Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

15 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

10 комментариев
24 марта 2011, 14:00 • Авторские колонки

Максим Юсин: От Бенгази до Цхинвала

 Максим Юсин: От Бенгази до Цхинвала

Операция по «принуждению к миру» Муамара Каддафи заставляет западные державы по-новому взглянуть на августовскую войну 2008 года в Южной Осетии. Эта параллель может показаться притянутой за уши, но только на первый взгляд.

Итак, что стало основным поводом для вооруженного вмешательства Запада в ливийские события? Не будем сейчас рассматривать конспирологические теории (типа желания взять под контроль нефтяные и газовые месторождения), а сосредоточимся исключительно на официальной версии. Версия эта такова: полковник Каддафи применил непропорциональную силу против мирного населения. Его войска наступали на Бенгази – оплот повстанцев, город бомбили с воздуха, обстреливали из танков и тяжелых орудий. А в случае его взятия оппозиционерам (для Каддафи – мятежникам) грозили массовые казни, перед которыми померкла бы «гуманитарная катастрофа» в боснийской Сребренице.

Не остановили бы Михаила Саакашвили никакие резолюции, как не остановили они Каддафи. Некоторые мировые лидеры понимают только силу

А разве в Цхинвале в августе 2008-го, когда мы еще называли его Цхинвали и официально признавали частью Грузии, не происходило нечто подобное? Михаил Саакашвили фактически находился в состоянии войны с частью населения своей страны. В Цхинвале и в Тбилиси живут разные народы, в Триполи и в Бенгази – разные племена, но суть событий была та же самая: гражданская война на межэтнической основе.

Как и Каддафи, Саакашвили подверг город массированным бомбардировкам. Как и Каддафи, пошел на штурм и даже (в отличие от ливийского лидера) сумел на короткое время захватить столицу своих противников. Что было бы дальше, если бы Россия вовремя не вмешалась? В лучшем случае – массовый исход осетинского населения «цхинвальского региона». В худшем – резня. То есть та самая «гуманитарная катастрофа», ради предотвращения которой западные союзники и нарушили суверенитет Ливии, вмешались в, казалось бы, внутренний  конфликт.

Вот и Россия вмешалась. Причем имела на то даже больше законных оснований, чем Франция, Великобритания и США сегодня в Ливии.

Во-первых, подавляющее большинство населения Южной Осетии имели российские паспорта, то есть Россия защищала своих граждан.

Во-вторых, в ходе обстрела Цхинвала погибли российские миротворцы. Можно не сомневаться: американцы в такой ситуации немедленно провели бы акцию возмездия без всяких консультаций с мировым сообществом.

В-третьих, в отличие от западных союзников, Москва должна была действовать максимально быстро. Южная Осетия – крошечная республика, всю ее территорию можно захватить за сутки, а то и меньше. День промедления – и всё, в Цхинвале и его окрестностях уже некого было бы спасать.

Это вам не Ливия с ее просторами, где от Триполи до Бенгази – огромное расстояние. Западные державы могли позволить себе взять время на размышление, на консультации, на подготовку резолюции ООН, работу с «колеблющимися» в кулуарах Совета Безопасности. И то чуть не опоздали – начни они операцию на пару дней позже, и Бенгази бы пал.

Для России «ооновский путь» изначально был невозможен. Слишком уж долго принимаются там резолюции. Непозволительная это роскошь в ситуации, когда счет идет на часы, если не на минуты. Да и не остановили бы Михаила Саакашвили никакие резолюции, как не остановили они Каддафи. Некоторые мировые лидеры понимают только силу.

Аналогии между Грузией и Ливией на этом не заканчиваются. Москва признала Южную Осетию и Абхазию и остается в этом вопросе почти в полной международной изоляции – лишь Никарагуа, Венесуэла и Науру последовали нашему примеру, даже братья Кастро и «стратегический партнер» Александр Лукашенко отказались. Но и Париж сегодня оказался в похожем положении – только он признал Временный национальный переходный совет единственным законным правительством Ливии, даже Вашингтон и Лондон на это не пошли. Пока, во всяком случае.

А что будет завтра? Не исключен вариант, что Ливия, как и Грузия, распадется. Что области, которые сегодня контролируют повстанцы, провозгласят независимость, назвав себя, к примеру, Киренаикой. И что новое государство признают та же Франция, Великобритания и Соединенные Штаты. А Каддафи обвинит западные державы в «нарушении территориальной целостности, расчленении суверенного государства».

Впрочем, шантажировать Париж тем, что не пустит его в ВТО, ливийский лидер, к счастью, не сможет: Франция уже давно там.

..............