Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментария«Сердечный приступ» Жака Одиара
Спустя пять лет режиссерского молчания Жак Одиар снял очередной психологический триллер и сделал это в своей ставшей уже традиционной манере. Как и в своем предыдущем фильме «Читай по губам», Одиар занимается исследованием человеческого сознания и поведения на перепутье. Главный герой «Сердца» помещается в ситуацию выбора между отцом и матерью, между любовью и сексом, между должным и желаемым. Добавив в свой фильм немного саспенса, здорового юмора и французских бытовых реалий на фоне хорошо подобранной музыкальной палитры, режиссер создал ленту, похожую на посещение психоаналитика. Первый ознакомительный сеанс – бесплатный.
Молодой человек двадцати восьми лет Тома (Ромен Дюри) перестал играть на пианино сразу же после смерти матери. С тех пор его жизнь – это сплошной криминальный бизнес, «связанный с недвижимостью». Он «специализируется» на выселении бездомных, на порче коммуникаций невыгодным жильцам, на подбрасывании им же крыс и на вышибании денег с помощью бейсбольной биты. Последним его «талантом» всегда не прочь воспользоваться отец Тома (Нильс Ареструп), жизнь которого хоть и прошла в антураже приблизительно того же самого, но возраст уже не всегда позволяет решать проблемы самостоятельно.
«Выбирай сердцем»
У парня, чьи крысы и бейсбольные биты по ночам пока никуда не исчезли, днем появляется осознанное занятие (www.arthouse.ru) |
Душевные метания главного героя между матерью и отцом, между музыкой, тягой к прекрасному и правдой жизни включаются, как по указке, – автомобиль Тома резко сворачивает к какому-то концертному залу, где бывший пианист неожиданно заметил пианиста настоящего, авторитета в мире музыки – господина Фокса. Хороший костюм, бабочка. Результат мимолетного разговора – приглашение на прослушивание. У парня, чьи крысы и бейсбольные биты по ночам пока никуда не исчезли, днем появляется осознанное занятие, а в обозримом будущем – конкретная дата прослушивания – реальный шанс вернуться к чему-то настоящему, что, кажется, уже потеряно. Кроме того, это шанс избавиться от влияния отца, который будто съедает всю жизнь Тома, вовлекая его в очередные разборки.
Молодой актер Ромен Дюри, по признанию самого Жака Одиара, как нельзя лучше подходит на эту роль, поскольку и в профессии, и в личной жизни сам еще находится на перепутье. И действительно, сыграв уже несколько заметных главных ролей, Дюри еще будто выбирает, по какому пути ему дальше двигаться. Либо кто-то другой ищет для него какой-то профессиональный формат.
Эстет Одиар знакомит героя Дюри с китаянкой Мяо Линь, способной научить кого угодно игре на фортепиано, но не способной произнести по-французски и двух слов. В результате зритель становится свидетелем вполне лирических для триллера сцен ежедневных занятий музыкой, перемежающихся эмоциональными диалогами на непонятном китайском и непонятном французском. Но по сценарию эти диалоги, конечно же, понятны на уровне сердца. В «Особенностях национальной охоты» подобные сцены на финском и русском призваны вызывать лишь смех в зале.
Реальный выбор
Выбирать что бы то ни было в этой жизни все равно придется самостоятельно (www.arthouse.ru) |
Безусловный талант Жака Одиара проявился в том, что финал фильма – это слегка циничная игра режиссера с ожиданиями зрителя. Именно она и придает «Сердцу» не только жанровую завершенность, которая и так явно очерчена, но демонстрирует - выбирать что бы то ни было в этой жизни все равно придется самостоятельно. Даже если в какой-то момент кажется, что выбор уже сделан за тебя и можно спокойно сидеть в филармоническом зале, наслаждаясь виртуозно исполняемой музыкой Баха.
- Сила привычки
- Враг народа
- Сволочи кино
- Гламурный национализм
- Русская звезда корейского экрана
Реалистичность этого посыла достигается Жаком Одиаром в том числе и с помощью достаточно простых технических приемов – отсутствие декораций, естественное освещение, каждая сцена снята одним планом. В итоге в центре внимания лишь главный персонаж, его окружение (начиная с отца и заканчивая арабами-нелегалами), его внутренние метания. То, что происходит с каждым из нас в кабинке для голосования, когда мы ставим галочку напротив фамилии кандидата, часто не значащего для нас ничего, – ерунда по сравнению с тем реальным моральным выбором, который Тома сделает в финале фильма «Мое сердце биться перестало». И вряд ли кто-то сделает этот выбор за него.