Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
15 августа 2007, 10:23 • Авторские колонки

Вадим Пономарев: Сборные концерты. Добро или зло?

Вадим Пономарев: Сборные концерты. Добро или зло?

Сборные концерты видел хоть краем глаза каждый. Кто-то по телевизору, благо что показывают их каждые выходные. Кто-то - своими глазами в Кремлевском дворце съездов или на ближайшем стадионе в День города.

И гамма эмоций обычно широчайшая – от презрения до радушного восторга. Но мало кто понимает, что стоит за этим понятием – сборные концерты.

По мнению зрителя, это когда за один купленный билет или один час у телевизора тебе показывают всех звезд. Самых громких звезд. Ты идешь на любимого артиста, а в глубине души весьма рад неожиданной экономии. Хотел пойти на Леонтьева, а получаешь в довесок еще целую обойму тех, кого видел по ТВ. Экономия! Сейл, как принято ворковать в сетевых магазинах. То есть твоя прибыль как покупателя билета. За 300 условных рублей получаешь концерт из трех десятков артистов, каждый из которых стоит 300 условных рублей.

Зачастую мотивы и скрытые посылы публичных персон страшно далеки от тщательно ретушируемых мистификаций. Вообще-то люди пришли в этот бизнес зарабатывать деньги

Правда, любая рекламная акция имеет свои ограничения. Хотел пойти на Леонтьева, а он споет только одну песню. А может быть, две. Или три. Условия игры не в пользу зрителя – он никогда не знает, сколько же любимых песен услышит. В глубине души он, как разумный человек, понимает все. И не надеется на трехчасовой сольный концерт любимца, он согласен на три песни. Даже на две. Но если даже получается только одна, разумный зритель вздыхает и рад тому, что есть. Действительно, еще же три десятка артистов сегодня. И каких артистов!..

То есть движитель зрителя – любовь. Любовь к артисту, к песне. И его всепонимающее всепрощение.

Но что заставляет всепопулярного артиста забросить все свои дела, отложить аншлаговые сольные концерты и ринуться к указанному часу на служебный вход в Кремль? Многие полагают, что дело в тщеславном желании отобрать аудиторию у остальных артистов. Пришли-то кто на кого. Чего не поймать рыбку в мутной воде? Пришли на Леонтьева, а понравится еще Вайкуле. Пришли на Вайкуле, а так хорош оказался Леонтьев! По телевизору казался странным таким, а тут – просто душка, оказывается!

Шоу-бизнес жесток к романтикам из телеаудитории. Зачастую мотивы и скрытые посылы публичных персон страшно далеки от тщательно ретушируемых мистификаций. Вообще-то люди пришли в этот бизнес зарабатывать деньги. Это не слишком романтично, не слишком приятно аудитории, а потому главное для них – хитроумно скрыть способы зарабатывания денег на каждом этапе своего появления на людях.

А сконструированных искусно заблуждений ох как много. Например, подавляющее большинство зрителей полагает, что артисты зарабатывают на гастрольном «чёсе» по провинции. Дескать, культурно отнимают деньги у провинциалов, и так небогатых. И страшным ударом для ревнителей провинциального благолепия оказывается факт, что подавляющее большинство артистов зарабатывает исключительно на корпоративных праздниках. 90% из которых проходит в Москве и ближнем Подмосковье. А чёс по провинции предпринимают те, у кого с корпоративами не складывается или душа за ту глубинку болит.

Поэтому почти половина из тех, кого мы видим по телевизору, вообще никогда за пределы Московской области не выезжает. Им и так хватает.

Сборный концерт – очень важная часть шоу-бизнеса. И если кто-то подумал вдруг, что тут-то все золотые тельцы и зарыты, то… сильно ошибся. Как бы ни удивлялись неискушенные зрители, заплатившие немалые деньги за билет в Кремль или на стадион, практически все артисты из цветастой многоименной афиши на них выступают бесплатно. То есть абсолютно. Не берут они денег. Правда, никто им денег и не предлагает. Выгода совсем в другом.

Мало кто из простых зрителей обращает внимание, чей логотип красуется на красочной афише с именами звезд. А ведь это самое главное для сборного концерта. Организуют сборные концерты исключительно медийные структуры. И само понятие таких концертов родилось в недрах медийного общества. Чаще всего концерт проходит под эгидой какого-либо телеканала. Иногда – радиостанции и даже для популярного сайта. Но без них сборных концертов не существует.

Смысл сборного концерта исключительно в медийной компоненте. Артист выступил – его показали по ТВ, о нем написала приглашенная пресса, его песню прокрутили по радио. Сама песня значения не имеет – важнее то, как выглядит артист, что он говорит и, самое главное, что он вообще тут есть. Зритель хочет услышать знакомую по медийной же поддержке песню, и ему дают эту песню. Причем именно в том виде, что он уже слышал по радио или в телевизионном клипе. Аудиосигналы вообще не важны – петь не нужно, потому что полную идентичность записи может дать только эта же запись. Никакой импровизации, никаких новых аранжировок – зрителю включают ту же пленку, что он уже слышал. Визуальная сторона, напротив, доминирует по всем статьям: как артист выглядит, во что одет и что сказал перед включением фонограммы – имеет первостепенное значение.

Медиа правит бал.

Но в чем же интерес артиста? Без бокала нет вокала, многократно напоминает нам триумфатор последнего «Евровидения» Верка Сердючка. Есть вокал - есть и бокал?
Но в чем же интерес артиста? Без бокала нет вокала, многократно напоминает нам триумфатор последнего «Евровидения» Верка Сердючка. Есть вокал - есть и бокал?

Сами сборные концерты расцвели именно при расцвете телевидения. Телевизионный сигнал дал музыке картинку. Глупо было бы не разнообразить эту картинку. Ее меняли так и эдак, пока картинка не стала самодовлеющей – ведь большинство населения любой страны именно визионеры. Визуальное искусство воспринимается в первую очередь, аудиосигналы идут среди прочих вторых. Следовательно, можно забить сигнальную систему человека мельканием картинок, а звук разнообразить менее важно. Так появились первые клипы.

С появлением клипов песни стали восприниматься не столько своей музыкальной составляющей, сколько визуальным образом. Раз и навсегда записав в студии песню, можно до бесконечности привлекать внимание зрителя новыми нарядами, декорациями, макияжем, да хоть новым размером груди после пластической операции. Чем угодно – лишь бы смотрели.

Клиповая культура отменила техничность и профессионализм в массовой культуре. Записать в студии можно любую партию. При тиражировании визуального облика песни многократный повтор возводит студийную четкость в концертный идеал – каждое слово должно быть спето не хуже фонограммы. И справится с этим лучше всего фонограмма. Технические сложности записи живого концерта при большом количестве участников дали индульгенцию фонограмме. Кнопка «плей» скопипастила удачно записанную песню на все площадки мира. Меняем платье – и вот уже новое идеальное выступление.

Сборный концерт сцепил клип к клипу и образовал метаклип. Мелькают имена артистов, сменяются их лица – и все под заранее склеенную аудиодорожку. Просто, выгодно, удобно.

Но в чем же интерес артиста? Без бокала нет вокала, многократно напоминает нам триумфатор последнего «Евровидения» Верка Сердючка. Есть вокал – есть и бокал?

Вернемся к мыслям о деньгах. Основной заработок отечественного артиста – корпоративы. Но как господину из богатенькой конторы узнать об артисте N? Вряд ли он ходит на сольные концерты артиста N. Вряд ли он, как уже было замечено, аудиофил до такой степени, что внимательно вслушивается в песни на радио в своей автомагнитоле. И вот богатенький буратино в свой выходной день садится к телевизору, протягивает ноги из кресла и… попадает на трансляцию сборного поп-концерта. Возможно, это единственная цель артиста – попасть на глаза тому, кто впоследствии способен хорошо заплатить за концерт.

Ради сборных концертов артисты отменяют корпоративы. Потому что можно получить много корпоративов и Дней города. А городов у нас в России много.

К тому же сборные концерты – отличный способ снять на новую песню, которая только-только пошла по радиостанциям, бесплатный клип. Он получится концертным и без фантазии, зато съемка и декорации не стоят ничего.

Свои выгоды имеет и телеканал. Просто так в сборный концерт не попадешь. Кто свой, кто чужой – фильтруется жесточайшим образом. «Своих» надо продвигать, поскольку почти все каналы имеют долю в распределении прибыли от концертной деятельности. Поэтому на «сборниках» Первого канала пулеметной очередью сменяются участники «Фабрики звезд», у канала «Россия» интерес в «народных артистах», а у Муз-ТВ – в артистах холдинга «АРС-Медиа». Считаные звезды могут оставаться над схваткой. Но зачем, казалось бы, им-то участвовать в сборных концертах? Кто же не знает Леонтьева или Ротару?

Знают их все, но новые песни слышали немногие. И потому опытным артистам тоже приходится бесплатно работать на этих удивительных мероприятиях. Другого пути донести новые песни почти нет. Другого пути донести их максимально эффективно – вообще нет.

Сборные концерты нужны всем. И даже если вдруг живой, а не фанерный звук войдет в моду… немного подумав и все организовав, сборные концерты продолжатся под живой звук. Потому что заменить их нечем.

Комментарии экспертов

Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music Russia
Дмитрий Коннов, генеральный директор Universal Music Russia
- Начиная с триумфа «Ласкового мая», история покатила к сборным концертам. На фоне неожиданно резко выросшего выбора, количество артистов таково, что публике сложно в них ориентироваться. Сборные концерты выполняли функцию знакомства зрителей с музыкой, которая им тоже понравится. Следующая волна пошла после первой «Фабрики Звезд», когда по стране прокатили сборные концерты из разных формаций – бойзбенды, солисты, герлбенды, но из одного продюсерского центра. Появилось много интересных артистов. «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой – это тоже сборный концерт. А сейчас эта тема не очень актуальна. Потому что страна разбогатела. И артист, который вышел из ресторана, не боится корпоратива – потому что ему не кажется, что он возвращается в ресторан. Между 2000 и 2005 годом произошел перелом, когда уважаемые артисты перестали собирать те огромные залы, которые они раньше по инерции собирали. Сейчас корпоративы и сборники существуют в разных плоскостях и для разной публики. Трудно себе представить корпоратив в Липецке, или раз-два в год. А в Москве они ежедневно идут. Провинциальные сборные концерты являются тестами для столичных корпоративов. Я делал сборные концерты MTV, и провел первую MTV RMA. Артисты выступали бесплатно, но в рамках договоренностей с владельцами этих артистов. Например, выступят два твоих известных артиста, а мы поддержим двух твоих новых артистов. Мы – вам, вы – нам. Это мировая история, которая работает во всем мире. У нас был западный менеджмент, и они обучали таким договоренностям. Участие известного артиста в MTV RMA, даже самой провальной, дает артисту паблисити. Которое при умелом менеджменте дает артисту денег. Без медиа артистов почти не бывает…

Александр Волков, обозреватель журнала «Ваш Досуг»
Александр Волков, обозреватель журнала «Ваш Досуг»
- Мотив не у артистов, мотив у зрителей и организаторов. Мы страна музыкальной мафии, у нас искусственно ограничен круг артистов. Так как бесконечно артист развиваться не может, то и доступный репертуар ограничен. Достаточного количества топовых артистов, которые могут собрать зал на сольный концерт, у нас нет. Большинство участников сборных концертов не способны дать сольный концерт. Я помню, как в 70-е годы мы обсуждали с друзьями первые клипы Пугачевой – ой, как тут Пугачиха не попала губами в фанеру. Мне кажется, эту тему надо закрыть раз и навсегда. Есть ситуации, когда фанера должна быть – те же телеконцерты, и есть ситуации, когда она является оскорблением для зрителей. Те же Бони М прекрасно отыграли несколько лет назад под фонограмму, а люди плакали. Рок-музыканты тоже не чужды сборным концертам. Я помню концерты памяти Башлачева, когда собиралось больше десятка именитых рок-музыкантов, и играли друг за другом. И народ танцевал. И рок-фестивали – это тоже пример сборного концерта, когда группы выступают по очереди. Расскажу историю, как я полюбил Кобзона. Как-то я попал на сборный концерт, посвященный Дню милиции. Скучный концерт, и в конце выступал Кобзон. И вдруг я понимаю, что он выходит и на моих глазах поднимает планку концерта невероятно! Обнажая разницу между халтурой и настоящим искусством. Получается, я полюбил Кобзона благодаря сборному концерту. Потому что на его сольный концерт, учитывая мое к нему отношение, я бы точно никогда не пошел. Я был юн и принципиален, и Иосиф Кобзон числился у меня среди самых презренных.
..............