Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
8 ноября 2007, 12:45 • Культура

Нож и молельный коврик

Нож и молельный коврик
@ praktikatheatre.ru

Tекст: Саша Денисова

В театре «Практика» Александр Филиппенко показал зрителю, как можно сделать из терроризма голливудскую конфетку. Человечество хочет расстаться с терроризмом, смеясь, как в скандальной британской пьесе «Продукт». Удастся ли?

Пьеса про терроризм – это здорово. Признак здоровья, хоть и частичного (в совсем здоровом обществе и явлению не бывать) - и то, что общество такую постановку одобряет, хотя бы не запрещая.

Пьесы такие не то, чтобы нужны, они неизбежны, как вишневые сады и чайки для эпохи дачников и лишних людей. Однако, вот в чем загвоздка, представьте задачу -- написать пьесу о терроризме.

Слезы сквозь смех

Усама отправляет сладкую парочку – англичанка Эмми уж не в силах жить без любимого - взорвать евро-Диснейленд

Допустим, вы автор. Изучили бездну литературу. Повадки, характеры, речь. Опять же насколько позволяет то, что под рукой, доступные, так сказать, материалы – СМИ да Сеть. Консультации востоковедов, беседы с исламистами.

Все равно опасностей не избежать: персонажи будут ходульные, шаржевые, вынужденные проживать в ненатуральном мусульманском быту, а их диалоги рискуют оказаться клюквой развесистой.

Абдулла покачал головой с раздумьем на ней, голове, подал Махмуду автомат и, зловеще блеснув белками глаз, сказал воинственно, но и не без отчаяния: Аллах Акбар!

Британский драматург Равенхилл счастливо штампов этих и стереотипов избежал, одновременно всех их нам подсунув: он написал пьесу о том, как мы, белые люди, представляем себе тех, темных людей, их жизнь и весь терроризм в целом.

Этот букет ярлыков, домыслов, фантазий, связанный одной ниточкой – нашим страхом – и представляет собой пьеса «Продукт». Голливудский продюсер убеждает актрису сняться в фильме с сюжетом головокружительным, как американские горки. Сюжетом, сплошь состоящим из одних кульминаций.

Героиня Эмми в самолете попутчиком попадается смуглый парень, у которого в багаже нож и молельный коврик. Полет проходит неспокойно. Уже на земле отмечается, что он красив. Что тело смуглое. И ее влечет к этому смуглому телу и влечение заканчивается тем, что в квартире у нее поселяется этот самый Мохаммед. С ножом и молельным ковриком.

Любовь сильнейшая: Ромео и Джульетта курят в сторонке. Постепенно в квартире в нагрузку к Мохаммеду прописываются и люди в длинных одеждах. Ну и сам Усама. И Усама отправляет сладкую парочку – англичанка Эмми уж не в силах жить без любимого - взорвать евро-Диснейленд.

Человечество расстается со страхами смеясь, и сам Равенхилл, эту истину иллюстрируя, написал пьесу о постепенном прощании со страхом. Чем сильнее крутизна и глупость очередного витка голливудского сюжета, тем нам становится смешнее и легче. Сам Равенхилл, кстати, играл в своей пьесе на Фестивале современной британской драматургии – хохотали москвичи до слез.

Когда же играет Филиппенко, смеешься совсем по-другому. Филиппенко, во-первых, актер колоссальной силы и сила эта корежит, собственно, содержание и посыл пьесы.

Мы видим не просто там какого-то изворотливого продюсера-ловкача, который соблазняет фефёлу-актрисульку масштабной голливудской драмой. Не просто циника, готового сбагрить горе, приодев его в розовые рюши, обернув в упаковку продукта. Ведь в западной пьесе мораль завязана на производстве, деньгах, коммерции.

У них нравственность проста и прозрачна: нехорошо торговать воздухом. Человеческим горем, любовью. Страхом. Русскому человеку такой простой идеи недостаточно. Поэтому Александр Филиппенко -- как подлинно русский человек и актер – добавляет пьесе и нашего сложносочиненного нравственного пафоса, и чувств, и полутонов.

Филиппенко достраивает к зданию пьесы мансарду и из этой мансарды как черт из театрального райка – кривляется, паясничает. И проповедует.

А на черта, на адвоката дьявола, на искусителя он похож автоматом, куда ж без дьявольского – Филиппенко всегда удавались инфернальные роли.

Это не трубка

После Филиппенко по-настоящему страшно и муторно
После Филиппенко по-настоящему страшно и муторно

И получается по ходу, что ты смеешься уже совсем над другими вещами. Филиппенко смакует слова «его смуглое тело» -- и вот уже, смеясь, ты чувствуешь себя слегка, как бы это сказать, скотиной. То есть, ты смеешься уже и про себя нехорошо думаешь: ага, я смеюсь над близостью белой женщины и мусульманина. Над самой возможностью у них настоящей любви. Смеешься над молельным ковриком опять же. А значит над всей культурой.

Нехорошо.

А Филиппенко не унимается, клокочет, бормочет, фиглярничает – вот, мол, у Эмми глубокая душевная травма, здесь наезд камеры на мобильный телефон, ее любимый, Трой, погиб в башнях-близнецах и перед смертью позвонил ей. И тут ты уже думаешь, а почему, собственно, кто-то не мог позвонить кому-то из башни. И ведь звонили же.

А ты сидишь и смеешься как дурак. Ты смеешься, когда телеоператор хищно бежит к обожженному человеку. Смеешься, когда электротоком бьют брошенного в тюрьму мусульманина. Хохочешь, когда в Диснейленде к новоиспеченным шахидам за секунду до взрыва подходит маленькая девочка и когда после взрыва летит в воздухе – крупным планом взятая – ее голова.

Смеешься, когда Филиппенко говорит: мир – это место боли и страдания. И это намеренная стратегия – сначала ты эту конфетку Филиппенко заглатываешь: мол, мы смеемся над мифами.

А потом этот дьявольский клоун, вращая глазами, щелкая пальцами, выворачивает все наизнанку. И ты чувствуешь этой конфетки невыносимую горечь.

-Тема обмана звучит наиболее громко и внятно внутри шоу-бизнеса, телеиндустрии, – говорит Александр Филиппенко о пьесе. – Тут все пропитано цинизмом. Презрение к зрителю сводится к принятию любого человека как «хавателя культуры». И весь этот бред вопиет о всеядности, о бездарности, о том, что даже из истинной трагедии можно сделать сериал и продать его очень недешево все тем же «хавальщикам культуры». Современный текст ироничен и непрост. Для меня он перекликается с ранними произведениями Аверченко или Жванецкого.

Еще Филиппенко, как человек советский в хорошем смысле этого слова, стержневой, мимоходом припечатывает и новые буржуазные ценности.

Вот он с придыханием произносит: а багаж у тебя весь от Гуччи, Гуччи снаружи, Гуччи внутри. Пиджак от Версаче. У твоих Джимми Чу сломался каблук.

Сто раз в спектакле, пока не обессмыслятся от смеха, он произносит слова – а у тебя шикарная квартира типа студия. Время изменилось и маячки этого времени, такие соблазнительные, на самом деле ничтожны и мелки, вкрадчиво шепчет нам Филиппенко.

Когда в жизни появляются настоящие ее, жизни, координаты – боль и страдание – не до версаче становится. И все это – в фирменной манере джазовой импровизации Филиппенко: он извивается в скороговорке, отбивает ритм как приговор – чак-чак-чак, пах-пах-пах.

Тут надо отдать должное режиссеру -- Александру Вартанову, который весь этот клокочущий вулкан веселья вправил в пределы сцены.

Как режиссер, ставящий новую драму, как молодой, наконец, человек, он на всю эту психологическую школу посматривал сквозь присущий новому театру скепсис.

Поэтому Вартанов все же больше ставил о страхе, чем о смехе, о современном мире, нежели о мастерстве, и ему удалось эту громадину актерского таланта, эту гаубицу, палящую приемами и стилем, нацелить на главное.

Филиппенко, впаривая актрисе -- а невидимой, несуществующей актрисе не нравится -- то и дело спрашивает ее, бегая глазками: правда, сценарий бомба? правда, прелесть? нет, ну ладно.

И эта невидимая актриса -- сам зритель. Он и должен принять решение: да или нет. фантиком? Вопрос.

Весь гуманистический пафос Филиппенко разворачивает конфетку и сладко шуршит фантиком. Соблазнимся ли мы, вся закваска Филиппенко как актера уходит на то, чтобы, городя огород блокбастера из новых нелепиц, сделать так, чтобы нам было не по себе.

И если в равенхилловском варианте зритель уходил просветленный и со страхом попрощавшийся, то после Филиппенко наступает жестокое похмелье. После Филиппенко по-настоящему страшно и муторно.

И в конце уже ты понимаешь, что твоя беда как белого человека – в то, что ты не веришь в реальные истории. Ты веришь, когда людей превращают в отбивную масс-медиа и подают под соусом пропаганды.

--«Продукт» -- не сатира, – говорит режиссер Александр Вартанов. – Это дико страшная пьеса. В ней нет ни грамма преувеличения. Все, что описано, происходит каждый божий день в Америке, Европе, везде-везде. Это терроризм, который направлен на самые тончайшие нервные окончания человека. Люди поначалу должны смотреть на продюсера как на полного кретина. Им должно казать, что он говорит делает – ужасно, неправильно, смешно и глупо. И было бы здорово если бы в конце его часового монолога они бы ему поверили и захотели посмотреть его кино. Поверили бы в то, что это хороший фильм, мощный, эмоциональный, страстный, важный и нужный. В Александре Георгиевиче есть та степень безумия, которая должна быть в этом герое. Не было ощущения, что это легкий, комедийный материальчик, который мы с легкостью сбацаем. Это было долго и тяжело. На репетициях мы произносили постоянно слово «зоопарк». Каждый сам для себя должен решить, что это – зоопарк или горькая правда, или вечер сатиры и юмора в исполнении народного артиста.