Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевТрамп может не признать итоги выборов в США
Дональд Трамп «оставил нас в подвешенном состоянии» – эта фраза, брошенная обозревателем Fox News после дебатов Трампа и Хиллари Клинтон и мгновенно ставшая мемом*, лучше всего характеризует итоги схватки. За уже привычным обменом компроматом – на сей раз Клинтон назвала соперника «марионеткой Путина» – кроется вопрос: выберет ли Америка новый путь с Трампом или сохранит статус-кво с Хиллари?
Существуют две противоположные точки зрения на президентские дебаты: что они ничего не решают и что они решают очень многое.
Большинство экспертов в начале этого века сошлись во мнении, что, хотя отдельные очные споры политиков и могут привести к определенным подвижкам в рейтингах и настроениях избирателей, весь цикл президентских дебатов, как правило, сводится к ничьей – каждый гражданин остается при мнении, которое он имел до начала этого цикла.
Все дело в том, что все эти парни оказались круче вас с Обамой. Асад, Путин, Иран…
Такое заключение верно, однако, лишь в «обычном» политическом сезоне. Когда же в обществе существует запрос на перемены – а перемены, как бы их ни вожделели, всегда пугают обывателя, – дебаты представителей «старого» и «нового» в конечном счете и решают, кто возглавит Америку.
Так было, например, в 1960 и 1980 годах, когда агенты перемен – Кеннеди и Рейган соответственно – сумели убедить избирателей именно благодаря прекрасно проведенным теледебатам.
Эти выборы в США также весьма необычные. И снова – возможно, как никогда остро – стоит вопрос, сохранится ли статус-кво или Америка выберет некий новый путь.
Соответственно, установка на игру для Дональда Трампа на все дебаты была одна – быть максимально убедительным в обличении старого и изложении нового.
Для Хиллари Клинтон было важно превратить всю избирательную кампанию – и дебаты в частности – в референдум о пригодности Большого Дональда для высшего государственного поста. Себя, известного политика, и свою программу можно было особенно не рекламировать. Избиратель и так прекрасно понимал, что, голосуя за бывшую первую леди, он голосует за статус-кво.
Понимая, что Хиллари (впрочем, как и Трамп) не самый любимый американцами политик, штаб Клинтон взял на вооружение простую установку: «Трамп – пугающий; Хиллари – привычная».
Штабу Большого Дональда предстояло доказать, что «привычное» и стало причиной всех бед граждан США, а вот несистемный республиканец вовсе не так уж страшен, как его рисуют.
- Трамп может выиграть голосование, но проиграть выборы
- Трамп возложил на Клинтон ответственность за богатство и могущество России
- Дональд Трамп погорел на женщинах
- Эксперты оценили первые дебаты Клинтон и Трампа
- Порошенко поверил, что Трамп может стать президентом США
- Дональд Трамп расколол Республиканскую партию
- В американскую предвыборную гонку вмешалась крупная банковская афера
Сделать это было не так уж просто. На стороне экс-госсекретаря оказались все СМИ и практически весь доступный в американских условиях административный ресурс. Любой компромат на Трампа немедленно разлетался по всем печатным СМИ и телеканалам, а вот разоблачениям г-жи Клинтон уделялось совсем немного внимания.
Трамп продолжал собирать десятки тысяч людей на своих предвыборных митингах и сформировал свой ядерный электорат, но вот неприсоединившийся избиратель по-прежнему слышал о его программе, о его призывах к переменам и о коррупции в Вашингтоне не так много.
В этой ситуации дебаты представляли собой уникальный шанс для несистемного политика показать себя, рассказать самой широкой телеаудитории страны (а дебаты в этом году смотрит рекордное количество американцев) о своем видении будущего для Соединенных Штатов.
Но при этом к политическому новичку объективно предъявлялось еще одно требование – не отпугнуть от себя тех избирателей, которые еще не определились с выбором.
Предыдущие дебаты начались для Дональда Трампа с тяжелого момента. Ему предстояло ответить за свои пошлые высказывания 11-летней давности, которые по случайности попали на пленку.
Большой Дональд с задачей справился. Принеся еще раз свои извинения согражданам, он бросился в наступление и, по мнению зрителей большинства телеканалов, дебаты выиграл. Победу Хиллари отдали лишь эксперты CNN, чье мнение по какой-то причине попало утром 10 октября на российские новостные ленты и следом – в топ новостей «Яндекса».
Затем мейнстримные медиа обрушили на Трампа очередную порцию компромата. В течение двух недель сразу девять женщин решили рассказать о том, как много лет назад нью-йоркский миллиардер их сексуально домогался.
Наиболее «красочную» историю рассказала некая Джессика Лидз. Якобы 35 лет назад она летела в Нью-Йорк первым классом, и рядом сидел «высокий светловолосый джентльмен», который представился Дональдом Трампом. Спустя какое-то время после взлета этот «светловолосый джентльмен» стал приставать к женщине, грубо ее облапал, так что она еле от него отбилась.
Одним словом, история г-жи Лидз в точности совпадала со словами, которыми описывал отношения женщин и звезд Дональд Трамп на записи 2005 года.
Диктор прямого эфира Fox News после окончания трансляции с большим трудом справился со своим лицом и севшим голосом выдал в эфир фразу, немедленно ставшую интернет-мемом: «Он оставил нас в подвешенном состоянии»…
Несмотря на то, что республиканский кандидат отрицал правдивость историй всех девяти «пострадавших», за несколько недель до выборов, да еще на фоне предыдущего скандала обвинения плохо отразились на его рейтингах.
Помощь подоспела с неожиданной стороны. На злополучном рейсе в салоне первого класса с Трампом и Лидз летел британский подданный Энтони Джилберторп. Он увидел по телевидению сюжет об обвинении Дональда в сексуальных домогательствах и вспомнил своего соседа. Более того, поскольку в видеоинтервью, размещенном на сайте The New York Times и затем разлетевшемся по всем телеканалам мира, демонстрировали фотографии не только молодого Трампа, но и Джессики Лидз того времени, Джилберторп немедленно вспомнил своих попутчиков.
Энтони, как и положено жителю Туманного Альбиона, оказался человеком педантичным. В его архиве нашелся билет на старый рейс, а туристическая фирма по запросу его адвокатов выдала ему весь список пассажиров первого класса, среди которых, как и ожидал дотошный британец, оказались имена Трампа и Лидз.
Джилберторп связался с адвокатами Трампа, передал им копии имеющихся у него документов, прилетел в Нью-Йорк, дал показания под присягой, а затем выступил в эфире Fox News со своей версией истории. По словам британца, все было совсем не так, как рассказывали до этого СМИ. Джессика Лидз немедленно опознала в «высоком светловолосом джентльмене» известного на весь западный мир молодого миллиардера и весь оставшийся рейс всячески пыталась его соблазнить.
Разрушение одной из скандальных историй, всплывших «как нельзя кстати», повлекло за собой сомнение в подлинности прочих обвинений.
В это время группа WikiLeaks выложила в открытый доступ очередную порцию компромата уже на Хиллари Клинтон. Подоспел и давно анонсированный выпуск журналистского расследования знаменитого американского «срывателя покровов» Джеймса О'Кифа, известного своей работой под прикрытием с использованием скрытой камеры.
В течение нескольких дней практически все подозрения в отношении Хиллари Клинтон, Демократического национального комитета, администрации Обамы, Госдепартамента, министерства юстиции и мейнстримной прессы, какие только были у публики, полностью подтвердились.
Среди прочего выяснилось, что большинство «независимых» изданий не только заранее согласовывали вопросы и ответы интервью с Хиллари, но позволяли постфактум править некоторые цитаты, а сотрудники Госдепартамента предлагали взятку за ликвидацию статуса «секретно» для нескольких электронных писем, которые отсылались с помощью частного почтового сервера (что запрещено законом) и затем были изъяты аудитором внешнеполитического ведомства и переданы в ФБР.
Более того, штаб Клинтон и Демократический национальный комитет вошли в сговор с целью дискредитации сторонников Дональда Трампа. Для этого через частных подрядчиков нанимались частные лица и целые молодежные группировки с целью провоцирования насилия на митингах республиканского кандидата.
Как выяснил О'Киф, обсуждали функционеры Демократической партии и фальсификацию голосования в отдельных колеблющихся штатах с использованием «мертвых душ» и нелегальных иммигрантов.
Компромата стало так много, что даже симпатизирующие Хиллари СМИ не смогли о нем не говорить. Правда, был применен метод, который в Америке называют «методом шестнадцатого параграфа» – неудобную информацию сообщают не в самом начале статьи или интернет-поста, а где-то далеко ниже по тексту, «в шестнадцатом параграфе».
И все-таки публика постепенно получала ранее игнорируемую основными СМИ информацию.
В последние дни перед дебатами Хиллари Клинтон удалилась для подготовки к ним, а Дональд Трамп продолжал ездить по стране и выступать перед сторонниками. В ходе этих выступлений он наработал немалый материал.
Так, он вбросил свой новый лозунг Drain the swamp (можно перевести и как «осушим болото», и как «очистим от грязи»), призывающий к смене вашингтонской элиты.
Трамп также предложил план так называемой этической реформы по исключению коррупции во власти. План состоит из пяти пунктов, и все они касаются ограничения возможностей для ведения под видом лоббирования фактического подкупа должностных лиц в Вашингтоне. Дональд также предложил поправку к конституции, которая бы ограничивала количество допустимых переизбраний конгрессменов обеих палат.
Одним словом, перед дебатами у Трампа был хороший задел. Ему лишь надлежало держаться плана – говорить о своих предложениях, рассказывать о разоблачениях WikiLeaks и Джеймса О'Кифа и призывать американцев проголосовать за перемены.
На дебатах обсуждались вопросы международной политики, иммиграции, роли Верховного суда, экономики и национальной безопасности. Все эти темы были «коньками» Трампа.
Он мог и должен был выигрывать эти дебаты вчистую, возвращая подрастерянные в ходе предшествовавших скандалов очки.
Даже сложно сказать, что конкретно пошло для Большого Дональда не так.
Возможно, сказалась усталость. Возможно, глава Республиканского национального комитета Рейнс Прибус и губернатор Висконсина Скотт Уокер плохо подготовили своего однопартийца к данным конкретным дебатам. Как стало известно, Прибус изображал на тренировках модератора, Уокер – Хиллари. А может быть, пять дней, которые экс-госсекретарь провела в своей резиденции, готовясь к дебатам, дали о себе знать и она была готова контратаковать Трампа в любой момент.
Более или менее под контролем модератора прошла секция дебатов, посвященная Верховному суду. Хиллари заявила, что она желает видеть в нем судей, которые «понимают и разделяют чаяния простых американцев, отстаивают права ЛГБТ-сообщества и женщин».
Большой Дональд изложил более традиционное видение Верховного суда: конституция должна пониматься так, как она понималась Отцами-основателями. Особое внимание Трамп уделил Второй поправке, то есть праву на хранение и ношение оружия. Он также высказался за защиту прав нерожденных детей и подверг критике практику абортов на поздних месяцах беременности.
#{interviewpolit}Затем модератор предложил поговорить об иммиграции. Трамп настаивал на своей жесткой позиции в данном вопросе, напоминая, что «государства не существует, если у него нет границ». Хиллари настаивала на иммиграционной реформе и на «пути к гражданству для незадокументированных мигрантов», мотивируя это тем, что не готова разлучать семьи.
Но дальше модератор на какое-то время потерял контроль над ситуацией.
Хиллари заговорила о том, как негативно Трамп отзывался об иммигрантах, Трамп напомнил сопернице, что она сама говорила за закрытыми дверьми и что стало известно из разоблачений WikiLeaks.
И тут Трамп угодил в ловушку. Поначалу беседа вокруг хакерской активности группы Джулиана Ассанжа велась по тому же сценарию, что и на прошлых дебатах: Клинтон перевела разговор с сути разоблачений на причастность России к краже электронной переписки, Трамп заявил, что не уверен, действительно ли Россия стоит за WikiLeaks. Хиллари напомнила, что Дональд хвалил Путина. Тот парировал, что не знаком с ним, но не видит ничего плохого в сотрудничестве с Россией...
И вот тут последовал явно заранее подготовленный удар. Экс-госсекретарь выдала домашнюю заготовку: «Потому что он [Путин] предпочитает видеть на месте президента [США] марионетку. Так что понятно, почему вы [обращаясь к Трампу] не признаете, что Россия участвует в кибератаках на наших граждан и шпионаже. Вы готовы проводить линию Путина, подписаться под его повесткой – расколоть НАТО и сделать все, что он пожелает. И поэтому вы продолжаете получать от него помощь, ведь у него в этой гонке есть очевидный фаворит».
В ту же минуту мем* «марионетка Путина» был растиражирован в социальных сетях.
Поняв, что обвинения в «дружбе с Путиным» не производят большого впечатления на избирателей, штаб Хиллари решил усилить месседж: Трамп идет у Путина на поводу, т.е. иностранный лидер манипулирует кандидатом.
Независимо от того, что это за лидер, американцам не нравится, когда их президенту указывают из-за границы. Дональд Трамп не смог немедленно отбить атаку, лишь позже, когда разговор зашел о Ближнем Востоке, он заявил: «Все дело в том, что все эти парни оказались круче вас с Обамой. Асад, Путин, Иран... Вы еще два–три года назад говорили, что скинете Асада. Асад на месте. Он вошел в альянс с Россией. И с Ираном. Мы потратили 6 триллионов долларов на Ближнем Востоке, а Путин приходит и забирает все себе... Эти ребята вас обыграли».
Когда Хиллари заговорила о бесполетной зоне в Сирии (в ее лексиконе теперь применяется новое устойчивое выражение: «бесполетные и безопасные зоны»), Трамп объявил это фантазиями.
Далее, говоря о наступлении коалиционных сил на Мосул, Трамп снова подверг администрацию Обамы резкой критике, но не преминул вспомнить и о роли Хиллари в том хаосе, который творится в Ливии, Ираке и Сирии. В завершение он издевательски воскликнул: «Большое спасибо, Хиллари, за прекрасно проделанную работу!».
Счет начал выравниваться, и Трамп в целом уверенно шел к победе по очкам, но тут он вдруг произвел главную сенсацию вечера, отказавшись пообещать, что признает любые результаты выборов.
Модератор даже поначалу опешил. Он еще раз переспросил у Большого Дональда, признает ли тот поражение, напомнив ему о «целостности демократии», «единстве нации» и «преемственности власти». Но Трамп стоял на своем: «Я же сказал, когда придет время, посмотрим».
Диктор прямого эфира телеканала Fox News (в целом симпатизирующего Трампу) после окончания трансляции из Вегаса с большим трудом справился со своим лицом и севшим голосом выдал в эфир фразу, немедленно ставшую интернет-мемом: «Он [Трамп] оставил нас всех в подвешенном состоянии». На сайте CNN уже через пять минут эти слова появились на ярком баннере наверху главной страницы.
На всех лентах американских СМИ и в топ-листе новостных агрегаторов отказ Трампа безусловно признать результаты голосования занял верхние строчки.
Аналитик Чарльз Краутхаммер охарактеризовал поступок Трампа так: «Я вообще-то завидую этому парню. Он сказал это от сердца. И все же это было странно. Он набирал очки и вдруг все испортил». И далее: «Возможно, у него есть какой-то расчет на сей счет, но я этот расчет не понимаю».
Что ж, все эксперты пребывали в шоке. Было видно, что и менеджер штаба Трампа Кэльян Конноуэй, мягко говоря, удивлена. Давая интервью после окончания дебатов, она как могла изворачивалась и переводила разговор на другую тему.
Что понятно. Накануне кандидат в вице-президенты от Республиканской партии Майк Пенс заявил, что команда Большого Дональда признает любой исход выборов. О том же говорила и Конноуэй, и дочь Трампа Иванка. Все они повторяли вслед за боссом, что «выборы фальсифицируются», но при этом не имели в виду сам процесс подсчета голосов. Речь шла об однобоком освещении избирательной кампании прессой, об административном ресурсе и т.п., но и подумать не могли, что Трамп вдруг заявит: «Посмотрим»...
В общем-то это действительно необычно и даже пугающе для американцев. Да, у Ала Гора были претензии по подсчету голосов во Флориде в 2000 году, но после пересчета и соответствующего решения суда Гор признал поражение и поздравил победителя.
Чтобы кандидат в президенты заранее готовился к непризнанию итогов голосования – такое последний раз было в 1860 году, когда разразилась гражданская война в США.
Стоит отметить, что наиболее активные сторонники Трампа подталкивали его к чему-то подобному. Так, во время встречи Майка Пенса с избирателями в Айове одна из активисток взяла слово и заявила: «Наши жизни зависят от этих выборов. Будущее наших детей зависит от этих выборов. И вот что я скажу. Я не хочу этого, но если Хиллари изберут... скажу за себя, я готова к революции, чтобы не допустить ее президентства». Пенс перепугался не на шутку. Он замахал руками и замотал головой: «Нет-нет, не надо говорить этого!» Но активистка стояла на своем: «Вообще-то, я уже это говорю. Я как Дональд Трамп, я говорю открыто с людьми».
Так что ярые сторонники Большого Дональда обрадуются радикализму своего лидера. Но вот неприсоединившихся избирателей Трамп совершенно точно напугал.
А это как раз то, чего ему следовало избегать до конца кампании.
И именно поэтому дебаты Трамп проиграл, с чем согласились даже читатели очень лояльного к Дональду интернет-ресурса Breitbart. По состоянию на полночь по восточно-американскому времени (7.00 по мск) 59% читателей (а проголосовало более 50 тыс. человек) сочли, что победу одержала Хиллари Клинтон.
Остается один вопрос: когда Дональд Трамп пугал американцев непризнанием итогов выборов, у него был некий расчет, о котором никто не догадывается, или он почувствовал, что «тонет», и решил идти ва-банк, применяя на финише кампании тактику выжженной земли?
Ответ на этот вопрос мы узнаем в ближайшие три недели.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента