Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
18 сентября 2008, 10:52 • Культура

Одиночество в кадре

Одиночество в кадре
@ Иванов Сергей/ВЗГЛЯД

Tекст: Алиса Никольская

На днях фильмом Филиппа Янковского «Каменная башка» закрылся очередной смотр российского кино «Московская премьера». Сделанный как благотворительный – на сеансы не продаются билеты, пропуск на просмотры можно получить только путем обмена специальных купонов – фестиваль набирает все больше зрителей.

Интересен он и киноманам, и профессионалам: практически все картины показываются в Москве впервые. И посмотреть есть на что.

Нынешний фестиваль необычен по многим причинам. Начался он задолго до того, как состоялось официальное открытие. На открытых летних сценах прошел проект «Саундтрек завтрашнего дня», собравший молодые музыкальные коллективы.

Приняла первых посетителей Библиотека киноискусства имени Сергея Эйзенштейна. Там прошло несколько творческих встреч, презентаций и показов киноклассики, а также акция «Подари городу книгу о кино».

К череде уже известных кинопрограмм – «Великолепная семерка», «Наше новое детское кино», «Арт-линия», добавилось еще несколько. Самая значимая – «Евразийская панорама»: здесь сконцентрированы новые фильмы, снятые киностудиями бывших союзных республик.

Собрали организаторы и несколько ретроспектив. На «Сеансах памяти» показывались фильмы с участием Нонны Мордюковой, Надежды Румянцевой, Софико Чиаурели.

А «Семь посвящений» были отданы непростым, интригующим фигурам вроде Алексея Балабанова и Ренаты Литвиновой, Виталия Манского* и Евгения Миронова. Можно было увидеть не только хорошо знакомые, но и ранние, и малоизвестные их картины.

Расскажи мне сказку

Военные сцены удались прекрасно, страстно и полнокровно. А вот мирные - скучны и развалены. Казалось, режиссер просто не знал, что делать с героями вне войны

Расширению программы детского кино можно только порадоваться. Фильмы как для самых маленьких, так и для подростков шли не только в большом зале Дома Кино на Васильевской, но и в нескольких специализированных детских кинотеатрах.

Игровых конкурсных картин было шесть. Правда, непонятно, как в их число затесалась «Игра» Александра Рогожкина, диковатая спортивная комедия с хорошими артистами, но невразумительная по сути и совсем не предназначенная для детской аудитории.

Если исходить из логики появления этого фильма в программе, то ребенка можно водить на любые взрослые фильмы. Правда, тогда стоит выбирать что-то получше.

Впрочем, «Игра», как и «Русичи», неудачная попытка сочинить фэнтези на основе русских языческих легенд, прошла незамеченной. А вот невнимание к «Золушке 4/4» Юрия Морозова и Александра Баршака, осовремененной и весьма экзотической версии знаменитой сказки, огорчило.

Фильм несколько перегружен внешними эффектами, но динамичен, весел и трогателен. Хороша и исполнительница главной роли Даша Мельникова.

Главный приз достался картине двух Андреев Разумовских, отца и сына, «На мосту». Мрачная история о детдомовце из маленького городка, ввязавшемся в криминал и попавшем в центр для трудных подростков, как оказалось, многих задела за живое.

В фильме хватает недостатков: невыдержанный визуальный ряд, довольно топорные диалоги. Однако и сюжет, и атмосфера держат внимание.

Людям хочется верить в возможность счастья. В непременный свет в конце тоннеля. В наказание зла и торжество добра, даже не всегда правдоподобное. Все это в картине есть.

Как и актерские удачи. Главная из которых – Борис Галкин, сыгравший директора центра. Он получил на фестивале приз за «лучшую взрослую роль».

А жюри семейное (есть на «Московской премьере» и такое) признало лучшим фильм Валерия Пендраковского «Бегущая по волнам» по мотивам романов Александра Грина.

Снятая в размашистой, несколько старомодной манере советских киносказок, в меру наивная и достоверная ровно настолько, чтобы вызвать переживания, картина вполне подходит под категорию «для всей семьи».

Алексей Петренко и Михаил Горевой отлично, колоритно и с юмором играют двух капитанов, «доброго» и «злого». Главным образом, ради них стоит смотреть «Бегущую».

Пропала жизнь

Несмотря на изобилие программ нынешнего фестиваля, основной все-таки остается «Великолепная семерка», состоящая из российских премьерных картин.

Именно по итогам этой программы выбирается больше всего победителей. Важно, что программа не ограничивает жанры – в ней может оказаться как «массовый» фильм, так и трудный для восприятия. Хотя, конечно, момент доступности впрямую сказывается на зрительском голосовании.

Иначе как объяснить тот факт, что совсем без наград (за исключением приза от журнала «Кинопроцесс») оказался лучший фильм программы – «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, требующий вдумчивости и концентрации.

Сочетание в атмосфере восточного спокойствия и умиротворения с русским душевным жаром гипнотизирует и пленяет. Неторопливый, но совсем не благостный, а довольно жесткий рассказ о молодом враче (его превосходно играет Олег Долин), живущем посреди степи и спасающем людей от самых диковинных хворей, полон ненавязчивых размышлений об устройстве жизни как таковом.

После просмотра выходишь с ощущением, что, оказывается, можно не суетиться – и все успевать. Что можно просто делать свое дело – и быть необходимым. Что остановившееся сердце в состоянии вновь забиться. А бытие – оборваться на самом пике.

Вторым по значимости призом – премией общественного жюри «Московского комсомольца», наградили картину Екатерины Шагаловой «Однажды в провинции».

Вольную вариацию на тему знаменитого «Трамвая «Желание»» уже успели окрестить «женским «Грузом 200»». Но история все-таки другая. Страшная и спокойная. Надрывающая нутро, но не орущая благим матом.

Шагалова твердой рукой выстраивает хитросплетение отношений нескольких людей – армейских друзей, их жен и любовниц. Дерущихся за свой клочок счастья – счастья в том виде, как каждый его понимает.

А лучшей картиной по итогам зрительского голосования, как и в прошлом году, признали работу Станислава Говорухина. Во всех его последних фильмах в центре – женская история. Не исключение и нынешний. Даже название красноречиво – «Пассажирка».

Романтический сюжет о красавице, волею судеб оказавшейся на военном корабле на долгие недели. Вследствие чего возникают бури похлеще морских. Тут и пылкий юный поклонник, и наглый резонер, и дуэль, и целый ворох предложений руки и сердца.

Качественная мелодрама с эффектными морскими видами, пышными нарядами и незаезженными лицами (помимо «звезд» Ирины Пеговой, Марата Башарова, Виктора Сухорукова в фильме снялось несколько дебютантов) – вот рецепт кратчайшего пути к сердцу зрителя.

Приз редакции газеты «Московский комсомолец» получил фильм младшего Говорухина – Сергея. Режиссер-документалист, Говорухин дебютировал в игровом кино с темой, хорошо ему известной по бытности военным корреспондентом.

Герой картины «Никто, кроме нас...», тележурналист Евгений пробыл несколько лет в Афганистане, в самом пекле боевых действий. И в мирной жизни ему некомфортно. Но как только почва под ногами перестает раскачиваться, он должен поехать на другую войну.

Главную роль играет артист МХТ Сергей Шнырев – и это очень сильная работа. Правда, с партнершей ему не повезло: Мария Миронова в роли «девушки мечты» откровенно фальшивит. Впрочем, порой фальшивит и режиссер.

Военные сцены удались ему прекрасно – страстно и полнокровно. А вот мирные скучны и развалены. Казалось, режиссер просто не знал, что делать с героями вне войны. Как они разговаривают. Как чувствуют. Из-за этого нужный контраст стирается.

Поскольку «Московская премьера» фестиваль зрительский, он дает пусть не очень полную, но довольно внятную картину того, какое именно кино пользуется наибольшим спросом.

На данный момент очевидно: люди хотят переживать, но не хотят беспросветности. Думать отказываются, зато очень поддаются эмоциям. Жаждут положительных героев. Которых можно полюбить.

Словом, чтоб было «как в жизни». Но жизни, щедро приправленной сказочным соусом.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............