Взгляд
2 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 18:22  |  vz.ru
Разделы

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...

Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Военный конфликт не терпит иллюзий ни о себе, ни о противнике. Именно об этом гласят надписи в каждой российской войсковой части: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Теперь это мантра для нас не только армейская, но и гражданская. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Тревожность – это новая нормальность

Никита Сетов
Никита Сетов, замруководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»
Ощущения тревожности настоящего и тревожности будущего, вероятно, знакомы каждому жителю современной России. Но есть и не совсем очевидный аспект тревоги, связанный с прошлым. Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Вучич: Ситуация в Косове «закипела»

    Главная тема


    Страны Восточной Европы превратились в «украинский Урал»

    спецоперация на Украине


    ПВО России получили новое программное обеспечение для уничтожения ракет HIMARS

    «оторваны от реальности»


    В России оценили слова Байдена о готовности к переговорам с Путиным по Украине

    женщина в противогазе


    Вандалы срезали с фасада здания в Гостомеле граффити Бэнкси

    Видео

    глава Еврокомиссии


    Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

    сжиженный газ


    Почему Европу спасает российский, а не американский СПГ

    международная политика


    Москва создает новую международную геометрию

    «законная цель»


    Как России лишить Украину поддержки из космоса

    механизм аннексии


    Польша приготовилась к захвату Западной Украины

    хит о релокации


    Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

    волна негатива


    Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

    всплеск ненависти


    Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Пастернак как Акунин

    Актер Олег Меньшиков в роли доктора Живаго
       12 мая 2006, 12:25
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Екатерина Сальникова

    На НТВ произошел запуск очередного суперпроекта – сериала по роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В средствах на воспроизведение исторических реалий, похоже, не стеснялись.

    Не успели мы пережить спорное явление Олега Меньшикова в качестве Остапа Бендера, как он снова предстает перед нами. На сей раз в абсолютно благообразной роли центрального драматического героя эпического экранного полотна.

    Снято с размахом

    Режиссер телефильма Александр Прошкин и актер Олег Меньшиков
    Режиссер телефильма Александр Прошкин и актер Олег Меньшиков

    Играть будет наверняка очень хорошо. Да и вообще все замечательные актеры, задействованные в сериале, играют, как им и положено, превосходно.

    Режиссер Александр Прошкин как сильный профессионал уверенно ведет действие картины от кульминации к кульминации, не забывая о разнообразии эмоциональных красок каждого маленького эпизода. И казалось бы, смотри с увлечением да радуйся тому, как наше ТВ последовательно проводит культурную политику на приобщение народа к русской и советской классике.

    Но вместо этого нарастает ощущение глубочайшей неудовлетворенности и какой-то обескураженности. По отдельности все составляющие сериала хороши, а в целом сериал воспринимается как продукт с конвейера, пускай это конвейер экранизаций большой литературы.

    Можно допустить, что отчасти визуальное сходство порождено цифровым изображением, которое принципиально отличает новейшее поколение массовой кино- и телепродукции от более старой. Однако ведь есть немало черно-белых фильмов, которые не кажутся одинаковыми в силу несомненного технического родства.

    Так что обвинять во всем «цифру» не стоит.

    Мученики формата

    Актеры Чулпан Хаматова в роли Лары и актер Олег Янковский в роли адвоката Комаровского
    Актеры Чулпан Хаматова в роли Лары и актер Олег Янковский в роли адвоката Комаровского

    Смотря «Доктора Живаго», трудно поверить, что именно Прошкин мог в свое время снять «Холодное лето 1953-го», с неповторимыми авторскими интонациями, нервным монтажом и оригинальными индивидуальностями персонажей.

    Сериальный формат, видимо, до известной степени препятствует проявлению авторского начала в режиссуре. Вернее, формат в авторстве не нуждается. Оно скорее осложняет дело. Преодолеть формат пока удалось только однажды, и то не полностью, – Глебу Панфилову в экранизации романа Солженицына «В круге первом».

    Но подходить к любой серьезной литературе со стремлением подробно и «близко к тексту», как говорят в школе, перенести ее на экран, не вложив в нее личностное прочтение, – заведомо неплодотворный принцип.

    Постоянно кажется, что даже персонажи «Доктора Живаго» – многократно виденные-перевиденные.

    Олег Янковский блистательно ведет роль породистого властного человека, с чертовщинкой, с аристократическим обаянием порочности – как было в «Крейцеровой сонате», «Собаке Баскервилей», «Мой ласковый и нежный зверь» и мало ли где еще. Чулпан Хаматова, как и в ряде других произведений, органично, и даже чрезмерно органично, играет своенравную чистую девушку. Инга Оболдина снова потребовалась как носительница эксцентрического начала, в данном случае для воплощения колоритной эмансипе.

    Чем больше актер снимается, в том числе в сериалах, тем труднее ему порушить неминуемо возникающую иллюзию, что он сам вместе со своими персонажами родился и живет исключительно в телевизоре. К Владимиру Ильину, Андрею Краско, Андрею Панину это относится в первую очередь. Эффект этот вполне закономерен и вызван к жизни не чьими-то просчетами, но всей машиной кино- и телепроизводства в целом.

    Входить в образ и в нем функционировать перед камерами надо быстро. Переходить из образа в образ, снимаясь в разных картинах, приходится еще интенсивнее. Никаких долгих периодов репетиций, обдумывания ролей, медленных творческих поисков не предполагается. Работая в таком режиме, актеры начинают органично «выдавать» то, что выдается само собой, тиражируя однажды найденное. Да и приглашают их часто на очередную роль, ориентируясь на уже созданные актером и как бы закрепленные за ним типажи.

    Алексей Петренко, Наталья Каляканова и Кирилл Пирогов менее регулярно фланируют по сериальному пространству, а потому сразу

    добавляют свежих красок в общую палитру «Доктора Живаго».

    История – одна на все сериалы

    Актриса Чулпан Хаматова в роли Лары
    Актриса Чулпан Хаматова в роли Лары

    Ну и ладно, возразят мне. Типажи-то сплошь яркие, интересные. Аудитория их любит и от них пока не устала. Отрадно, конечно. Только вся проблема в том, что создаются эти типажи в экранных произведениях разного эстетического качества, с разным уровнем серьезности отношения к изображаемому миру.

    Как правило, эти различия заложены в литературно-сценарной основе и в режиссерском потенциале. Однако технология производства, требования формата, общность материальных баз – и повторяемость образов – нивелируют различия.

    В результате «Доктор Живаго» визуально очень похож на другие громкие проекты, посвященные нашей истории, будь то «Гибель империи» или «Есенин», «Всадник по имени Смерть», «Статский советник» или даже «Турецкий гамбит». А генетически все они восходят к «Сибирскому цирюльнику». Но роман Пастернака соотносится со всем этим, как может соотноситься роман Толстого с романами Б. Акунина.

    В рамках сериальной имперсональной эстетики уже сложился стабильный образ, а точнее, новая визуально-сюжетная мифологема нашего

    исторического слома. Живут себе живут интеллигентные люди – несовершенные, смешные, наивные, но и благородные, трогательные, а главное, совершенно безобидные. Неагрессивные. И не сразу понимают, что попали в революционную эпоху. Что старый мир с насиженными гостиными, длинными платьями, завитыми локонами и книжным сознанием безвозвратно рушится.

    И пока одни со своей политической невинностью хлопают глазами, живя богатой духовной жизнью, приходят другие – люди новой формации, хищные, целеустремленные, беспощадные, недуховные, зато идейные. И начинают перекраивать историю и жизнь огромной патриархальной страны по каким-то невиданным и диким законам. И так герои, с которыми призывают солидаризироваться, оказываются, не сходя с места, обитателями совершенно другого государства.

    В домах еще уют и нераспроданная, не пущенная на дрова красивая утварь. А вокруг – сплошные признаки того, что скоро «сильнее грянет буря». Казаки с саблями гоняются за мирными пролетарскими демонстрантами. Кровь льется густо и ярко. Ее заметно больше, чем обыкновенной грязи или пыли, уж не говоря о дожде и снеге. Вместо воздушной атмосферы в кадре – атмосфера катастрофического периода. И все развернуто на зрителя, словно сама история устраивает «день открытых дверей» и жаждет показать, как на самом деле происходили события до и после революции.

    На смену советской плакатности приходит антисоветская, но тоже плакатность. Тоже тенденциозность. Новая концепция подразумевает, что любой частный человек всегда жертва истории, которую делают темные личности в худшем случае на его костях, в нейтральном случае – на его глазах, а в лучшем случае – просто его собственными руками.

    Поскольку сериал «Доктор Живаго» только начался, есть возможность проследить, будут ли из романа Пастернака вычитаны какие-либо иные содержательные повороты.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •