Взгляд
23 октября, суббота  |  Последнее обновление — 22:58  |  vz.ru
Разделы

Правота превратилась в религию

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, сценарист
Так уж повелось, что чем свободнее мы живем, тем шире героическое недовольство. А чем оно шире, тем больше его приходится сужать. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

России не с кем идти в ногу в будущее

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Утверждение новой общественной и экономической модели, которая бы пришла на смену изжившему себя современному капитализму, – это настоящая революция. Подробности...
Обсуждение: 67 комментариев

Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

Иван Иванюшкин
Иван Иванюшкин, Кандидат философских наук, исследователь истории интернета
В мае 1941 года Иван Бунин пишет Алексею Толстому, чтобы тот ходатайствовал о его возвращении на родину перед Сталиным. Однако возвращение не состоялось и до конца дней Бунин прожил апатридом – человеком без гражданства. Подробности...
Обсуждение: 76 комментариев

В Японии всплыли «корабли-призраки» времен Второй мировой

В районе японского острова Иводзима землетрясение подняло со дна затопленные корабли-призраки времен Второй мировой войны. Из-за сейсмической активности всплыли 24 остова судов
Подробности...

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Москва призвала международные силы в Косово обеспечить безопасность российских дипломатов

    Главная тема


    Газ стал Молдавии не по карману

    «омерзительный монолог»


    «Ельцин Центр» оскорбили гомофобные высказывания Вадима Самойлова

    ответ бундесверу


    Шойгу: НАТО стягивает силы к нашим границам

    организатор убийств


    Бастрыкин поручил изучить отказ Черногории выдать Тельмана Исмаилова

    Видео

    поставки газа


    Европа потребовала от Газпрома стать благотворителем

    пролив Цугару


    Чем страшны угрозы японцев устроить ВМФ России «кровавый морской путь»

    патентное право


    Samsung уличили в копировании российской технологии

    Харьковские соглашения


    Зеленский применил Черноморской флот против оппонентов

    Свадьба великого князя


    Глава канцелярии Дома Романовых: Монархия может возродиться через референдум

    имперская миссия


    Владимир Можегов: Трехсотлетие Российской империи проходит совсем незаметно

    человек без гражданства


    Иван Иванюшкин: Хорошо, что Бунин не вернулся в СССР

    особый путь


    Игорь Караулов: России не с кем идти в ногу в будущее

    на ваш взгляд


    Как вы относитесь к позиции антипрививочников?

    Танец маленьких валькирий

    Создатели фильма пытались показать, насколько многие в высшем руководстве Германии в 1944 году понимали, что дело идет к краху
       28 января 2009, 20:49
    Фото: kinopoisk.ru
    Текст: Андрей Архангельский

    В российский прокат выходит очередной «фильм с Томом Крузом», как принято у нас обычно говорить. Впрочем, на этот раз название фильма, в котором снялся один из самых популярных актеров планеты, тоже способно «сделать кассу»: «Операция «Валькирия» – именно так назывался план, в соответствии с которым 20 июля 1944 года в фашисткой Германии после покушения на Гитлера была совершена попытка государственного переворота.

    Сегодняшняя практика такова, что рецензии на фильм мы – и критики, и зрители – читаем прежде и задолго до того, как увидим само кино: вследствие этой сложившейся практики «общее мнение» по поводу фильма складывается еще до его выхода на широкие экраны.

    Именно этот рационализм заговорщиков и является подлинной причиной поражения заговора: потому что рационализму заговорщиков противостоит фанатизм нацистов

    На сегодняшний день все упреки, которые можно было высказать новому фильму режиссера Брайана Сингера, уже высказаны – за день, заметим, до официальной премьеры в России (29 января). Они, упреки, в российских СМИ носят характер по большей части эстетический, художественный: ребята, у вас был такой материал! (О заговоре 20 июля 1944 года написано множество книг, снято девять фильмов, не считая самой «Валькирии».)

    Из этого можно было бы сделать такую «гибель богов», такую захватывающую драму чувств, такой полет валькирий, такой «Круз-200» (гениальный, не побоимся этого слова, заголовок Юрия Гладильщикова в «Ньюсвике») – а у вас получилась сплошная бюрократия и никаких чувств.

    И вправду, в основном мы видим на экране только долгие заседания – где детально, скрупулезно разрабатываются планы покушения на Гитлера: эти заседания чуть ли не стенографируются. Такое ощущение, что они проходят неподалеку от рейхсканцелярии: на этом фоне манеры Штирлица еще могут показаться верхом конспирации. Шутка.

    Примерно полфильма герои-заговорщики сидят, говорят, спорят, курят, листают что-то. Прям планерки какие-то, а не заговор (колориту добавляет и то, что фильм на английском языке: там в разговорах постоянно фигурирует слово «офис» – в значении «помещение», «здание»: «позвоните мне в офис», «я сейчас буду в офисе», «офис Геббельса захвачен»).

    Заметим при этом, что фильм почти дословно воспроизводит историческую хронологию: загляните хотя бы в «Википедию», прочите статью о заговоре 20 июля и считайте, что сюжет фильма вам известен.

    За это у нас большинство критиков и сочли фильм «скучным» – его и вправду не назовешь динамичным: но именно бюрократическая, скучно-организационная составляющая заговора 20 июля и является, возможно, главным открытием фильма. Нам настойчиво доказывают, что заговорщики – это не два-три человека, которым терять нечего, не бомбисты какие-то отмороженные, а вполне рациональные и респектабельные люди, большинство из которых – высшие офицеры рейха. Это очень интересный момент.

    Мы видим на экране почти легальную оппозицию, которая не особо уже и шифруется – такой вот секрет полишинеля, – и с каждым днем в заговор вовлекается все большее число людей. А в 1944 году даже приближенные фюрера, чуть ли не его адъютанты намеком или бездействием подталкивают заговорщиков к действию.

    Из истории известно, что генералитет планировал так или иначе избавиться от «выскочки»-фюрера года так с 1938-го или 1939-го. Фильм недаром начинается с эпизода, когда генерал фон Тресков в 1943 году передает ординарцу фюрера очередной «подарок» – начиненную взрывчаткой бутылку. Не сработало? Не беда: бутылку вернули, продолжаем воевать на фронте против русских и готовить новое покушение. 15 попыток покушения на Гитлера – разве плохо?

    Из фильма следует также, что заговор 20 июля почти удался – и даже несмотря на то, что фюрер уцелел после взрыва, переворот вполне по силам было осуществить: помешали этому, как обычно, ряд непредвиденных случайностей.

    Понятно, что создатели фильма пытались показать, насколько многие в высшем руководстве Германии в 1944 году понимали, что дело идет к краху. Немецкая аристократия, включая и военных, прямо или косвенно приветствовала приход Гитлера к власти в 1933 году, хотя и считала его «выскочкой». Она же, аристократия, решает теперь его убрать: все именно РАЦИОНАЛЬНО и логично, и в этом, по-видимому, и заключается историческая правда.

    И герой Тома Круза, сыгравший главного заговорщика – полковника Клауса фон Штауффенберга (который пронесет портфель с бомбой в палатку фюрера), именно не фанатик, а логик, рационалист: он, по-видимому, чувствует себя карающим мечом аристократии и в этом видит свой долг. И именно рациональность этого заговора, именно его логичность и показана в фильме: не горение, не блеск глаз – а прежде всего холодный расчет и логическая необходимость свержения Гитлера.

    Однако именно этот рационализм заговорщиков и является подлинной причиной поражения заговора: потому что рационализму заговорщиков противостоит фанатизм нацистов. Причем не высших – а, можно сказать, рядовых. Командир батальона охраны «Великая Германия» майор Ремер, который в соответствии с официальным планом «Валькирия» (рассчитанным на случай чрезвычайных ситуаций и внутренних беспорядков) должен был оцепить правительственный квартал и арестовать Геббельса, оказался убежденным нацистом.

    «Майор, вы национал-социалист? – спрашивает Геббельс вошедшего. – Фюрер жив. Возьмите трубку, с вами хочет поговорить Адольф Гитлер».

    Основной конфликт в фильме – не противостояние «хороших» немцев и «плохих», а противопоставление немецкого рационализма немецкому же фанатизму: фанатизм, как мы видим, и в 1944 году, и ранее – все 11 лет пребывания Гитлера у власти – всегда оказывался сильнее рациональных доводов, доводов рассудка.

    Именно поэтому заговор был обречен на неудачу: чтобы победить национал-социализм, нужна была именно фанатичная ненависть к фашизму и готовность идти до конца, а не только рациональный расчет и логика.

    У заговорщиков такого фанатизма и ненависти быть не могло – по вполне понятным причинам (хотя их смелости мы отдаем должное и считаем их борцами с фашизмом). Эта ненависть и решимость могли быть только у тех, кто в мае 1945 года брал Берлин. И в этом смысле фильм, выходит, вполне пророссийский, хотя о событиях 1945-го там – всего одна строчка. В самом конце. Но об этом и так все знают.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •