Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Саммит в Швейцарии напомнил монолог Жванецкого

Группа «борцов с колониализмом» была в категорическом меньшинстве, все остальные рассуждали, пусть и в разной модальности, про необходимость и неизбежность «участия России» в переговорах.

3 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева От митингов «несогласных» до окопов под Донецком

Отдавшие свои жизни на полях СВО не увидят, каким будет будущее России. Но самим фактом своего бытия и своего поступка они сделали невероятно много для того, чтобы «судьба всего цивилизованного проекта на планете» решилась справедливым образом.

28 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Следующее предложение Киеву будет хуже нынешнего

Путин не случайно озвучил свои предложения именно сейчас. 15-16 июня в Швейцарии проходит конференция по Украине. Российский лидер предложил реалистичный, в отличие от «плана Зеленского», перечень условий для приближения мира.

29 комментариев
18 сентября 2008, 14:58 • Культура

Дембельский аккорд

Дембельский аккорд
@ sxc.hu

Tекст: Кирилл Анкудинов, Майкоп

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены. Ничто в подлунном мире не вечно. Вот и закончился мой срок сотрудничества с интернет-газетой ВЗГЛЯД. До свидания, любезный читатель. Мы еще встретимся с тобой – где-нибудь, но уже не здесь. Погляди-ка, солнышко лесное, на мой дембельский аккорд, на мой обзор прозы седьмых номеров «Октября» с «Новым миром» и восьмого номера «Знамени».

Авторы как будто бы подгадали к моему дембелю: едва ли не все лучшие публикации – об армии.

Парад (от 12 до 9 баллов)

12. Владимир Маканин. Асан. Роман. Окончание следует // Знамя. № 8. 2008.

Что ещё делать Найману, как не пробавляться тухлыми донжуанно-адрианными сплетнями, раз уж «Октябрь» предоставил ему столько места

Первая чеченская кампания. Майор Александр Жилин, ушлый и умный начальник склада. Тот еще мазурик, король бензина и дизтоплива, владыка караванов с горючкой (хотя норму знает, оружием не торгует принципиально) – однако и воевать умеет (в Чечне, чай, служит).

Паутина деловых (воровских) расчетов и кровных счетов: начальники, сослуживцы, новобранцы, дезертиры, полевые командиры, старейшины. И над всей этой суетой нависает беспощадно-двуликий Случай (бог войны, Асан: он хочет крови, он хочет денег).

Я еще не знаю, чем закончится новый роман Владимира Маканина. Но мне ясно одно: это – ключевое произведение нынешнего десятилетия (подобно тому, как «Андеграунд, или Герой нашего времени» того же Маканина стал главным текстом десятилетия предыдущего).

Одно нехорошо: Маканин – писатель крайне рациональный (как шахматист). И его главный герой – рационален донельзя. Может быть, даже чересчур рационален – для войны.

11. Александр Карасев. Дорога в облака. Рассказы // Октябрь. № 7. 2008.

Цикл миниатюр, объединенных темой армейской службы (разной – мнимой, вожделенной, неудачной, грядущей).

Карасев умеет писать лаконично. Почти по-хемингуэевски. Я думал, что этот навык современными российскими литераторами утрачен безнадежно. Рад, что ошибся. Особенно хорош последний рассказ из подборки (о призывнике).

10. Аркадий Бабченко. Дизелятник. Повесть // Новый мир. № 7. 2008.

Опять об армии. И опять о первой чеченской войне (вскользь). Но в отличие от Маканина (и в отличие от Карасева тоже) – совсем не «художественное произведение».

Развернутый автобиографический очерк о том, как автор, служа срочную, из-за тяжелой болезни на десять суток опоздал в строй и едва не попал в дисбат после этого. Летопись преддисбатной части («дизелятника») – от и до…

Бабченко наконец-то научился не сгущать армейские ужасы, писать о том, как есть. И от этого «как есть» – шок, озноб гневного отвращения. В какой стране все мы живем! В больной стране, где никто никого не уважает!

9. Олеся Николаева. Тутти. Повесть // Новый мир. № 7. 2008.

Еще один non-fiction, на этот раз – из штатской жизни (но вот вопрос: можно ли назвать описанную в повести Николаевой церковную и околоцерковную жизнь «штатской»? Ведь каждый христианин ежеминутно вершит незримую духовную брань).

Архиерей подарил писательнице щенка. Все (и даритель, и получательница дара) полагали, что вырастет огромный пес, однако вышла ошибка: щенок оказался не той породы. Как теперь быть с милой собачкой Тутти? За ней надо ухаживать, однако и без того всевозможных дел полно. А может быть, Тутти – Божье испытание?..

Трогательный и тонкий текст Олеси Николаевой проникнут юмором, притом английским, уютно-домашним, облачно-летучим (диккенсовско-даррелловским). Что радует: не все же православию быть суровым.

Воинские будни (от 8 до 5 баллов)

8. Юрий Петкевич. Крик. Рассказ // Октябрь. № 7. 2008.

Я не поклонник манеры Юрия Петкевича (не связанные между собой бытовые подробности наворачиваются как в песне акына: вот старуха прошла, вот мотоцикл проехал, вот брательник водку принес).

На сей раз, кажется, у Петкевича получилось…

7. Владимир Шпаков. Маятник Фуко. Рассказ // Знамя. № 8. 2008.

Моментальный снимок середины 90-х годов. Трагифарс гибнущего сословия. Все так узнаваемо: малахольные экс-советские интеллигенты залезают в бандитские долги (дабы «поставить гениальный спектакль»), попадают на счетчик, шабашат в бригадах ремонтников-халтурщиков и валом валят на лекцию заезжего Умберто Эко.

6. Роман Сенчин. Сорокет. Рассказ // Новый мир. № 7. 2008.

Сорокалетний мужик переживает кризис среднего возраста и изживает его через внезапный публичный скандал. Это в прозе Сенчина уже было. И не раз. К сожалению, у Романа Сенчина появились собственные (авторские) штампы.

5. Александр Жолковский. Гипсовая десничка, или Не всякая пословица при всяком молвится. Филологический случай // Новый мир. № 7. 2008.

Стилизованный анекдот Жолковского о чете пушкинистов и юном американском слависте, едва не выдавшем мужу-пушкинисту свою греховную связь с супругой-пушкинисткой – образчик салонного юмора, пустого, не смешного и даже нисколько не занимательного (зато донельзя изящного).

Нестроевая рота (от 4 баллов до 1 балла)

4. Анатолий Найман. Все мало. Из цикла рассказов // Октябрь. № 7. 2008.

Советские времена. Некто Марк Гагауз, эрудит и донжуан, в числе прочих обхаживает Катю, а у Кати – муж Адриан, парень со странностями. Адриан пишет антисоветский трактат. Этот трактат каким-то образом оказывается у Гагауза. Гагауза сажают. Чи Адриан посадил его, чи нет…

Что еще делать Найману, как не пробавляться тухлыми донжуански-адрианскими сплетнями, раз уж «Октябрь» предоставил ему столько места. И снова название публикации Наймана – более чем символично. Все нашим литзвездам мало, скоро по второму кругу начнут свои опусы публиковать в журналах.

3. Наталья Рубанова. Прошлый век. Рассказ // Знамя. № 8. 2008.

Новелла «под Набокова», стильно-утонченно-высококультурная дальше некуда, о престарелой преподавательнице музыки.

Начинается так: «Смахнув пыль с астролябии, Аделаида Вигдоровна…» Это не пародия.

2. Ильдар Абузяров. ХУШ. Недельный роман. Окончание // Октябрь. № 7. 2008.

Исламский терроризм – проблема болезненная и очень серьезная. И писать о ней необходимо – писать трудно, мучительно, негламурно. Но если очень хочется, можно подать исламских террористов как котяток – в бантиках и розочках. Для этого надо показать их не расчетливыми взрослыми скотами и обманутыми тупо-невежественными парнями (коими они являются на деле), а «мальчиками» (одинокими, красивыми, сладкими). Затем следует смастрячить слезливо-сиропный любовный треугольник, главную водительницу террористов превратить в таинственную леди-вамп, «ночную бабочку». И гламурных метафор чтоб было побольше – цветочков, мотылечков…

Невыносимее всего то, что Абузяров еще и рисуется на фоне терроризма – в писательской позе: «Ах, я создал своих героев; ах, я в ответе за них; за мной скоро придет ОМОН…» В романе Достоевского «Бесы» был третьестепенный персонаж Кармазинов, тоже писатель. «ХУШ» – это «Бесы», написанные Кармазиновым.

1. Вячеслав Пьецух. Литературоведение против часовой стрелки // Октябрь. № 7. 2008.

За что бы ни брался Пьецух – за историософские размышления, детективы, романы в письмах, воспоминания, путевые очерки, сказки, дневники, – в итоге у него выходит все то же: монотонные эстрадные монологи с хлопотами о «высокой духовности». На сей раз Пьецух решил опробовать себя в филологии…

Уже привычно глотаешь и пошлость, и развязность (что делать, если они неотделимы от Пьецуха?). Но доходишь до пассажа о «неверных грамматических формах» у Пушкина – и цепенеешь от ужаса: оказывается, Пьецух (вдобавок ко всему) элементарно некомпетентен в вопросах, о которых берется судить (такое с записными радетелями духовности бывает часто, но профанов-моралистов вообще-то не принято печатать в литжурналах).

И окончательно добивает пьецуховское высказывание о том, что «до Пушкина в России не было прозы». Положим, Нарежного с Эминым Пьецух знать не обязан. Но бедную Лизу он обидел почто?

..............