Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
11 декабря 2007, 09:30 • Культура

Открытый фестиваль для узкого круга

Открытый фестиваль для узкого круга
@ proficinema.ru

Tекст: Михаил Шабашев

Форум этот показал возможности современного альтернативного (по сути) кинематографа и акцентировал внимание на вопросах сегодняшнего дня. На кинофестивале побывал корреспондент газеты ВЗГЛЯД Михаил Шабашов. Вологда, Череповец, Великий Устюг, Сокол, Кириллов, Устье. Жители этих шести городов в течение пяти фестивальных дней увидели ленты, снятые за последние два года режиссерами из России, Исландии и Германии.

Президентом этого кинофорума стал известный режиссер-документалист, лауреат Государственной премии России Сергей Мирошниченко. По поводу отбора документальных фильмов он сказал так:
– Когда мы выбирали, какие картины показывать, то оказалось, что современных лент, достойных для широкого зрительского показа, очень мало. Многие из просмотренных не были взяты по этическим соображениям – из-за обилия нецензурной брани. Как правило, это следствие беспомощного сценария, потому что хорошие документальные фильмы сродни хорошей литературе и книгам по философии. А из тех, что мы отобрали, многие уже получили награды на различных кинофестивалях...

Кинодесант на Север

Здесь благое, намоленное место! В Великом Устюге я почувствовал себя ребенком, когда вышел настоящий Дед Мороз и пожал мне руку!

Программа «Фресок Севера» была насыщенной не только конкурсными и внеконкурсными показами. Жители Вологодской земли побывали на творческих вечерах с известными актерами Евгением Воскресенским, Галиной Бокашевской, Даниилом Спиваковским, Зинаидой Кириенко, Олегом Акуличем и режиссерами Дмитрием Астраханом, Владимиром Грамматиковым.

Дмитрий Астрахан, кстати, здесь дал старт своей новой картине «Все по-честному». Этот режиссер снимает фильмы, родственные направлению кинофестиваля, – о молодежи. Поэтому он здесь и представил премьеру своего фильма.

В один из дней работы кинофорума в вологодской городской библиотеке прошла встреча с диаконом Андреем Кураевым. Он провел оживленную беседу на тему «Место молодых в глобальном мире». Прошли две замечательные фотовыставки работ Геннадия Смирнова и Вячеслава Сачкова...

Организаторы до последнего дня ждали вероятного приезда Никиты Михалкова (он в те дни под Вологдой снимал «Утомленные солнцем – 2»). Но такой возможности у Никиты Сергеевича не возникло – шли съемки танкового сражения.

Однако все-таки гости фестиваля услышали голос знаменитого режиссера! На церемонии закрытия «Фресок Севера» на сцену вышла генеральный директор фестиваля Елена Цуканова с включенным мобильным телефоном. Она поднесла его к микрофону и зрители услышали голос Никиты Сергеевича:

– Приветствую вас, дорогие гости и участники фестиваля! Я очень хотел приехать к вам, но не смог – у меня танки забрали все время! Рад, что «Фрески Севера» в третий раз прошли успешно. Думаю, что в Вологде они «прописались» надолго. Я договорился с губернатором Вологодской области Вячеславом Позгалевым, что этот фестиваль мы будем поддерживать и развивать и в дальнейшем. Желаю всем удачи и новых творческих успехов!

Открытие и закрытие фестиваля трудно назвать скучным словом «церемония». Это были замечательные концерты с участием московских и вологодских артистов.

Сами участники «Фресок Севера» познакомились с древней Вологодской землей. Они увидели Вологодский кремль, Прилукский мужской монастырь (где находится могила Батюшкова), храм в Ферапонтове с фресками Дионисия…

Эти экскурсии были весьма впечатлительны. Актер Олег Акулич сказал:

– Здесь благое, намоленное место! В Великом Устюге я почувствовал себя ребенком, когда вышел настоящий Дед Мороз и пожал мне руку!

Словом, впечатления у всех остались самые глубокие! Как и размышления, на которые натолкнул этот кинофестиваль.

Через тернии к звездам

Об анимационном кино давайте не будем. Оно есть, мультики снимают и, как видите, показывают. Хоть и раз в два года и в отдельных городах и весях, но все-таки. Этот жанр беспроигрышен. Дети – благодарные зрители. И для них работают некоторые взрослые, которые тоже остались детьми.

Как сказал председатель жюри анимационного кинофестиваля Иван Максимов, «проблем у аниматоров нет. Если они и есть, то только в головах». Лишь сообщу, что лучшим анимационным фильмом стала лента «Жихарка» режиссера Олега Ужинова.

Поговорим о документальном кинематографе. В этой сфере у нас работает много режиссеров. Снимают замечательные ленты, которые в нашей стране остаются за скобками всеобщего внимания. То, что показывают по телевидению, стало уже разновидностью попсы – только о знаменитостях. И, как правило, уже ушедших из жизни. Или Ленин – Сталин – Гитлер.

Про этих сатрапов уже до оскомины нажужжали. А где же нынешняя жизнь с судьбами простых людей? Она тоже фиксируется. Но только увидеть это можно тоже раз в два года в Вологде. Другого подобного фестиваля у нас нет, господа. Нет…

Я спросил Сергея Мирошниченко, можно ли будет увидеть по ТВ документальные фильмы, показанные в Вологде, хотя бы те, которые стали призерами…

– На нас обратил внимание канал «РЕН ТВ» – показал сюжет о фестивале. Возможно, какой-то фильм возьмет канал «Россия», – сказал Сергей Валентинович. – Понимаете, телевидение – это отдельная сфера, на политику которой повлиять весьма сложно. Было бы смелостью сказать, что телевидение с готовностью откликнется на наше предложение показать фильмы. Мы, конечно, будем стараться это делать, хотя большое но остается…

Вот так.

Эмблемой «Фресок Севера» с 2005 года является икона «Богоматерь Умиление»
Эмблемой «Фресок Севера» с 2005 года является икона «Богоматерь Умиление»

О прокате в кинотеатрах речь тоже не идет. Прокатчики смотрят в кошелек и думают, что, кроме как боевиками с ужасами эротики, кассу не сделаешь. А хоть бы кто-нибудь попробовал показывать документальные фильмы! Тот народ, который по этому жанру соскучился, сидит дома и вспоминает времена, когда на ленту Юрия Подниекса «Легко ли быть молодым?» очереди стояли…

У нас любят все сравнивать с Западом. Мол, как там, так и мы. Ну пожалуйте – немецкий документальный фильм «Ритм – вот главное» 2004 года. Он с огромным успехом целый год шел в кинотеатрах Германии! Целый год! Там даже встал вопрос о том, чтобы эту ленту включить в обязательную школьную программу. Теперь фильм берут на абордаж в Америке.

Кстати, эту картину у нас тоже показали. В Вологде. На этом кинофестивале. А вы не видели, нет? Ну тогда езжайте в Германию. Точнее, уже в Америку…

Остается обратить внимание общественности на призеров «Фресок Севера». Может, кто-то додумается эти фильмы показать хоть где-нибудь?!

Главный приз «Лучший документальный фильм» получила лента «Угольная пыль» режиссера Марии Миро. «За мужество и активную гражданскую позицию».

Мария – это громко сказано. Она тоненькая, как стебелек, и юная, как Джульетта. Девушка заканчивает ВГИК. «Угольная пыль» – ее курсовая работа, которую она снимала в Копейске Челябинской области. В городе, где часто бывала в детстве, – там жил ее дед. Ему она и посвятила свою работу – он работал спасателем горняков.

– Многие истории я слышала в детстве, – говорит Маша. – Я знаю, что такое шахтерский труд. Но он не оценен по достоинству. Все три шахты, которые мы снимали, уже закрыты. Люди остались без работы… Оператор фильма – Николай Карпов, тоже студент ВГИКа. Это наша первая с ним картина.

А впереди у Маши новая задумка. Тоже, знаете ли, не из жизни пестиков и тычинок. Вот вам и молодежь! Марии вручили диплом и премию в 70 тыс. рублей…

Обладателем персональной премии в 100 тыс. рублей, от имени губернатора Вологодской области, стал Ираклий Квирикадзе за документальную ленту «Святой Георгий». «За создание образа небесного покровителя многих стран и народов». Тут уж большому, знамо, кораблю и плаванья большого. Ираклий Михайлович – известный документалист. И работу сделал соответственно. Любо-дорого посмотреть. И весьма любознательно…

Приз имени режиссера Юрия Половникова присужден документальному фильму «Первая высота» режиссера Андрея Павленко за «поиск решения сложнейших духовных проблем современной России».

Остальные призеры кинофестиваля – «Собиратели теней» Марии Кравченко, «Кричащие шедевры» Ари Александра Эргиса Магнуссона из Исландии (весьма любопытная вещица!), «Мой класс» Екатерины Еременко, Германия. (Ура-ура! О Екатерине будет отдельный разговор). «Ангелы, живущие на земле» Александра Габрильяна – «За сострадание к детям, попавшим в беду». И «Moscow dreams» Матиаса Айхера, Германия, – «За показ жестоких реалий модельного бизнеса в России».

Закрытый показ

Несколько участников фестиваля во главе с президентом форума побывали в детской колонии в Паприхе под Вологдой. Ребята увидели документальный фильм Сергея Мирошниченко «Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР», после которого артисты выступили с замечательным концертом.

Вот что об этом визите сказал Сергей Валентинович:

– Это дети, многие из которых просто допустили роковую ошибку. У них светлые глаза. Я им сказал, что есть много людей, которые тоже сидели, но потом стали замечательными людьми, – Солженицын, Жженов, Юз Алешковский… Главный вывод – жизнь на этом не кончается. Надеюсь, что им что-то запало в душу. Хотелось бы, чтобы они это осознали и вышли на свободу. У них хорошие учителя. Вот вам и тема – об этом можно сделать хороший документальный фильм…

Остается добавить, что эмблемой «Фресок Севера» с 2005 года является икона «Богоматерь Умиление» (Подкубенская) – символ духовности Вологодского края. Остается уповать на то, что территория этой духовности станет шире рамок кинофестиваля, ибо показанные фильмы достойны того, чтобы их увидели все жители нашей страны.

..............