Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
11 июля 2005, 18:32 • Культура

Сломленный Шостакович

Сломленный Шостакович

Tекст: Алена Данилова

«Завтра мне исполнится 62 года. Люди такого возраста любят пококетничать, отвечая на вопрос, если бы вы вновь родились, то как бы вы провели ваши 62 года, как и эти? Да, конечно, были неудачи, были огорчения, но в целом я провел бы эти 62 года так же. Я же на этот вопрос, если бы он был мне поставлен, ответил бы: нет! Тысячу раз нет!», - так в одном из писем резюмировал свой жизненный путь великий композитор Дмитрий Шостакович.

Трагедия сломленной личности творца, бывшая для советского времени частью обыденной действительности, многократно становилась темой разных искусств. Английский режиссер, руководитель гастролирующего театра «Комплисите» Саймон МакБерни к 25-ой годовщине со дня смерти Шостаковича приурочил весьма необычную постановку, которая недавно была восстановлена специально для исполнения этим летом в Париже и в Москве, в рамках Международного фестиваля имени Чехова.

Музыка на первом месте

Режиссер, руководитель театра «Комплисите» Саймон МакБерни
Режиссер, руководитель театра «Комплисите» Саймон МакБерни

Зерно этого спектакля и главная его достопримечательность – изветный струнный квартет «Эмерсон» (который составляют музыканты Филипп Сетзер, Юджин Дракер, Лоренс Даттон и Дэвид Финкель), в буквальном смысле осыпанный всевозможными «грэмми» и дающий более ста концертов ежегодно. МакБерни в «Шуме времени» даже не соединяет театральное представление с музыкой, а ставит театр в прямое подчинение последней.

Основанный в 1983 году режиссерами Саймоном МакБерни, Аннабел Арден и актером Марчелло Маньи, «Комплисите» существует в постоянном поиске «живого» театра. Его принцип – свободное соединение музыки, слов, изображения и действия, из которого рождаются удивительные и волнующие спектакли. «Шум времени» - одно из тех сценических произведений, где звук явно доминирует над остальными выразительными средствами.

Сразу после появления знаменитого квартета зал погружается в почти полную темноту. Спектакль начинается характерными шумами радио, из которых сначала вырывается репортаж о взрывах в лондонском метро, потом – отрывок из речи Клинтона, отрицающего свою связь с Моникой Левински, наконец, сообщение BBC о полете Гагарина в космос, объявление Чемберленом войны Германии, и так далее – в самую глубину славной и драматической истории двадцатого века.

Радио как машина времени

Повествование о Дмитрии Шостаковиче облечено в жанр документального радиоматериала. Из оригинальных интервью самого композитора и Мстислава Ростроповича, а также записанных актерами воспоминаний друзей и родных складывается сюжет его непростой жизни. В полумраке сцены метаются какие-то бесплотные тени, незаметно сменившие музыкантов. На заднике появляются проекции фотографий. Зрителям, за пару минут перенесенным радийной машиной времени в начало прошлого столетия, предлагают вернуться обратно, следуя за перипетиями судьбы и переливами гениальной музыки Шостаковича.

Впрочем, как выясняется, все почти часовое действие, построенное на сложных звуковых и визуальных эффектах, – лишь пролог. Скрипки, альт и виолончель, мелькнувшие на сцене в начале спектакля, однако до сих пор молчавшие, наконец-то звучат. В финале спектакля, который одновременно является его кульминацией, Эмерсоны исполняют Пятнадцатый струнный квартет Шостаковича, последний из написанных композитором и законченный им за полтора года до смерти.

Код Шостаковича

Спектакль
Спектакль "Шум времени" театра "Комплисите"

Режиссер, столь смело изгоняющий театр из театрального представления, создал интересную, умную и тонкую мемориальную композицию, впрочем, главное достоинство «Шума времени» далеко не в этом. Соединение консерватории и театра дало неожиданный для публики, но, кажется, вполне предугаданный МакБерни эффект. Не самое простое музыкальное произведение, каким безусловно является Пятнадцатый квартет, неожиданно обрело в исполнении Эмерсонов ясную и четкую образность. Звучание каждой ноты, каждое крещендо и диминуэндо оказались словно бы вписаны в только что рассказанную и показанную на сцене историю и наполнены глубоким и явным смыслом, что при восприятии музыки случается довольно редко.

Со всем Пятнадцатым квартетом произошло то же, что с пятью нотами ре-ля-ми-ре-ля, составляющими основную тему третьей части Девятой симфонии Шостаковича. Стоило только узнать, что в них композитор зашифровал имя своей возлюбленной Эльмиры, как музыкальная строка зазвучала женским именем, стала этим именем и больше ничем. И точно так же Струнный квартет №15, вируозно исполненный Эмерсонами после представления «Шума времени», превратился в жесткие и горькие слова «…Я же на этот вопрос, если бы он был мне поставлен, ответил бы: нет! Тысячу раз нет!».

..............