Игорь Караулов Игорь Караулов Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

2 комментария
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

3 комментария
Андрей Перла Андрей Перла Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.

15 комментариев
24 октября 2016, 12:20 • Авторские колонки

Дмитрий Дробницкий: Об исходе выборов в США делать выводы рановато

Дмитрий Дробницкий: Об исходе выборов в США делать выводы рановато

Мейнстримные американские СМИ уже отдали победу экс-госсекретарю Хиллари Клинтон. По всем правилам политической науки Большой Дональд должен проиграть. Причем крупно. Но так ли все однозначно?

До выборов в Соединенных Штатах остается две недели. Президентская гонка – захватывающая, непредсказуемая, безумная, жесткая, грязная – подходит к концу.

Ни г-жа Клинтон, ни Большой Дональд не могут рассчитывать на то, что они выиграют выборы за счет голосов своих фанатов

Мейнстримные американские СМИ уже отдали победу экс-госсекретарю Хиллари Клинтон. По мнению центральной прессы и большинства телеканалов, несистемный республиканец Дональд Трамп окончательно дискредитировал себя – всплывшим из 2005 года пошлым разговором о женщинах, отказом дать обещание признать любые результаты выборов, а также «связями с Путиным».

В прошедшие выходные были опубликованы данные опроса, проведенного телеканалом ABC News. Если верить его результатам, Хиллари опережает Трампа по рейтингу на 12 процентных пунктов. Преодолеть такой разрыв в оставшееся до дня голосования время, кажется, уже невозможно.

Хотя сама г-жа Клинтон после финальных президентских дебатов не проявляла большой активности, ее команда продолжает исправно бомбардировать СМИ предвыборной рекламой, 80% которой сводится к критике Дональда Трампа. По размеру затрат на избирательную кампанию она опережает республиканского кандидата более чем втрое.

За Хиллари агитируют действующие президент и вице-президент, первая леди, все без исключения конгрессмены-демократы, в то время как Трамп остался практически в одиночестве, окруженный лишь самыми преданными сторонниками. Высокопоставленные республиканцы в последнее время делают вид, что 8 ноября никаких выборов президента не будет – лишь перевыборы в обе палаты Конгресса.

По всем правилам политической науки Большой Дональд должен проиграть. Причем крупно.

Но так ли все однозначно?

Рейтинги

Одной из главных отличительных особенностей данного политического сезона в США является чрезвычайно низкая надежность социологических исследований.

Дело не только и, возможно даже, не столько в том, что мейнстримная пресса и вашингтонские центры изучения общественного мнения подыгрывают Хиллари. Проблема состоит в том, что те методики и базы данных избирателей, которые были наработаны специалистами рейтинговых агентств за последние 35 лет, потеряли актуальность.

Дональд Трамп и отчасти Берни Сандерс всколыхнули ту часть населения Америки, которая до этого не принимала участие в выборах и вообще относилась к политике скептически, полагая, что в Вашингтоне все давно решено без них и ничего изменить уже нельзя, за кого бы избиратели ни проголосовали.

Но как только вашингтонскому истеблишменту был брошен вызов, всё это «молчаливое большинство» пришло в движение, ломая привычные предвыборные расклады. Для этого явления даже появился специфический термин – «неучтенные избиратели».

А поскольку социологи то «попадают» в этих неучтенных избирателей, то их полностью упускают из вида, рейтинги постоянно лихорадит.

Только за последние полгода Дональд Трамп за довольно короткий период времени (от полутора недель до месяца) сокращал отставание от Хиллари Клинтон с двухзначного (до 15%!) до размера статистической погрешности, а также дважды вырывался вперед.

И это по усредненному рейтингу!

Если же брать отдельные опросы разных агентств и средств массовой информации, рейтинги не только меняются слишком быстро, но и сильно отличаются друг от друга. Иной раз – диаметрально.

Возьмем хотя бы конец прошедшей недели. Да, телеканал ABC News дал Хиллари преимущество в 12%. Но три других рейтинга – от IBD/TIPP, The Los Angeles Times и Rasmussen Reports – показали преимущество Трампа или равенство показателей.

Такая же картина наблюдается в так называемых колеблющихся штатах (от которых, собственно говоря, и зависит исход выборов). Рейтинги меняются с каждым опросом и от агентства к агентству в Колорадо, Огайо, Флориде, Северной Каролине и Вирджинии.

В этом сезоне появились и новые колеблющиеся штаты, принадлежащие к так называемому ржавому поясу – региону, наиболее всего пострадавшему от деиндустриализации последних десятилетий.

Дональд Трамп изложил свой план на  первые 100 дней президентства (фото: Jonathan  Ernst/Reuters)

Дональд Трамп изложил свой план на первые 100 дней президентства (фото: Jonathan Ernst/Reuters)

Предсказать результаты выборов в Пенсильвании (а это все-таки 20 выборщиков!), штате, который раньше считался надежным бастионом демократов, сегодня просто невозможно.

21 октября агентство Reuters опубликовало данные своих опросов, проведенных в Мичигане и Миннесоте – здесь демократы не проигрывали уже 30 лет, – и результат оказался ошеломляющим. Трамп и Клинтон идут в этих штатах ноздря в ноздрю.

Заметим, что если Reuters близко к истине, то ABC News промахнулся на километр, и наоборот. Вместе эти данные верными быть не могут.

Чьи сведения точнее – вопрос бессмысленный. Результаты опросов говорят только об одном – эти результаты ничего не могут нам сказать о том, кто победит на выборах 8 ноября.

И все же надо отметить, что Трамп находится в крайне сложной ситуации. Он и его штаб работают против всего политического класса США и подавляющего большинства СМИ.

Это затрудняет ежедневную работу на местах и может негативно сказаться на явке его сторонников на избирательные участки.

Неслучайно Дональд на каждом митинге призывает людей обязательно прийти на выборы или проголосовать заранее по почте.

По сути дела, и штаб Хиллари, и штаб Трампа рассчитывают на максимальную мобилизованность своих сторонников и деморализацию сторонников соперника.

Эти настроения были очень хорошо видны, когда шло обсуждение итогов финальных дебатов. Оба лагеря праздновали победу… надеясь на энтузиазм преданных им избирателей.

Этого энтузиазма, конечно же, для победы недостаточно. Лично к обоим кандидатам американцы в большинстве своем относятся крайне негативно. Поэтому ни г-жа Клинтон, ни Большой Дональд не могут рассчитывать на то, что они выиграют выборы за счет голосов своих фанатов.

Каждому из них необходимо убедить избирателя преодолеть неприязнь к своей персоне ради сохранения статус-кво (Хиллари) или ради перемен (Трамп). А для этого надо заставить людей смотреть не на себя, а на мир после января 2017 года, когда в Белом доме будет новый хозяин.

Программы

У Хиллари Клинтон задача была изначально легче. Опираясь на довольно высокий рейтинг одобрения президента Обамы (весь 2016 год он держался на отметке чуть выше 50%, что очень хорошо для уходящего президента), экс-госсекретарю нужно было лишь рекламировать достижения предыдущей администрации, напоминать о своем политическом опыте, обещая «исправить отдельные перегибы».

Это было бы беспроигрышной стратегией против Джона Кейсика, Джеба Буша, Марко Рубио и даже Теда Круза. Но республиканские праймериз с большим преимуществом выиграл человек, который с самого начала объявил, что он борется со всем коррумпированным вашингтонским истеблишментом, глобалистской элитой и навязанной ею политкорректностью.

Еще до итоговых партийных конференций, когда Трамп возглавил республиканскую гонку, пропагандистская машина Хиллари переключилась лично на Большого Дональда.

Понимая, что его призывы к переменам находят отклик в сердцах многих американцев, экс-госсекретарь, ее штаб и все мейнстримные СМИ сосредоточились на доказательстве тезиса о неприемлемости президентства Трампа.

При этом ровным счетом никакой программы Клинтон не представила, раз за разом отсылая прессу и избирателей на свой предвыборный сайт – мол, там все есть. Далее следовал обычный поворот: разговор переводился на опасную и «неамериканскую» политику Дональда.

Доходило до курьезов. Три четверти своей речи о внешней политике она посвятила своему сопернику. И 98% речи, которая должна была поведать американцам о мерах по поддержке малого бизнеса, тоже.

Трамп не оставался в долгу и не переставал обличать Хиллари. Но он все же изложил свою программу. Он произнес речь о внешней политике, потом речь об экономике, потом об иммиграции…

И вот 22 октября в Геттисберге (штат Пенсильвания) Большой Дональд выступил с речью, которую назвал своим «контрактом» с народом Америки.

Место было выбрано отнюдь не случайно. Здесь в 1863 году выступил со своим знаменитым геттисбергским посланием президент Авраам Линкольн, провозглашая новую эру свободы.

«Контракт с Америкой» – тоже неслучайная фраза. Так называлась программа республиканцев, идущих на выборы в Конгресс в 1994 году. Составлен «контракт» был под руководством Ньюта Гингрича (ныне активного сторонника Трампа).

По итогам тех самых промежуточных выборов 1994 года республиканцы впервые за 40 лет получили большинство в Палате представителей. Гингрич тогда стал спикером палаты и под его руководством был принят первый за многие десятилетия бездефицитный бюджет США.

В своей геттисбергской речи Дональд Трамп изложил свой план на первые 100 дней президентства.

О внешней политике Большой Дональд говорил очень немного, лишь перечислил меры по борьбе с террористической угрозой.

Трамп говорил об этической реформе власти (прежде всего, об ограничении срока пребывания в Конгрессе и противодействии лоббизму), об образовании, медицине, налогах, инфраструктуре страны, иммиграции, охране правопорядка, рабочих местах, сокращении дефицита бюджета и международной торговле.

Была изложена довольно целостная правоцентристская программа с элементами протекционизма и отчетливым антикоррупционным пафосом.

Если бы не раскол в рядах республиканских конгрессменов и губернаторов и не приверженность части из них глобализму, эта программа вполне могла стать новой партийной платформой, которая имела бы все шансы прийтись по душе большинству американцев.

Но сегодня с этой программой идет на выборы человек, на которого ополчились не только медиа, но и обе крупнейшие партии США.

И поэтому вопрос состоит не в том, успеет ли Дональд Трамп преодолеть отставание от Хиллари Клинтон (мы не знаем, есть ли вообще такое отставание), а в том, сколько американцев сможет хотя бы в общих чертах ознакомиться с его программой.

В общем, для выводов еще очень рано. Думаю, и за день до выборов будет рановато.

Вместо заключения

Как подсчитали журналисты, слово «Россия» употреблялось на дебатах чаще других важных имен и терминов. Чаще, чем «иммиграция», чаще, чем НАТО, «ИГИЛ*» и «рабочие места».

Инициатором обсуждения нашей страны была Хиллари, которая увела разговор от изложения ею совершенно разных политических позиций перед разными аудиториями – закрытой тусовкой инвестиционных банкиров и избирателями.

Как вы помните, это стало известно из разоблачений WikiLeaks, которые, по мнению экс-госсекретаря, получают всю информацию от русских хакеров, осуществляющих кибератаки на американских граждан и учреждения. Ну а Трамп, мол, он же «фаворит Кремля»…

Так вот, в США в последние несколько дней о России в рамках предвыборной кампании почти не говорили. Возможно, потому, что попытка превратить нашу страну во врага ради победы над Трампом вызвала неоднозначную реакцию.

Хочу вам привести слова американского политического комментатора Такера Карлсона. Вот что он сказал о «переводе стрелок» на Россию в эфире Fox News:

«Будущие поколения будут изучать это как яркий пример политической демагогии в действии. Хиллари фактически говорит об иностранной интервенции, дабы отвлечь внимание от внутреннего скандала…

Такое всегда имеет печальные последствия. У нас нет никаких доказательств, что Россия стоит за хакерами. Может быть, и стоит, кто знает?

Вот только, во-первых, не в этом дело. А во-вторых, Россия – великая страна с ядерным оружием, участвующая в международных делах. И для нас полностью поменять отношения с Россией, чтобы помочь Хиллари выиграть выборы, – это определение безответственного поведения.

Как отец 19-летнего сына, я думаю: эй-эй, куда мы движемся? Мы почти объявили кибервойну России. Барак Обама это сделал не так давно, чтобы помочь Хиллари Клинтон. Если это не является определением безответственного поведения, то я не знаю, что тогда является!».

Соглашусь с американским коллегой. Как-то это не по-президентски, г-жа Клинтон! И вы еще спрашиваете, почему в России так популярен Трамп?

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............