Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
16 мая 2008, 21:00 • Культура

Под водой

Под водой
@ russianballet.ru

Tекст: Алиса Никольская

До недавнего времени главным на сцене «Практики» было слово. Заточенный под современные тексты, театр ратует за открытие драматургических имен. Занимается поиском ключа к пониманию материала, написанного сегодня. В конце нынешнего сезона здесь впервые вышел спектакль, где главным оказалось не слово, а дело. Точнее, тело. Что неудивительно: режиссеру-хореографу Режису Обадья привычнее передавать смысл через движение, а не через разговор.

Новой работе «Практики» не очень подходит понятие «эксперимент». И это ее достоинство. Спектакль современен по форме, сделан стильно и качественно. И пойдут на него в первую очередь поклонники «красивого театра». Что позволит «Практике» еще расширить свою аудиторию. Не отходя в сторону от выбранного направления.

Водопад чувств

Танцовщица? Нет. Просто женщина. Настоящей женщине, чтобы сказать что-то свое, запасть в память, обольстить, надо танцевать

Пьеса шведки Агнеты Плейель называется «У реки». В театре ее переименовали в «Ниагару»: режиссер придумал весьма неспокойную историю. Очень эффектную визуально.

Завязка сюжета проста: успешная писательница приезжает в давно оставленную родительскую квартиру, где обитает ее брат – неделями не выходит на улицу и пишет никому не нужную диссертацию.

Ее задача – вернуть брата во внешний мир. Однако, попав в дом, полный воспоминаний, она полностью переосмысливает свою жизнь. И задачи перед обоими героями уже стоят совсем другие.

Режис Обадья не строит историю линейно, по событийному ряду. Его куда больше занимают чувственные переходы. Тщательно выверен подбор предметов – каждый звучит, играя свою ноту.

Нервный хруст газетных листов, звон винных бокалов, всплески воды дают нужные акценты – от тревожности до умиротворения. А экран, куда проецируются красивые виды водопада, становится стеной, через которую не перейти.

Герои постепенно отходят от слов к движению. От смысла – к ощущению. Те же изменения претерпевает и жанр. Психологическая драма становится мистической элегией. Все бытовое – условностью. Перевертыш.

Хореографическая манера Обадья – жесткая, рваная, брутальная. Любую гармонию он создает через разрушение. Резкие движения-выбросы как нельзя лучше показывают тот непокой, что испытывают герои. Им трудно жить. Они словно продираются сквозь сгущенный воздух. И остаются в плену.

И даже вода, символ свободы, только подчеркивает их зависимость. Не только от обстоятельств. От себя. Мучительное непонимание родных людей – вот тема, занимающая режиссера. И он находит точные средства для ее передачи.

Мы родом из детства

Для воплощения своих замыслов Режису Обадья надо было найти среди московских актеров тех, кто хореографически одарен не меньше, чем драматически. И такие обнаружились.

Писательницу играет Ирина Гринева. Одна из главных чаровниц своего поколения. Ломкая, резкая, по-кошачьи тягучая, она владеет телом с той долей бессознательности, чтобы полностью уходить в процесс движения. Танцовщица? Нет. Просто женщина. Настоящей женщине, чтобы сказать что-то свое, запасть в память, обольстить, надо танцевать. И Гриневой не откажешь в этом умении.

Все героини Гриневой – насквозь земные и столь же волшебные. Эта не исключение. Материализуясь из воздуха, неожиданно и неизбежно, она стремится перебороть обстоятельства – но в итоге отдается им. Хочет быть умнее, сильнее брата, но женская природа берет свое – и она подчиняется. Движения становятся легче, интонации порывистее.

Партнером Гриневой стал Денис Баландин, актер Российского молодежного театра. Он уже встречался с Обадья в работе – играл князя Мышкина в его версии «Идиота». Правда, там почти не танцевал. Здесь же раскрылся по-настоящему.

И дело не только в технической безупречности движений. Но – в их наполненности. Вдруг оказывается, что телом можно сказать гораздо больше, нежели словами. Ибо тело не может врать.

Герой Баландина болезненно замкнут и ревностно охраняет свое личное пространство. Ему не нужен внешний мир – хватает собственного.

Однако иногда приходится вступать в контакт – хотя бы с собственной сестрой. Что вызывает бурю эмоций. И душевный шум почище водопадных струй.

Юноша пытается быть жестоким, но не может скрыть свою ранимую природу. Сексуальность – и застенчивость, ярость – и сдержанность: актер строит образ на противоположностях. И герой, несмотря на его социальную неадекватность, получается безумно привлекательным. Необычные существа всегда притягивают.

Несмотря на чувственность дуэта, актеры подчеркивают родственную связь героев. Не в тексте – где-то на глубинном уровне. Это ощущение становится отправной точкой для развития истории. Поначалу, как две настороженные кошки, они примериваются друг к другу. Готовые чуть что выпустить когти. А к финалу становятся единым целым. Половинками. И каждому никак без другого.

Разговаривать об отношениях, особенно семейных, хочется тихо. Без декларативности. Новую работу «Практики», театра шумного, экстремального, отличает непривычная камерность. Интонационная. А когда говорят тихо, хочется слушать.

..............