Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
9 февраля 2010, 10:00 • Авторские колонки

Максим Кононенко: Власть народа, а не процедуры

Максим Кононенко: Власть народа, а не процедуры

Пять лет назад, выступая на каком-то экспертном мероприятии между турами прошлых украинских президентских выборов, Марат Гельман* сказал как-то так: «Янукович ни при каких условиях не может теперь быть президентом». Помню, меня тогда очень удивили эти слова.

Да, у Януковича были судимости по нехорошим статьям. Да, в его пользу приписывали на востоке. Но ведь за Ющенко приписывали на западе. И Ющенко устраивал цирк с присяганием на Библии, над чем смеялись все нормальные люди. То есть оба кандидата выглядели одинаково плохо. И почему это Янукович не может стать президентом, а Ющенко может?

Я тогда был моложе и значительно глупее. Я думал, что результаты выборов определяет процедура. И если посчитали в пользу Януковича, то, значит, выиграет Янукович. И Янукович будет легитимным президентом. Потому что легитимность определяет Центральная избирательная комиссия.

Именно так до сих пор думает подавляющее большинство российской уличной оппозиции. Они говорят: если на выборах были фальсификации, значит, Медведев (Путин, «Единая Россия») нелегитимны.

Но легитимность определяет не Центральная избирательная комиссия. Легитимность определяет народ. И теперь я понимаю, что имел в виду Марат Гельман. Он говорил, что украинский народ не хочет сейчас Януковича. И что бы вы ни делали, Янукович президентом не станет. А если русский народ хочет Медведева (Путина, «Единую Россию»), то сами выборы не имеют никакого значения. Это просто формальная процедура. Это, кстати, именно та причина, по которой я не ходил на выборы президента в 2004-м году. Потому что в обществе было согласие: пусть будет Путин. А уж оформить это согласие − совсем не моя задача.

Президентом стал Янукович. Не потому, что он лучше. А потому, что он − не Тимошенко (фото: ИТАР-ТАСС)
Президентом стал Янукович. Не потому, что он лучше. А потому, что он − не Тимошенко (фото: ИТАР-ТАСС)

Звучит, быть может, цинично, но это и есть самая что ни на есть реальная правда. И задолго до только что закончившихся украинских выборов было понятно, что украинский народ не хочет видеть Тимошенко своим президентом. А значит, как сказал бы Марат Гельман*, Тимошенко ни при каких условиях не могла теперь стать президентом. И совершенно неважно, какой разрыв между двумя кандидатами. Совершенно неважно, кто какие митинги устроит, какие суды выиграет и в каких регионах как проголосовали. Важно лишь то, что Тимошенко сейчас не хотели. Причин можно назвать три миллиона, но пусть их анализирует кто-то другой. Нам важны не причины. Нам важны следствия. А следствия таковы − президентом стал Янукович. Не потому, что он лучше. А потому, что он − не Тимошенко.

Именно так было пять лет назад. Ющенко стал президентом не потому, что он был лучше. И даже не потому, что за него проголосовало большинство населения (сейчас мы знаем, что это было не так). Ющенко стал президентом потому, что народ не хотел Януковича. Опять-таки, не предмет этой колонки анализировать причины, почему его не хотели. Но его не хотели. Поэтому согласились на Ющенко, который привел страну к деморализации и экономической катастрофе.

Сейчас точно так же согласились на Януковича. А в России в 1996-м согласились на Ельцина. Потому что не хотели Зюганова.

Сейчас Антон Носик пишет, что нынешняя Украина − это Россия 1996-го. И что Украина сейчас проходит ту черту, которую Россия в 1996-м не прошла. Они, дескать, позволили стать президентом Януковичу, а мы Зюганову не позволили. А Янукович − это как раз тот самый Зюганов, и сейчас мы на примере Украины посмотрим, каково было бы России с Зюгановым.

Но в 1996-м году в России не хотели Зюганова. И вместо него позволили стать президентом Ельцину. С фальсификациями, да, но, повторим слова Гельмана еще раз, Зюганов ни при каких условиях не мог тогда стать президентом. И поэтому Янукович сегодня − это Ельцин 1996-го. И, как это ни парадоксально звучит, Янукович сегодня − это Ющенко пять лет назад. Потому что механизм его легитимности тот же.

Вот из этого и стоило бы исходить. В этом и заключается собственно демократия: когда народ имеет того руководителя, которого хочет. А если никакого не хочет, то тогда хотя бы того, которого не хочет меньше, чем другого. А все разговоры о «процедуре», о конституционности и о признании международных наблюдателей − это, конечно, занимательно, но не более того.

Потому что демократия − это власть народа, а не власть процедуры.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Отзывы читателей, поступившие на статью
Отзывы читателей, поступившие на статью
Добрый день!<br><br>В принципе, это не важно, но мне вот кажется что на выборах, когда нет подавляющего перевеса, результат определяет экон. элита, истеблишмент, но не народ. Просто в случае с Путиным, желания народа и истебл. совпали, а в случае с Зюгановым - немножко нет, и, тогда, в 96-м, правящая элита подогнала свое желание «под ответ», как в школе, когда лень решать задачку по алгебре. Процедура. На Украине ситуация, видимо, иная. Там идейно половина страны за Януковича (или может быть даже всё еще против Ющенко, хотя его уже и «нет»), а половина – скорее против него, чем за Тим., и при этом элита тоже разделилась по ориентации экон. интересов N-W. И это как-то очень плохо для общества, когда каждый второй каждому первому, в принципе, непримиримый враг (конечно утрировано). Вот это точно настоящая задача по легитимности.<br><br>А по большому счету - так пофиг на результаты тамошних выборов.. пусть люди живут себе как хотят (как и грузины, эстонцы и т.д.) не понимаю (и понимаю) почему такую истерию это вызвает в нашей стране. Ну не хотят люди!! как, я, к примеру, не хочу ездить на АвтоВАЗе, или нет..жить в Бутане. Нам просто нужно оставить их всех в покое, и тогда, наверное, не будет антирусских маршей и героизаций, если опять же это кому-то особо мешает. Ясно как день, что Янукович не вернет нам Севастополь, а Украина превратится в Белорусию - будет пользоваться энергетическими скидками в обмен на нематериальное продовольствие: на гарантии невступления в НАТО, например, где их и так пока особо не ждут, как не крути, т.е. материальное в обмен на так необходимое русскому народу духовное, братскославянское. Но при этом все равно внутренне будут смотреть на Запад, постепенно к нему приближаться, и, в итоге, у них все получится. А потом уже мы захотим присоединится к Украине, вот увидите)))<br><br>Михаил Науменко