Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
21 сентября 2015, 09:30 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: И не будет ни эльфа, ни орка

Михаил Бударагин: И не будет ни эльфа, ни орка

21 сентября 1937 года вышел «Хоббит, или Туда и обратно». С книги началась растянувшаяся на десятилетия история Средиземья. Джон Рональд Руэл Толкиен, написав детскую сказку, заложил под наш мир бомбу.

Великая история началась с забавного путешествия Бильбо Бэггинса, вернувшегося домой и оставшегося самим собой, хоббитом, верным вечному дому, не слишком отличимому от сотен других домов.

Люди – главные толкиеновские статисты в этой битве рас

Но сказка о смешных человечках довольно скоро выросла до первого эпоса о Добре и Зле, в котором и добро оказалось не таким добрым, и зло имело право голоса.

Толкиен был человеком строгим и простым, несмотря на ум и эрудицию, и его открытие сложностью не отличалось: на сторону Зла люди становятся по собственной воле. Никто не опоил и не обманул волшебника Сарумана, он все сделал самостоятельно, в трезвом уме, здравой памяти.

Уже не важно, кого именно подразумевал автор, говоря о хоббитах (фото: Кинокомпания

Уже не важно, кого именно подразумевал автор, говоря о хоббитах (фото: Кинокомпания "Каро Премьер"/ТАСС)

Однако и путь Добра был не так прост. Жалкий и потерявший все Горлум, обуреваемый одной страстью, к «моей прелесссти», слишком похож на высоких и обретших все эльфов, обуреваемых одной страстью, к чистоте своей крови. Страсть уродует, хотя иногда по лицу и не скажешь.

То же самое о путях Света и Тьмы можно сказать и применительно к «Звездным войнам», где Добро выглядит порой, мягко говоря, странно, и, разбирая «Гарри Поттера», где Зло все стремится сделать что-то ужасное, да все как-то неубедительно.

Мир Толкиена настолько пластичен и универсален, что орков и эльфов можно менять местами, не слишком потеряв в сути: роман Андрея Лазарчука «Мы – урус-хаи», в котором восстанавливается доброе имя «приспешников Зла» – лучшая тому порука.

Сегодня – не 1937 год, и потому давно уже не важно, кого именно подразумевал автор, говоря о хоббитах, кого имел в виду, рисуя орков, а кто выступал в роли эльфов. Ответы есть, хотя и споры ведутся до сих пор, но это уже – детали. Важно совсем иное.

Со времен публикации «Хоббита» изменилось, кажется, слишком многое, но если мы немного отвлечемся от гаджетов и возможности еще более изощренно убивать людей, чем раньше, то окажется, что главное осталось точно таким же, как и было. Орки клянут эльфов, эльфы презирают орков, промеж всех огней мечутся в панике оставшиеся случайно в живых люди и пытаются хотя бы понять, что вообще происходит.

Люди – главные толкиеновские статисты, в битве рас (после нацизма это слово звучит, конечно, совсем плохо, но другого нет) им отведена последняя роль, даже хоббиты – нужнее, и именно в этой игре мы все до сих пор участвуем.

Государства (причем вообще все, такова уж их природа) правят подданными, как орками, своих пешек в большой игре они назначают эльфами (Виктория Нуланд приобщала к бессмертию через печеньки, а там уже и «Небесная сотня», сразу – в Рай), корпорации учат свой топ-менеджмент азам эльфийского этикета, а презрение всех ко всем – вообще фирменная черта наших печальных времен.

Европейцы брезгливо, но честно пытаются помочь беженцам, ни на секунду не скрывая того факта, что они здесь – первосортные эльфы, наши сетевые бездельники и украинские добровольные помощники Арсена Авакова изо дня в день зовут Россию Мордором (это слово – тоже из толкиеновского словаря), а патриоты отказывают в человеческой природе то геям, то феминисткам.

Защитники геев и феминистки в свою очередь готовы «отправить в биореактор» «быдло», а какой-нибудь спаситель бездомных котят, глазом не моргнув, может избить жену. Это логично, она же не котенок, заслужила, наверное. Стройная фея с осиной талией, глядя на полноватую девушку, содрогается, как от удара под дых, и начинает свою отповедь чуть ли не с мата.

В 37-м году Толкиен пытался – в доступной для современников форме – описать тоталитаризм государства, но вывел идеальную формулу тоталитарного человека, который сам готов стать Гитлером, поделить мир на тех, кому жить, кому умереть, а потом запостить в Фейсбук глубокомысленный пост о том, как же тяжко ему жить в мире, где его никто не понимает.

Орки до сих пор ненавидят эльфов, эльфы и по сей день терпеть не могут орков, люди из разных королевств не доверяют вообще никому, и даже хоббитам не спрятаться в пряничных домишках. Придут, достанут, заставят идти в поход.

Но правда – если она вообще есть – состоит в том, что все это – ненормально, это какое-то искажение замысла (о нем Толкиен написал «Сильмариллион»). А норма – это когда несть ни орка, ни эльфа, как не было для Христа ни эллина, ни иудея. Есть просто люди, которые придумали себе жестокие сказки и мучают друг друга ради красивой идеи, идейной красоты или просто так, от скуки.

Если 21 сентября 2015 года и существует хоть один повод перечитать «Хоббита», то отказ от чьего бы то ни было мучительства – это он и есть. 

..............