Взгляд
28 мая, воскресенье  |  Последнее обновление — 15:33  |  vz.ru
Разделы

НАТО лишает Европу мирного будущего

Алексей Ярошенко
Алексей Ярошенко, политолог
С начала 2000-х годов Россия пыталась создать триединую западную интеграцию, включающую англосакский мир, континентальную Европу и Россию. Но США саботировали все усилия России по нормализации отношений с Западом. Подробности...

Адекватность в Армении победила самолюбие

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Заявления армянского руководства о готовности признать на взаимной основе территориальную целостность Азербайджана не вызвали в самой Армении никаких протестов. Для маленькой страны категоричность уже не является лучшим способом выживания. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Экзистенциальная война не терпит заморозок

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Если украинское наступление провалится, то Запад готов перейти к плану «б» – к замораживанию конфликта. Вот только Москву такой вариант не устраивает, ведь она четко понимает смысл этой заморозки. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Санкт-Петербург с размахом отмечает 320-летие

В субботу Санкт-Петербург отмечает 320-летие. За выходные в городе пройдут праздничные мероприятия, центром которых станут Петропавловская крепость на Заячьем острове, где начинался город, а также Сенатская и Дворцовая площади
Подробности...

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастопольскую бухту

Разведывательный корабль «Иван Хурс» вернулся в Севастополь для пополнения запасов. Ранее корабль отразил атаку беспилотными катерами вооруженных сил Украины примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор. На Украине утверждали, что «Иван Хурс» якобы сильно поврежден, но эти утверждения оказались ложными
Подробности...

В школах России начались последние звонки и выпускные вечера

По всей России начались последние школьные звонки и выпускные для учеников 9 и 11 классов. В этом году торжества проходят с особым размахом, потому что прошлые три года существовали коронавирусные ограничения. Для многих завершение учебы в школе – это один из самых трогательных моментов в жизни
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Представлявшийся бойцом «Вагнера» Медведев отказался от встречи со следователями Украины

    Главная тема


    Украинское видео об атаке на российский корабль содержит признаки фальшивки

    Россия и США


    Маск задал один вопрос сенатору Грэму, заявившему о вложении денег США в смерть россиян

    заявление милли


    Лавров: Запад сделал шаг к пониманию реальности

    главком всу


    В США заподозрили власти Украины в распространении фейка о Залужном

    Видео

    битва кланов


    Как Зеленский оказался наследником Брежнева

    второй тур


    Главной угрозой для Эрдогана стали курдские резервы

    главком ВСУ


    «Воскрешение Залужного» добавило загадок в украинской политике

    падение экономики


    Германия реализовала план Маршалла наоборот

    отпор врагу


    Российская тероборона готова взять в руки оружие

    желание вернуться


    Максим Соколов: «Почетное звание» иноагента сделалось позорным клеймом

    противостоянии с Россией


    Глеб Простаков: Россия должна дать закипеть антиевропейским настроениям в Польше

    только победа


    Геворг Мирзаян: Экзистенциальная война не терпит заморозок

    карикатура


    Зеленский спел Байдену песню про F-16

    Высокие отношения

    Нынешняя англоязычная беллетристка никого не грузит, развлекает, предлагая внятные истории
      
    16 февраля 2006, 14:54
    Фото: Corbis
    Текст: Дмитрий Бавильский

    Современная русская литература сбилась с ног в поисках правильной романной формулы. Отечественный роман должен быть «рыхлым» и необязательно сюжетным, из-за чего читать его – сплошное наказание. Самое важное в нем – демонстрация духовных богатств автора под видом «морально-нравственных исканий».

    Между тем западным авторам тоже ведь не чужды залежи духовных и моральных проблем. Другое дело, что нынешняя англоязычная беллетристка никого не грузит, развлекает, предлагая внятные истории. А уж какой философско-этический бэкграунд подкладывает автор под занимательный сюжет – вопрос писательского мастерства.

    Отцы и деды

    Зиди Смит «Белые зубы» (www.ozon.ru)
    Зиди Смит «Белые зубы» (www.ozon.ru)

    Зиди Смит «Белые зубы». Роман. Перевод О. Качановой, М. Мельниченко. «Издательство Ольги Морозовой»

    Одна из лучших книг сезона. Между прочим, дебют. Увлекательность сюжета вытягивается автором из ничего, из английской повседневности. Средний класс и люди ниже среднего... С ними что-то постоянно происходит (или не происходит), но ведь не оторвешься: судьбы цепляются друг за дружку, как шестеренки, напряжение нарастает, и уже невозможно разорвать клубок причин и следствий. В центре «Белых зубов» – история двух сослуживцев, неудачливого самоубийцы Арти и бангладешца Самада, некогда загоравших в одном танке, а ныне просиживающих штаны в заштатном пабе. Когда-то они были молоды, теперь превратились в колоритных стариков. Сидят и спорят на самые отвлеченные темы, вспоминают военную юность, выясняют правду о предке Самада, поднявшего восстание сикхов.

    Постепенно круги повествования расходятся, цепляя истории их жен и детей. Обычные люди, заурядные проблемы. Мастерство Смит в том, что на ординарный рисунок она легко цепляет самые животрепещущие вопросы, волнующие любого читателя – проблемы социальной интеграции, кризиса среднего возраста, национальной и религиозной идентичности, супружеской измены и воспитания детей, фундаментализма и клонирования, онанизма и здоровых зубов. Несмотря на многочисленные тематические отступления, повествование ни разу не провисает – разные вопросы связаны с исканиями разных персонажей, по очереди возникающих в романе. Все они смешаны в едином жизненном потоке, хотя каждый герой обладает собственным голосом и ведет свою партию. Широта подходов (в том числе и стилистических: Смит любит использовать вставные тексты, демонстрирует массу речевых и литературных жанров) делает «Белые зубы» не просто еще одной «букеровской» книжкой про проблемы национальных меньшинств, но развернутым высказыванием об общей современности, одной на всех.

    Отдельно следует отметить прекрасный перевод и аккуратное оформление. Молодое, но стильное «Издательство Ольги Морозовой» радует уже не первым «вкусным» бестселлером. Здесь не выходит случайных текстов, все они, книжка к книжке, образуют изящную литературную коллекцию самой высокой пробы.

    Мать и сын

    Джулиан Барнс «Глядя на солнце» (www.ozon.ru)
    Джулиан Барнс «Глядя на солнце» (www.ozon.ru)

    Джулиан Барнс «Глядя на солнце». Роман. Перевод И. Гуровой. «Транзиткнига». Серия «Бестселлер»

    Если повествование Зиди Смит захватывает орбиты множества людей, вовлеченных в родственные и любовные отношения, то книга Барнса «Глядя на солнце» сосредоточена на истории Джин, странной женщины, и Грегори, ее великовозрастного сына, персонажей еще более обыденных и заурядных, чем в романе «Белые зубы». В их жизни, кажется, не происходит вообще ничего. Одинокая, рано состарившаяся женщина, ее неприкаянный и непристроенный сын... Все события их существования имеют сугубо внутренний характер. Мать и сын находятся в напряженном духовном поиске. Другое дело, что внешне их интеллектуальные достижения вряд ли кому-то заметны.

    Заслуга Барнса – странная и на первый взгляд непропорциональная композиция книги, логика которой раскрывается лишь в последней части. Первая и самая протяженная часть посвящена истории жизни Джин, сначала маленькой, заторможенной, едва ли не аутичной девочки. Странное существо плавает в бальзаме непроявленных чувств, несбывшихся мечтаний. Все случается с ней как бы само собой, без особого участия воли. Раннее замужество, отсутствие интереса к сексу, рождение ребенка, развод... Мы, каждый из нас, окружены вот такими «непроявленными» людьми, чья душа – полные потемки, а судьба непредсказуемо предсказуема.

    А потом на сцену повествования выходит Грегори, ее сын, чья главная работа – задавать бессмысленные вопросы и искать на них ответы. В игру вступает искусственный разум – универсальный государственный компьютер, способный ответить на все вопросы мироздания. С его помощью условное правительство (здесь реалистический по сути и исполнению роман делает ощутимый шаг в сторону киберпанка) снимает политические противоречия, успокаивает потенциальных бунтовщиков и пытается контролировать ситуацию. Но сын этого не знает и задает вопросы о смысле и логике жизни, возможности самоубийства и посмертного существования.

    На самом деле книга Барнса – именно об этих последних вопросах, с ее помощью автор пытается рационализировать собственный страх смерти. Заговаривание и осмысление происходит в помощью придуманных людей, на которых Барнс проецирует свои страхи. Отчего финальные страницы превращаются в изощренный и увлекательный философский трактат. Становится понятным, что смысл жизни – в ее наполненности внутренними событиями и интенсивности переживания. Ничего вне пределов человеческого существования не существует.

    Смысл жизни – в ее проживании. Ничего лишнего. Вот для чего нужна была незамысловатая история Матери – чтобы показать, что трагедии умирания можно избежать, если изначально относиться к тому, что с тобой происходит, как к неизбывной данности. Задаваться неразрешимыми вопросами – единственное, что нам доступно. Ответ невозможен, однако вопрошание и поиски ответов делают любую биографию сгустком осмысленности, «куском дымящейся совести», островом смысла.

    Практически все книги Джулиана Барнса переведены на русский. От эстетского «Попугая Флобера» и «Метроленда» до «Как это было» и «Любовь и т. д.». «Глядя на солнце» – не самая известная книжка Барнса, прошедшая как бы «вторым экраном». Тем интереснее увидеть во второстепенном, раннем романе мастера маленькую железную дверь в стене вечных вопросов.

    Отец и сын

    Питер Кери «Моя жизнь как фальшивка» (www.ozon.ru)
    Питер Кери «Моя жизнь как фальшивка» (www.ozon.ru)

    Питер Кери «Моя жизнь как фальшивка». Роман. Перевод Л. Сумм. «Эксмо»

    Странный бестселлер, пытающийся сочетать головокружительные повороты сюжета, более присущие коммерческой литературе, с серьезной литературной подкладкой. Ибо история, рассказанная в романе, крутится вокруг литературной мистификации. Неудачливый поэт придумывает гения, начинает писать от его лица стихи. И однажды сконструированный гений неожиданным образом оживает. И начинает действовать.

    Роман начинается много лет спустя, когда историю мистификации начинает расследовать редактор поэтического журнала. Для этого она летит в Малайзию, затем в Австралию, ходит по следам призрака, встречает автора мистификации – поэта Чабба, который уже давно опустился и бомжует.

    Все это обеспечивает постоянные повороты сюжета, неожиданные развязки и ложные финалы. Читаешь, словно летишь на санках. Хотя во второй половине книги, когда Чабб начинает рассказывать историю о том, как его порождение похитило дочь, повествование начинает тормозить. Однако во всем остальном – это очень хорошо сколоченный текст, прикидывающийся интеллектуальным боевиком. Потому что смысл написания «Моя жизнь как фальшивка» ускользает – для чего изобретательному и мастеровитому Питеру Кери нужно было писать этот роман? Для того, чтобы стать автором хорошо продаваемого бестселлера?

    И кого, в самом деле, сегодня этим можно удивить?

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •