Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Премьер Италии констатировал крах «мечты Евросоюза» из-за неравенства

8 мая, суббота  |  Последнее обновление — 02:59  |  vz.ru
Разделы

Пора бы понять, что и как происходит у тебя дома, а не на Западе

Анастасия Семенович
Анастасия Семенович, журналист, искусствовед
Почему за меня кто-то решает, как я должна себя вести, «если я приличный человек»? Люди, искренне считающие, что все «порядочные» должны быть в одном с вами «лагере» – вы правда думаете, что есть только «те» и «эти»? Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

Как 1200 человек заплатили за британскую самонадеянность

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
7 мая 1915 года отправился ко дну британский пассажирский лайнер «Лузитания». Из 1959 в основном мирных граждан на борту, погибло почти 1200 человек. Непосредственным виновником их смерти была германская подлодка. Но далеко не она одна. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Россия возвращается к самогоноварению

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Первые волны изоляции имени вируса COVID-19 принесли домашней дистилляции новый расцвет. В сферу домашней дистилляции пришла молодежь. А также женщины и девушки. Подробности...
Обсуждение: 68 комментариев

В столице Мексики рухнул метромост с поездом

В Мехико обрушился метромост с проходившим по нему поездом. По официальным данным, в результате аварии погибли 23 человека. При этом данные о пострадавших разнятся: по меньшей мере около 70 человек госпитализированы. Также среди пострадавших и погибших есть несовершеннолетние
Подробности...

Россия отпраздновала светлую Пасху

«Праздник Пасхи, олицетворяющий торжество жизни, добра и справедливости, имеет огромное нравственное значение. Он пробуждает веру, надежду, стремление помогать ближним», – заявил президент Владимир Путин, обращаясь к россиянам. Пасхальную ночь глава государства встретил на богослужении в храме Христа Спасителя. Службу совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Подробности...

Стали известны лауреаты 93-й премии «Оскар»

В Лос-Анджелесе прошла 93-я церемония вручения кинопремии «Оскар». Главный фаворит прошлого года, фильм Хлои Чжао «Земля кочевников» получил статуэтки в трех номинациях, в том числе став лучшим фильмом года. На фото: продюсеры Питер Спирс, Фрэнсис МакДорманд, Хлоя Чжао, Моллье Ашер и Дэн Джанви
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...
21:35

В Пермском крае несколько театров модернизируют в рамках нацпроекта «Культура»

Руководство Пермского края решило провести ремонт сразу в нескольких театрах региона, соответствующий вопрос обсуждался на заседании краевого правительства под председательством губернатора Дмитрия Махонина.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: Премьер Италии констатировал крах «мечты Евросоюза» из-за неравенства

    Главная тема


    Кто получит право на бесплатное подключение к газовой трубе

    «В поисках приключений»


    Телеведущий Кожухов рассказал о стыде перед грузинами

    госсекретарь сша


    Блинкен признал подрыв миропорядка Соединенными Штатами

    проверено в лаборатории


    Доказано, что обвинения Словакии в адрес «Спутника V» оказались выдумкой

    Видео

    русский ответ


    Санкции Москвы подрывают ресурс европейской дипломатии

    холодная весна


    Природа поставила Европу в зависимость от «Северного потока – 2»

    герб СССР


    Декоммунизация украинской Родины-матери грозит катастрофой

    военные игры


    Зачем США ставят гиперзвук на свои самые бесполезные корабли

    «почтовый ящик»


    Герман Садулаев: Мне понравилось жить под колпаком спецслужб

    операция спецназа


    Сергей Козлов: «Ликвидация бен Ладена» была просто спектаклем

    домашние дистилляты


    Игорь Мальцев: Россия возвращается к самогоноварению

    особое мнение


    Американский политолог: Отношения России и США находятся при смерти

    на ваш взгляд


    Как вы восприняли информацию об отмене выдачи виз в США?

    Музыка во льду

    Дирижер Риккардо Мути и Национальный оркестр Франции    5 июня 2007, 19:51
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Дмитрий Бавильский

    Официальную программу фестиваля открыл концерт Национального оркестра Франции. Дирижер Риккардо Мути представил монопрограмму, посвященную музыке Франца Шуберта. Следом выступил Уральский академический филармонический оркестр, исполнивший под руководством Дмитрия Лисса две симфонии Николая Мясковского.

    Шуберт на воде

    Странное решение – проводить фестиваль в Колонном зале Дома союзов, с неизбывной памятью о люстрах, затянутых в черный тюль, и о телевизионных трансляциях. Тем более что всю сцену, на которой выступал Национальный оркестр Франции, украсили большим количеством белых цветов, из-за чего концерт походил на номенклатурные похороны.

    Симфонии Мясковского – «интеллектуальные драмы», воспринимаемые прежде всего умом

    С торжественным обрядом концерт сближала и музыка Шуберта, похожая на инкрустированную шкатулку. Начинали с увертюры к пьесе «Розамунда», которая достаточно на слуху и оттого откликается; затем сразу же – Восьмую, «Неоконченную», где трагические бравурные вставки нарушают атмосферу галантного празднества, проносящегося мимо. Словно бы ты стоишь на берегу, а мимо проплывает «Титаник» и на его корме толпы беспечно веселящихся людей в белых костюмах и белых платьях.

    Все эмоции Французский национальный выложил в первом отделении, из-за чего четырехчастная Большая (№ 9) звучала после перерыва ровно и отстраненно. То есть, конечно, звучание прозрачное и струящееся, мерцающее, с нарочитыми паузами, испытание которыми зал выдерживает с чувством собственного достоинства, несмотря на мобильные телефоны, которые пару раз вклинивались…

    Сотворение мира

    Две симфонии Николая Мясковского, исполненные Уральским академическим филармоническим оркестром под руководством Дмитрия Лисса, вышли прямой противоположностью предыдущему концерту.

    У французских музыкантов программа состояла из знакомых, заезженных, даже романтических опусов, уральцы же привезли уникального, редкостного Мясковского. На первом концерте царили прозрачность и ясность, здесь же – густое, пастозное марево, в недрах которого рождались, зарождались новые миры.

    Симфонии Мясковского – опусы 20-х годов ХХ века со всей свойственной этому времени проблематикой переустройства вселенной. Драматургически обе они построены примерно одинаково: в толще неустойчивых и постоянно скользящих, как по скошенному льду, обрывков то там, то здесь возникают проблески света с какой-нибудь русской народной песенкой.

    Песенка возникнет на пару тактов, чтобы вновь исчезнуть, раствориться в осколках дробных кубофутуристических складок. Музыкальная реальность расслаивается на не связанные между собой слюдяные пластинки, которые мгновенно испаряются, стоит только оркестру заиграть в унисон.

    В Десятой симфонии фольклорная тема в стиле «Руси уходящей» оказывается едва намеченной, слишком уж силен пафос преобразования мира, слишком мощны тектонические сдвиги, сподвигшие страну к изменениям. Лейтмотив захлебывается и буквально тонет в массивной все обрамляющей космогонии, которая неожиданно обрывается.

    В Шестой симфонии космогония эта уже ничем не сдерживаемого полета выливается в значительный римско-корсаковский орнаментально расшитый кусок, заканчивающийся участием камерного хора Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина.

    Симфонии Мясковского – «интеллектуальные драмы», воспринимаемые прежде всего умом. Несмотря на предельность эмоциональных состояний, блюдо это оказывается столь неожиданным, что требует внимательного и аккуратного вслушивания. И здесь решающей оказывается убедительность исполнителей.

    На концерте Мясковского я не отвлекался от работы оркестра ни на мгновение – на моих глазах разыгрывалась сложная, составленная из многочисленных подробностей шахматная партия. Это очень важный момент – когда увлеченность, даже одержимость исполнением (ее не подделать) помогает слушателю принимать раритетные, редко исполняемые опусы.

    Их внутреннее устройство необычайно подвижно – мелодии и лейтмотивы словно бы не закреплены в пазах и скользят (или плывут), наплывая друг на друга. Очень, между прочим, похоже на Шостаковича. По быстроте смены «картинки» и способам «склейки» периодов. По чередованию быстрых и плавных сцен. По сшибке внутренних (да и внешних) ритмов. По возникновению внезапных пауз. По каскаду ложных финалов. Однако же Шостакович укоренен в музыке ХХ века – его трагедии дисгармоничны, душевный разлад накладывается здесь на музыкальные диссонансы и сломы; интеллектуальные переживания Мясковского не лишены формального комфорта и привлекательности. Его музыка весьма гармонична и, несмотря на многочисленные противоречия, воспринимается легко, без усилия.

    Особенно со второй части достаточно протяженной Десятой, когда чуткий Уральский академический оркестр наращивает нерв и драйв. Масштабность музыки оказывается адекватной мужественному, крупноформатному исполнению. Уральцы выступили как истинные просветители, показав уникальную монопрограмму, значение и смысл которой трудно будет преодолеть другим участникам.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •