвестные рассказы, написанные на современном материале, поэтому соответствующая стилевая направленность у меня уже была. «Журавли и карлики» продолжают стилистику этих ранних рассказов, которые мне до сих пор нравятся.

− Миф о войне журавлей и карликов – это для вас аллегория или нечто более близкое к фантастике, к альтернативной реальности? − Это аллегория, но не моя, а моего героя. А для меня это скорее декоративный элемент.

− Но ведь в этом сюжете есть и некий философский аспект. − Есть. И тем не менее. Просто обозначение этого сюжета вынесено в заглавие, поэтому кажется, что это и есть несущая конструкция романа, но на самом деле это все-таки розочка на фасаде.

− В «Журавлях и карликах» рассказывается история самозванца Тимошки Анкудинова. Верно ли ощущение, что здесь вы целенаправленно работали с традицией плутовского романа? − Я не то чтобы работал с традицией – я просто знаю историю Анкудинова. Когда-то давным-давно я написал о нем большой очерк.

− Одна из сюжетных линий романа разворачивается в Москве в начале 1990-х годов. Вы ощущаете себя участником активизировавшейся в последнее время литературной полемики о 1990-х, об их облике и историческом смысле? − Нет, не ощущаю. Я не генерирую концепции. Я реконструктор и вижу в этом свое призвание.

− В истории героев, которые живут в 1990-е, есть автобиографический момент? − Есть, конечно. Куда от этого денешься?

− В книге несколько мест действия – Москва, Монголия, Забайкалье, Османская империя, причем все сюжеты относятся к разным эпохам. Чем обусловлен выбор именно этих географических и временных точек? − Моими пристрастиями, больше ничем. Это могли быть любые другие локусы. Но я люблю Монголию, меня волнует история Гражданской войны, и 17-й век – тоже важное для меня время.

− Вы первый лауреат «Национального бестселлера» и четвертый лауреат «Большой книги». Важна ли для вас эта завидная участь «коллекционера» премий? − Я об этом не думаю.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом