Взгляд
21 февраля, четверг  |  Последнее обновление — 19:54  |  vz.ru
Разделы

Сталинисты не знают Сталина

Александр Дементьев, историк (Университет Буэнос-Айреса)
Тоска по времени, когда у нас было будущее, сильно недооценена как фактор политических симпатий. Любовь к Сталину, массовый аргентинский перонизм и даже трамповское «Make America great again» – общемировая тенденция. «Again» как когда? Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Героев Великой Отечественной нужно «упаковывать» в комиксы

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Пора прекратить истерить и вытереть лицемерные слезы по поводу шуток над Карбышевым. Лицемерные – потому что ни за что не поверю, что возмущающиеся ни разу в жизни не шутили и не рассказывали анекдоты про Ивана Сусанина. Подробности...
Обсуждение: 81 комментарий

Химеры прошлого пора оставить

Антон Любич, экономист
Самое заурядное кафе обязано отвечать двум миллионам регулирующих требований. Единственная задача этого административного кошмара – в любой ситуации оставить предпринимателя виноватым, всегда держать на крючке. И так – в любой сфере. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

    Российские VIP-лимузины «Кортеж» теперь будут собирать и в Эмиратах

    Российские авто премиум-класса «Кортеж» будут собирать в Эмиратах под брендом Aurus. Соглашение Минпромторга с партнерами из ОАЭ подписано 18 февраля, в день мировой премьеры этого VIP-лимузина на международной оборонной выставке IDEX в Абу-Даби
    Подробности...

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

    День влюбленных в разных странах мира празднуют по-разному

    14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина или День всех влюблённых. Смысл праздника заключается в том, чтобы подарить любимому человеку некий подарок в виде цветов, конфет или игрушек в форме красного сердечка – известнейшего символа любви
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Найдены гены алкоголизма

        Главная тема


        Кого и за что Путин назвал «подхрюкивающими»

        чрезвычайное происшествие


        Автобус врезался в резиденцию Путина в Подмосковье

        «мы взрослые люди»


        Павел Лобков вступился за «танец матки»

        «ничего личного»


        В Тель-Авиве объяснили уничтожение российской техники

        Видео

        ВМФ России


        Российский «полуфрегат» должен превзойти легендарный американский эсминец

        показательный спектакль


        Террористка из Сирии расколола Британию

        достояние республики


        Куда уходит добытое в России золото

        свобода слова


        США все больше напоминают СССР

        «ловкость рук»


        Украинцы украли кампанию против «Т-34» у белорусского еврея

        Наши супергерои


        Ирина Алкснис: Великую Отечественную войну нужно «упаковывать» в комиксы

        Русская бедность


        Антон Крылов: Кого бить по рукам, чтобы остановить рост цен

        Боливар выдержал


        Дарья Митина: Мадуро адски не пoвезлo, но он уже улыбается

        на ваш взгляд


        Что для вас 23 февраля?

        Схема финансирования гостеатров неминуемо будет вызывать скандалы

        В Transparency International подчеркивают, что уголовное дело против Серебренникова не является предметом их расследования   24 октября 2017, 17:45
        Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости
        Текст: Антон Крылов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Расследование одной из международных НКО подтвердило то, о чем и так подозревали люди, следящие за российским театром: руководители ряда государственных театров распределяют бюджетные деньги в свою пользу. Среди выгодополучателей не только Серебренников, но и такие признанные мастера, как Куклачев, Меньшиков, Табаков. Иначе говоря, налицо явный конфликт интересов. Как можно было бы его исключить?

        Международная НКО Transparency International, внесенная Минюстом в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента», опубликовала на своем сайте расследование, посвященное взаимоотношениям российских государственных театров со своим руководством.

        По мнению юристов организации, у 14 из 135 российских гостеатров в работе присутствуют нарушения, связанные с конфликтом интересов. 12 из них учреждены департаментом культуры Москвы.

        В Transparency International написали заявления в прокуратуру на предмет всех найденных нарушений. В трех случаях прокуроры согласились с претензиями расследователей. Вынесены представления на адрес Минкультуры в отношении старейшего в России ярославского Театра имени Федора Волкова, а также Театра кошек Юрия Куклачева и «Гоголь-центра».

        На сайте Transparency International особо подчеркивается, что уголовное дело против Кирилла Серебренникова, возбужденное в связи со злоупотреблениями в «Седьмой студии», не является предметом их расследования. Однако его результаты подтверждают – финансирование театров в Москве (12 из 14 вероятных нарушений и два из трех подтвержденных прокуратурой) устроено по, мягко говоря, неоптимальной схеме, очень напоминающей коррупционную.

        Конфликт интересов заключается в том, что 14 театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей, с собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. «Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизит для постановок», – пишут эксперты Transparency International.

        Суммы фигурировали приличные: руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс. рублей. за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев – по 480 тыс. рублей, руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин – 180 тыс., руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников – 345 тыс.

        Актерская игра художественных руководителей также оплачивалась достаточно щедро. К примеру, Олег Табаков и Олег Меньшиков платили сами себе более чем по 600 тыс. в месяц.

        Никто не говорит, что такие заслуженные артисты, как Табаков или Меньшиков, должны зарабатывать копейки. Проблема в том, что, будучи не только актерами, но и нанятыми государством менеджерами, они должны избегать конфликта интересов. «В случае с московскими театрами данная процедура на практике сузилась только к необходимости согласования сделок с личной выгодой», – отмечается в расследовании.

        Но, как выяснилось, даже согласованием этих сделок занимались далеко не все. Юрий Куклачев и Кирилл Серебренников не уведомили департамент культуры о сделках, в которых они были заинтересованы лично (именно эти нарушения и подтвердила прокуратура). А Евгений Марчелли из ярославского Театра имени Волкова и Олег Меньшиков из Театра имени Ермоловой согласовывали сделки уже после их заключения, что также противоречит закону.

        На ваш взгляд

         
        Чья позиция в деле против Серебренникова выглядит для вас более убедительной?



        Обсуждение: 176 комментариев

        В 2016 году московские власти выделили государственным театрам субсидии на сумму более 12,5 млрд рублей. Эти деньги распределяются при участии совета художественных руководителей театров и концертных организаций. По сути, руководители бюджетных учреждений выделяют государственные деньги сами себе. Эта ситуация также имеет признаки конфликта интересов, отмечается в расследовании.

        Для исправления ситуации Transparency International предлагает распространить нормы закона «О противодействии коррупции» не только на госслужащих, но и на сотрудников учреждений, подведомственных органам власти. Решение о том, положен или не положен художественному руководителю отдельный гонорар за постановку спектакля в собственном театре, не должно приниматься художественным руководителем или его подчиненными. Также предлагается создать публичный реестр сделок с заинтересованностью и разместить его на сайте департамента культуры.

        Минкульт и театральные деятели отвергли претензии Transparency International. «Отметим, что в упомянутом расследовании речь идет лишь о двух театрах, подведомственных Министерству культуры РФ. Говорить о том, что руководители «платят гонорары сами себе», не совсем корректно», – отмечается в сообщении пресс-службы ведомства.

        Случаи, когда руководители заключают контракты с собственными театрами, действительно имеют место, однако подобные ситуации не являются нарушением законодательства, добавили в Минкульте.

        «Мне кажется, что это все раздуто», – заявил в свою очередь руководитель Театра кошек Юрий Куклачев. По его словам, все контракты были заключены «с учетом всех действующих законодательных элементов». «Та же прокуратура к нам приходила, все посмотрела, и мы очень плотно работали. Мы показали, что у нас нет никаких от них сокрытий или еще чего-то. На сегодняшний день вообще вопросов нет», – цитирует дрессировщика агентство РБК.

        Отметим, что это же агентство в июле публиковало результаты собственного расследования, согласно которому абсолютно все российские гостеатры (а их более 600) убыточны. Общий размер всех видов госсубсидий в совокупном объеме доходов в среднем превышает 75%. Большой или Вахтанговский театры зарабатывают плюс-минус половину от собственных расходов, а Воркутинский или Великолукский драмтеатры – 10% или меньше.

        Таким образом, прожекты по переводу театров на самофинансирование или надежды на частных инвесторов пока что немыслимы: отмена господдержки приведет к гибели российского театра как культурного явления. В первую очередь это касается провинциальных театров. Но ситуация, когда государственные деньги тратятся с явными нарушениями, как в «Гоголь-центре», а «творцы» согласовывают свои траты с министерством «задним числом», недопустима.

        Возможным путем решения проблемы стала бы «двуглавая» система, когда (как это отчасти реализовано в кинематографе) за получение и законное расходование денег отвечает продюсер, а художественный руководитель отвечает только за художественную часть.

        Но и к российскому кинематографу по части расходования бюджетных денег есть очень серьезные вопросы. Выделение госсредств на провальные проекты объективно несмешных «комедий» или усыпляющих с первой минуты «боевиков» представляется сомнительным делом.

        В любом случае нынешняя ситуация с финансированием культурной сферы, вызывающая регулярные скандалы, – это серьезный вызов для соответствующего министерства. Государственные миллиарды должны выделяться и тратиться прозрачно, а художественная ценность проектов, на которые идут деньги налогоплательщиков, должна быть подтверждена и обоснована.

        И совершенно не важно, будет у руководителя Минкульта научная степень или нет. Это сугубо менеджерская задача, не имеющая прямого отношения к науке или культуре как таковой. Разве что – к культуре юридической грамотности и экономической прозрачности.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............