Взгляд
10 августа, среда  |  Последнее обновление — 01:55  |  vz.ru
Разделы

Как сохранить себя в строю

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Все империи построены людьми, стоявшими в строю. И от козней врагов извне их защищали люди в строю. Строй не может построить Колизей, расписать Сикстинскую капеллу или сочинить Шестую симфонию. Но именно строй дает возможность индивидуалистам быть индивидуумами и писать свои симфонии. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Нужна культурная деоккупация будущего

Антон Беликов
Антон Беликов, художник, кандидат философских наук
Дверь в будущее для каждого народа открывают два ключа: культура и образование. Если мы хотим сами строить свое будущее, эти ключи необходимо вернуть. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Популяризации науки борьба с религией не поможет

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Миф о борьбе науки и религии ложен – вытеснение религии освобождает место вовсе не для науки. В условиях хотя бы минимальной свободы и рынка это место заполняется самым дремучим оккультизмом и лженаукой. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог
Подробности...

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия запросила заседание СБ ООН в связи с ударами Киева по Запорожской АЭС

    Главная тема


    ЕС и Украина наказали Венгрию за дружбу с Россией

    социальное обеспечение


    Освобожденные территории Николаевской области решили присоединить к Херсонской

    ЧП в Новофедоровке


    Названа приоритетная версия взрывов в Крыму

    «взял – вернулся»


    Михалков высмеял Валерия Меладзе за ложь об уходе со сцены

    Видео

    высокоточные снаряды


    Россию на Украине усиливает «снайпер тяжелого калибра»

    живой щит


    Запад лишает Украину маски невинной жертвы

    разочарование Вашингтона


    Когда Грузия начнет больше сближаться с Россией

    удары по АЭС


    Зачем Зеленскому нужна ядерная катастрофа в Запорожье

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    готова сражаться


    Владимир Можегов: Венгрия выбрала Чака Норриса вместо трансвеститов

    пропагандировать и продвигать


    Игорь Караулов: В сфере культуры не стоит копировать Украину

    проект-300


    Герман Садулаев: России пора вернуть свое небо

    на ваш взгляд


    Вы будете огорчены из-за невозможности поехать в Евросоюз в случае запрета ЕС на выдачу виз россиянам?

    Павлиньи перья снова в моде

    Последние торги аукциона Christie`s
       12 июня 2006, 12:05
    Фото: Reuters
    Текст: Ксения Щербино

    Вильгельм Воррингер назвал ситуацию после Первой мировой войны «художественным гамом». Многообразие «измов», измывающихся над неподготовленным зрителем, выработанная художниками привычка говорить в полный голос, не прислушиваясь к окружающим, создает эффект какофонии.

    В эту многоголосицу отлично вписывается и последний проведенный домом Christie`s аукцион. 296 лотов в стиле ар-деко – нарочитая роскошь канувшей в Лету эпохи. Как в свое время писал классик: «…грубый вкус включает в себя новое и неожиданное, разномастное, неосвоенное, причудливое, яростное и дикое. Он создает гротескные образы, он любит резкие переходы, пышные формы, яркие контрасты, кричащие огни, патетические мелодии. Прекрасным в эту эпоху он признает все то, что будоражит его, что дает ему материал». Материалом служила сама жизнь и все, что попадалось под руку, – стекло, бетон, железо, эмоция.

    Конец прекрасной эпохи

    Рене Лалик, оставшийся в нашей памяти как бренд хрустальных бабочек и стрекоз
    Рене Лалик, оставшийся в нашей памяти как бренд хрустальных бабочек и стрекоз
    В 1926 году американский Метрополитен-музей представил на суд американцев 400 произведений искусства с Парижской выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года. Той самой, что и дала название стилю. Именно для этой выставки Ле Корбюзье спроектировал и построил павильон нового духа – «Эспри Нуво». А Рене Лалик, оставшийся в нашей памяти как бренд хрустальных бабочек и стрекоз, создал волшебный фонтан из цветного стекла и «стеклянный» же интерьер павильона Севрской фарфоровой мануфактуры. Термин «ар-деко» узаконил притязания дизайна на статус «искусства».

    Ар-деко, лебединая песня модерна, прихотливой травой прорастающего сквозь все сферы жизни начала XX века, воплощает недостижимую красоту и одновременную пресыщенность ею.

    Волнующие линии, повторяющие изгибы волны или змеиных колец, фантастические и прекрасные существа, будь то драконы или павлины, распущенные волосы и общая распущенность, блеск куртизанок, еще не знающих нищеты. Вот что такое ар-деко – последний «шикарный стиль», сознательно ориентированный на эклектику и экзотику.

    Потом – потоп, оставивший после себя минимализм и функционализм поствоенной эпохи. Субъективность критики складывается из неспособности зрителя принять точку зрения художника и, как следствие, две полярные точки зрения – от полного неприятия до полного же восхищения.

    Кто-то назовет ар-деко перегруженным и лишенным вкуса, кичовым «искусством для богатых», кто-то, наоборот, выделит многообразие форм, мозаику заимствований. Соня Ганн, директор отделения декоративных искусств XX века в аукционном доме Christie`s, считает, что именно переход к искусству XXI века во многом определил возрождения интереса к ар-деко и его историческому и мифологическому пространству. А это самое пространство, как писал поэт, нынче «торчит прейскурантом».

    По направлению к роскоши

    Нынешний аукцион декоративного искусства XX века оказался рекордным. И не только по общей сумме продаж – все-таки мало кому удается собрать 50 миллионов евро против заявленных 15 (напомним: русские торги собрали 27 миллионов), – но и по своим объемам. Из 296 лотов было продано 256, при этом 13 лотов – за сумму, превышающую миллион евро.

    Таков итог прекрасной эпохи в цифрах. Интересно, что большинство покупателей предпочли не называть себя. Видимо, стыдно признаться, что в эпоху хай-тек у кого-то стоит абсолютно нефункциональное кресло от Рато – резные рыбины, сетка из рыб, словно бы плывущих во временном океане, покрытых благородной зеленой патиной, – в свое время созданное специально для миллионеров Блюменталей (лот 52; продан за 1580 тыс. евро при эстимейте 700–900 тысяч).

    Круглый столик на ножке, черный мрамор и темная, мрачная бронза, цветочный узор – все тот же Рато (лот 47, продан за 3036 тыс. евро при эстимейте 400–600 тысяч); его же пара жардиньерок с узором из вечных маргариток, позолоченная бронза, побившие все рекорды, – более 4 млн. евро (эстимейт 700–900 тысяч), целое состояние.

    В целом работы Рато собрали более 17 млн. евро, семь самых дорогих лотов торгов. И это неудивительно, учитывая, что коллекционеры не спешат продавать их с молотка. Великий декоратор в свое время тесно сотрудничал с Жанной Ланвен – главой Дома мод; многие его изделия были созданы именно для нее, для ее особняка. Он же потом создаст и флакон в форме черного шара для ее знаменитых духов Arpege («Арпеджио»).

    С той же Жанной Ланвен сотрудничал и Поль Ириб, другой известный художник эпохи. На аукционе 8 июня его маленький комод из эбенового дерева и акульей кожи (лот 104) был продан за 460 тыс. евро (эстимейт 400–600 тыс. евро), впрочем, не лучшая для него цена. Не поставил рекорда и «Оазис» Брандта (лот 80).

    По предварительным оценкам самый дорогой (1300–1700 тыс. евро) лот коллекции – двусторонняя ширма из кованого металла – символизирует собой сам стиль ар-нуво с ее вычурной техникой, растительным дизайном и изумительной филигранной работой мастера. Кажется, металл в руках Брандта становится живым и гибким, как виноградная лоза. Ни одной лишней или грубой линии, изящная, элегантная плеть железного кружева, игра изгибов и прямых, сходная с той, которую Виктор Орта воплотил в своем «ударе бича».

    При этом в ней четко прослеживаются влияния китайской культуры (китайских тканей и их узоров), а форма листьев напоминает о колониальной Африке и ее культуре. Кстати, именно это его произведение вдохновило многих других художников в области моды (упаковка знаменитых духов «L’Heure Bleue» от Guerlain), театра (декорации шоу Фоли-Бержер в 1926 г.) и др.

    Сама история этой уникальной ширмы окружена тайной. Она пропала из виду с 1927 по 1986 год и чудом возникла снова лишь на торгах Christie`s в 2000 году. В этот же раз она была продана за 1900 тыс. евро – немногим больше верхнего эстимейта.

    Сам же Брандт видел в своем творении прежде всего торжество нового времени: «Мы живем в век железа. Современная металлургия дает нам новые мощные инструменты, позволяющие создать произведения искусства значительного художественного значения». Кстати, это тот же Брандт, что основал одноименную компанию, ныне занимающуюся производством холодильников. Что ж, функционализм торжествует над искусством.

    Из других окруженных славой имен следует отметить работы Жака-Эмиля Рульмана (лот 160, шкафчик, продан за 1580 тыс. евро при эстимейте 400–600 тысяч), Рембрандта Бугатти - брата известного конструктора автомобилей, чьей популярностью возмущался Сорокин в «Голубом сале» (лот 293, бронзовый индийский слон, проданный за 908 тыс. евро при эстимейте 350–400 тыс.).

    А еще великолепные лакированные панели с кошками от Жана Дюнана (принадлежали когда-то известной модельерше Мадлен Вионне), его же ширма с диковинными животными и многое, многое другое. Что ж, красиво жить не запретишь, как известно.

    Безумные и бесстрашные

    «Воспоминания» Шагала
    Полотно «Воспоминания» Марка Шагала
    Второй день торгов посвящен живописи начала XX века. Вот тут-то и начинается настоящая сказка, рассказанная безумцем. От прекрасной «Лейлы» Кеса Ван Донгена (лот 14) до «Воспоминаний» Шагала (лот 13).

    Ван Донген написал «Лейлу» около 1908 года, в расцвете фовизма, когда, по словам Аполлинера, его работы «дышали опиумом, амброй и эротикой». Другими словами, этот плодотворный период в жизни художника характеризовался чувственными образами (будь то неизвестные цыганки или любимые натурщицы Анита, Фатима или Лили из Фоли-Бержер). Холодное, яростное безумие в каждом мазке, словно бы из синего, пронизанного светом сумрака, выходит зелено-лунная женщина, и главное – прикрыть лицо. Какое равнодушие к наготе и общественным предрассудкам!

    Рядом с подобным презрением к пуританской морали картина «Воспоминания» Марка Шагала выглядит стыдливой и детски-наивной. Особенное сказочное пространство картины (красная корова, непропорциональные, но вместе с тем тесно слитые влюбленные, тонущие в сказочной, умиротворенной синеве, играющий на скрипке мальчик – современный близнец гаммельнского крысолова?), пестрые, но вместе с тем удивительно гармоничные краски – непременные атрибуты мифотворчества Шагала – переходят у него с картины на картину, что явственно показала прошлогодняя выставка в Третьяковке.

    В лекции, которую художник читал в Чикаго в феврале 1958 года, он сравнил цветовое пятно в картине с нотой в музыкальном произведении, называя их «пульсом произведения искусства», тем пульсом, который отзывается в душе единым в поэзии, музыке, живописи.

    «Циклопы» Пикабии (лот 17) наследуют старинным мастерам – Рубенсу, Тициану, Дюреру – в своем композиционном решении (изображение пары). Вместе с тем резко дисгармонирующие краски, земляные, жизненные (охра–зеленый–коричневый), деформированные тела, бравирующие анатомической простотой своих фигур (сравните хотя бы с роскошными восточными формами «Лейлы»), свидетельствуют о том, что миру явлено новое искусство, во многом занимающее сатирическую позицию в отношении академического стиля.

    «Женщина с мандолиной» Тамары де Лемпински (лот 27) решает ту же поколенческую проблему схожими методами: грубые черты лица женщины в голубом, держащей мандолину, пародируют изображения ангелов, столь характерные для классической живописи.

    На аукционе также представлены скульптуры Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Осипа Цадкина и других. Среди современных работ хочется отметить небезызвестных читателю округлых музыкантов Ботеро, Ники де Сен-Фаль с ее пестрым гипсом и вполне себе постмодернистские скульптуры Сезара.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •