Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариевАнтон Крылов: Сильнее всех ракет
Владимир Ильич Ленин был не вполне прав в том, что важнейшим из искусств для нас является кино, а оператор Рудольф (он же Родион) из «Москва слезам не верит» полностью ошибался в том, что скоро кругом будет одно только телевидение.
Ушедшее, казалось бы, в тень на фоне старта президентской кампании Ксении Собчак «театральное дело» по обвинению Кирилла Серебренникова и других руководителей «Гоголь-центра» в мошенничестве с государственными средствами в особо крупном размере на прошедшей неделе вновь оказалось в центре внимания.
Опубликованное международной организацией «Транспаренси» расследование показало, что финансирование достаточно большого числа театров (в первую очередь – московских, здесь денег больше) происходит с серьезными нарушениями.
Директора театров (включая Серебренникова) выписывают сами себе серьезные гонорары из государственных средств, арендуют сами у себя государственное имущество – и так далее.
Впрочем, ни у кого из поименованных в расследовании театральных деятелей (а названы такие громкие имена, как Олег Меньшиков, Олег Табаков, Юрий Куклачев, Геннадий Хазанов и другие) серьезных проблем с прокуратурой пока не возникло, максимум – беседы и предупреждения.
В конце недели была задержана директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум – по версии следователей, она, работая в Минкульте, подписывала с «Седьмой студией» Серебренникова соглашения о предоставлении госсубсидий в сумме свыше 214 млн рублей и «обеспечивала последующее согласование поступавшей по итогам их исполнения отчетной документации».
Разумеется, своей вины Апфельбаум не признает, а околотеатральная общественность в очередной раз шокирована и фрустрирована.
Параллельно развивается другой скандал, связанный со знаменитым актером и театральным режиссером Арменом Джигарханяном. То, что сперва казалось обычными семейными неурядицами, в итоге переросло в обыски и обвинения в рейдерском захвате.
Таким образом, пока вся Америка, позабыв про ядерные ракеты Ким Чен Ына и страшных русских хакеров, обсуждает, к кому же еще приставал Харви Вайнштейн, Россия следит за все новыми и новыми скандалами в театральном мире.
Мы не будем пытаться разобраться, виновны ли Серебренников и Апфельбаум в том, в чем их подозревают следователи, и кто прав, а кто нет в конфликте Армена Джигарханяна и его молодой жены. Просто отметим, что, условно говоря, обвинения в мошенничестве в адрес губернаторов и других политиков уже давно не вызывают такого внимания публики, а они тоже, казалось бы, медийные личности.
- Источник: Директор РАМТ не признает вину в мошенничестве
- Схема финансирования гостеатров неминуемо будет вызывать скандалы
- Серебренникову продлили срок домашнего ареста
Владимир Ильич Ленин был не вполне прав в том, что важнейшим из искусств для нас является кино, а оператор Рудольф (он же Родион) из «Москва слезам не верит» полностью ошибался в том, что скоро кругом будет одно только телевидение.
Безусловно, кино важно – и постепенно затихающий скандал вокруг вышедшей наконец-то на экраны «Матильды» тому свидетельством. А вот по телевидению обсуждают скандалы, связанные с театром, которому грозили скорым забвением в течение всего ХХ века.
Получается, что именно театр был и остается для нашей страны важнейшим искусством. Злоключения Серебренникова, Джигарханяна и Апфельбаум готовы обсуждать даже те, кто вживую не видел ни одного спектакля «Гоголь-центра», Московского драматического театра и РАМТа. Магия театра сильнее любой другой.
Бродвею в его негласном противостоянии с Голливудом такое и не снилось. Кому в США интересен харассмент в исполнении театрального режиссера, не говоря уж о банальных финансовых проблемах с законом у директора театра?
Получается, что до сих остается крайне актуальной песня Юрия Визбора, написанная в 1964 году, где, в частности, говорится:
Проникся, говорит он, лучшим чувством,
Открой, говорит, весь главный ваш секрет!
Пожалуйста, говорю, советское искусство
В наш век, говорю, сильнее всех ракет.
Да, мы по-прежнему делаем ракеты, а вместо перекрытия Енисея – строим крымский мост. Но все равно в области балета (а также оперы, драмы и комедии) – остаемся впереди планеты всей.
Посрамлены не только Ульянов (Ленин) и Рудольф (Родион). Посрамлены все те, кто говорит о тотальной бездуховности нынешнего времени по сравнению с предыдущими эпохами, те, кто сокрушается о невнимании государства и народа к высокому искусству. Внимания более чем достаточно – пусть оно и не всегда такое, какого хотелось бы деятелям этого самого искусства.
А если серьезно, то именно на фоне всех нынешних скандалов, столь ярко показавших важность театрального искусства для нашей страны и неспособность его существования без значительной господдержки, следует разработать и внедрить простые, понятные правила выделения средств на искусство из госбюджета, не оставляющие места для злоупотреблений и нецелевого использования.
«Творцы» должны быть максимально отделены от возможностей влияния на распределение финансовых потоков – этим должны заниматься специально обученные менеджеры, прекрасно знающие степень своей ответственности в случае каких-либо сомнительных с точки зрения закона процедур.
Все-таки режиссеры, актеры и даже театральные директора должны быть персонажами культурной и светской, а вовсе не криминальной хроники.