Игорь Караулов Игорь Караулов В наперстках «мирных планов» – пустота

Нам важны не территории, а люди. Неважно, как пройдет будущая граница, если за этой границей сохранится режим, пытающийся превратить свой народ в антироссийских зомби и камикадзе.

11 комментариев
Андрей Перла Андрей Перла Почему арабо-израильская война так важна для России

Наши противники утверждают (сами, их никто за язык не тянул), что сражаются против нас на двух фронтах – в Палестине и на Украине. И разница в образе действий Израиля и России на этих фронтах настолько очевидна, что делает изоляцию России со стороны большинства населения планеты просто невозможной.

4 комментария
Владимир Добрынин Владимир Добрынин Человек не имеет к глобальному потеплению никакого отношения

Советуя человечеству дышать через раз, чтобы уменьшить углеродный «выхлоп», подумайте, заметят ли это вулканы. И вообще, углекислый газ – не вредное вещество, синтезируемое человечеством в процессе своей индустриальной и аграрной деятельности, а газ, созданный природой и используемый ею в процессе фотосинтеза.

15 комментариев
16 января 2007, 17:56 • Культура

Где та молодая шпана, что сотрет старый рок с земли?

Фестиваль «Старый новый рок» не нашел открытий

Где та молодая шпана, что сотрет старый рок с земли?
@ Светлана Мальцева / NEWSmusic.ru

Tекст: Гуру Кен, Москва – Екатеринбург – Москва

В Екатеринбурге завершился VIII фестиваль «Старый новый рок», собравший шесть хедлайнеров – «Сплин», Дельфин, Optimystica Orchestra, «Сансара», «Тараканы», «Маша и Медведи» – и 210 (!!!) молодых и менее известных групп. Если бы такого фестиваля не было, его надо было бы придумать. Дать шанс начинающим музыкантам выступить рядом со звездами – это как минимум благородно. И что же мы увидели?

Первый «Старый новый рок» прошел в 2000 году, его организовал «свердловский Макаревич» Евгений Горенбург (группа «ТОП»). Желание помочь молодым изъявили признанные мэтры – «Чайф», Александр Пантыкин, Вадим Самойлов, «Апрельский марш». И дело закипело.

Фестиваль стал ежегодным, а недавно и вовсе перешел на летний и зимний график. Похвастаться открытыми суперзвездами «Старый новый рок» пока не может, но для московских рок- и поп-звезд он уже стал настоящей кузницей кадров и поставщиком свежего инструментального «мяса».

Работа и работники

Максимум, на что они оказались способны, – копировать своих старших более известных товарищей. Странной тенденцией оказалась беззубость и никчемность текстов

Работа строится так. Все присланные демозаписи отслушивает солидное даже по столичным меркам жюри и отбирает тех, кто достоин выступить на двух малых сценах. Группы приезжают со всей России (включая Москву и Питер) и даже с Украины. Уровень отбора таков, что даже признанные столичные клубные зубры «Абвиотура» и «Subway Сейшн», равно как и архангельские виртуозы Blind Vandal, в этом году отбор пройти не смогли.

Помимо концертной программы фестиваль проводит очень важную факультативную работу. Из Москвы приглашаются руководители лейблов, телеканалов, известные журналисты и пиарщики – только не смейтесь! – ответить на вопросы провинциальных начинающих музыкантов. Именно так!

И пусть вопросы сводятся к сакраментальному «как мне стать звездой?» или «почему на ТВ не крутят альтернативу?». На них глава лейбла «Никитин» Алексей Никитин, главный редактор Муз-ТВ Алексей Остудин, знаменитый продюсер Дмитрий Гройсман, ответственные лица «Мистерии звука» Алексей Орлов и студии «Союз» Ольга Орлова, культовый пиарщик Александр Кушнир дают максимально серьезные развернутые ответы.

Остается надеяться, что молодые музыканты выносят для себя уроки из этого честного, открытого разговора.

На горных вершинах

Настоящим героем «Старого нового рока» неожиданно стала группа «Сансара»
Настоящим героем «Старого нового рока» неожиданно стала группа «Сансара»

Настоящим героем «Старого нового рока» неожиданно стала группа «Сансара». Уйдя за последние годы в тень и выпустив неоднозначный альбом «Ю Ла», группа словно взяла второе дыхание.

Такое шоу, которое устроил на сцене Дворца игровых видов спорта Александр Лебедев, стоило бы выпустить на DVD. Даже на абсолютно новых песнях (которые еще толком не презентовались им в родном Екатеринбурге) публика зашлась в аплодисментах.

Лебедев извивался змеей, стонал и хрипел, оглушал инфернальным семплером и организовал самое настоящее массовое караоке. Шесть тысяч зрителей, пришедших в этот вечер, хором запевали давно знакомое «Сердце бьется за двоих» и «Если можно, осторожно»… Яркие костюмы, необычный реквизит и глэм-грим сделали выступление «Сансары» гвоздем финальной ночи фестиваля.

«Сплин» несколько разочаровал. То ли по причине усталости, то ли из-за не очень грамотно выстроенного звука Александр Васильев вовсе не думал выкладываться или чем-то удивлять. «Сплин» на автомате отпел давно знакомый набор хитов и меланхолично удалился со сцены. Поставил галочку.

Единственной, кому удалось справиться с аппаратом и прихотливой акустикой Дворца спорта, оказалась Optimystica Orchestra. Сайд-проект лидера Tequilajazzz Евгения Федорова звучал сочно, высокопрофессионально, вдумчиво, но… откровенно сонливо. И это в третьем-то часу ночи! Вряд ли было разумным решением начать сет с текилоджазовой «Зимы». И далее музыканты играли в себе и для себя, основательно подразогнав публику от основной сцены.

Немного странно смотрелись на главной сцене фестиваля екатеринбургские «Клан Марио Санти» и «Ромарио». И если фронтмен второй группы – сын одного из главных спонсоров фестиваля, что как-то объясняет его появление рядом со «Сплином», то относительно первого коллектива остается только гадать. Ни по уровню мастерства, ни по зрелости творчества им явно не место среди хедлайнеров.

Своих новых подопечных – группу «Провода» показал там же продюсер «Чайфа» Дмитрий Гройсман. Интересные песни, грамотные аранжировки соседствуют пока с не очень внятным вокалистом. Возможно, ему недостает сценического опыта. Материал же Гройсман подобрал отменный, и будущее у «Проводов» явно наличествует. Смелый прыжок вокалиста в зал и пение среди публики – тоже в плюс проекту.

Наиболее восторженно публика встретила «Тараканов», и они полностью оправдали аванс доверия. Сид со товарищи нашли свою нишу китчевого драйвового панка и весьма убедительны в ней. Музыканты основательно «прокачали» зал, не забывая о слаженности и виртуозности игры.

А вот Дельфин выступил ниже своей планки. Возможно, проблемы с подвозом аппаратуры музыканта, из-за чего выступление Дельфина сместилось на пару часов, основательно «отжали» эмоции у Андрея Лысикова, даже привычная злость сменилась в голосе Дельфина на усталый скепсис.

На подступах к вершинам

«Чайф»
«Чайф»

Но что же молодежь? К великому сожалению приехавших из столицы специалистов, ни одного без сомнения яркого явления среди молодых групп так и не нашлось.

Максимум, на что они оказались способны, – копировать своих старших более известных товарищей. Странной тенденцией оказалась беззубость и никчемность текстов. Сказать этим ребятам с гитарами своим сверстникам пока нечего. Причин слушать именно их, а не «Чайф» пока не нашлось.

Хотя порадовал возросший средний уровень инструментального мастерства. Да и откровенного пения мимо нот, чем грешили ранее подобные смотры, почти не обнаружилось.

Были выступления, которые запомнились в силу разных причин. Неагрессивный фолк-рок группы «Начало века» (Москва), нелинейные блюзовые прочтения у «Сталинграда» (Москва), крепкий хард-рок Alterna (Пермь)…

Ярче других выступила группа из Харькова «Ля Мур», которая осмыслила традиции русского рока и выдала на-гора весьма хитовые композиции едва ли не стадионного размаха. Вот кого стоило бы премировать выступлением на одной сцене с хедлайнерами.

Тенденции и предчувствия

Владимир Шахрин
Владимир Шахрин

Ведущие фестиваля традиционные Дед Отмороз (Владимир Шахрин) и Заяц Шаловливый Палец (Владимир Бегунов) приоделись в неожиданно чопорные наряды, несли со сцены откровенную ахинею и совсем несмешные шутки, однако смогли создать доброжелательное шутливое настроение у публики.

Никаких серьезных происшествий и алкогольных излишеств замечено не было. Отметим, что находчивые уральцы в условиях запрета продажи пива на спортсооружениях поставили пивные палатки прямо дверь в дверь со спорткомплексом и дефицита любимого рок-напитка удалось благоразумно избежать. Похоже, организаторам московских и питерских концертов есть чему поучиться.

За кулисами же Владимир Шахрин был печален и вдумчив. Он рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что ситуация с молодыми группами в последнее время изменилась: «Если первые лет пять меня ситуация с музыкальной составляющей фестиваля вгоняла в некоторый пессимизм, я понимал, что не слышу ничего нового, все вторично, то последние пару лет вдруг действительно стали появляться группы с другим взглядом. С другими глазами. У них – блеск в глазах. Такое ощущение, что они изначально смирились с тем, что их не будут показывать по телевидению и крутить по радио, и им не надо подстраиваться ни под какой пресловутый формат. Они просто хотят играть, они хотят жить делами группы. А там что будет, то и будет. Мне кажется, что именно такие группы смогут придать положительную динамику нашей музыке».

Возможно, лидер «Чайфа» немного торопится увидеть то, что на самом деле только начинает появляться. Но общее ощущение подхвачено им удивительно точно: подавляющее большинство новых групп действительно не ориентируется больше на формат «Нашего радио».

Другое дело, что подкрепить свою ориентацию на непримиримую альтернативу, жизнерадостный ска или принципиальный фолк сколько-нибудь серьезным песенным материалом им пока не удается.

Фестиваль «Старый новый рок» традиционно начинается с исполнения гребенщиковской «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?». И не в первый раз напрашивается ответ, что пока той молодой шпаны просто нет. Умение сочинять грамотные красивые песни «шпане» пока недоступно. Но мы ждем. И устроители фестиваля терпеливо ждут, уже который год. И именно ради них, молодых групп, затевается весь этот сложный многодневный фестиваль – без призов и итоговых мест.

Где та молодая шпана?

..............