13 ноября, среда  |  Последнее обновление — 06:04  |  vz.ru
Разделы

Почему чиновники перестали бояться тюрьмы

Сергей Мардан, публицист
Пока российская правоохранительная система не начнет доводить коррупционные дела до конца, а концом может быть только полное «обнуление» экономического состояния фигурантов, уровень коррупции снижаться не начнет. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Испания подложила под Европу очередную мину

Никита Коваленко, политический обозреватель
В первой экономике Европы скоро смена власти, вторая зависла в процессе Брексита, третью сотрясают протесты «Желтых жилетов», четвертая почти ежегодно меняет правительства, а пятую теперь вот раздирает не только сепаратизм, но и кризис власти. Подробности...

Отстаньте от кормления грудью и займитесь психиатрией

Елена Кондратьева, журналист
Отстаньте от грудного вскармливания и молодых матерей. Не надо воспевать лактацию, не надо ходить с голой грудью и висящей на ней ребенке в общественных местах. Вы, возможно, расширяете своим подвигом норму, но при этом создаете ненужный ажиотаж вокруг этой темы и собственного младенца. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

    Сборка первого серийного самолета Су-57

    Появились кадры сборки первого серийного истребителя Су-57, проходящей в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина. Замминистра обороны Алексей Криворучко пообещал, что самолет поступит в ВКС уже к концу года, а в следующем году армия получит еще один такой истребитель
    Подробности...

    На Красной площади прошел марш в честь годовщины парада 1941 года

    На Красной площади в Москве прошел марш в честь 78-й годовщины знаменитого парада 7 ноября 1941 года, который историки считают одним из важнейших эпизодов Великой Отечественной войны. Тогда около 28 тысяч советских солдат прямо с парада отправились на передовую
    Подробности...

    В России празднуют День народного единства

    В понедельник, 4 ноября, по всей России состоялось празднование Дня народного единства. Дата празднования выбрана неслучайно – именно в этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Выданного Израилем россиянина собрались приговорить в США к 80 годам тюрьмы

        Павел Руднев

         
        Павел Руднев (1976) закончил театроведческий факультет ГИТИСа (курс Н. Крымовой). Несколько лет работал на фестивале «Золотая маска» и в «Независимой газете». Сейчас Руднев находится на самой что ни на есть передовой театрального фронта, занимая должность арт-директора Центра им. В. Мейерхольда. Любит экспериментальное и смелое искусство, а в критике демонстративно традиционен.

        Мнения

        Сергей Мардан
        Пока российская правоохранительная система не начнет доводить коррупционные дела до конца, а концом может быть только полное «обнуление» экономического состояния фигурантов, уровень коррупции снижаться не начнет.
        Обсуждение: 5 комментариев

        Никита Коваленко
        В первой экономике Европы скоро смена власти, вторая зависла в процессе Брексита, третью сотрясают протесты «Желтых жилетов», четвертая почти ежегодно меняет правительства, а пятую теперь вот раздирает не только сепаратизм, но и кризис власти.

        Елена Кондратьева
        Отстаньте от грудного вскармливания и молодых матерей. Не надо воспевать лактацию, не надо ходить с голой грудью и висящей на ней ребенке в общественных местах. Вы, возможно, расширяете своим подвигом норму, но при этом создаете ненужный ажиотаж вокруг этой темы и собственного младенца.
        Обсуждение: 60 комментариев

        Сергей Худиев
        На религиозные сообщества оказывается огромное давление с тем, чтобы заставить их принять либеральную повестку дня. В отличие от большевиков, которые стремились просто и грубо физически уничтожить Церковь, основная стратегия либералов состоит в растлении ее изнутри.
        Обсуждение: 66 комментариев

        Николай Гурьянов
        Грудное вскармливание – это максимально красиво. Насколько красивыми вообще могут быть явления. И кажется невероятным, что у кого-то этот процесс может вызывать неприятие и даже желание запретить его.
        Обсуждение: 99 комментариев

        Андрей Манчук
        В Ливане уже несколько недель продолжаются массовые протесты под социальными лозунгами. Их уникальность в том, что протесты объединили практически все политические, конфессиональные и этнические силы этой маленькой странной страны.
        Обсуждение: 15 комментариев

        Александр Малькевич
        Китай смог добиться уважения от самых разных мировых брендов, раз за разом «нагибая» их; что же тогда должно случиться еще с нами и у нас, чтобы, наконец, открылись глаза и в России?
        Обсуждение: 55 комментариев

        Святослав Шевченко
        В России очень мало православных священников – всего 20 тысяч на всю страну. И на задушевные беседы с прихожанами часто просто не хватает времени. Но только ли в количестве проблема?
        Обсуждение: 49 комментариев

        Анна Федорова
        Государство не должно быть дурачком, который стоит перед женщиной и выпрашивает у нее ребеночка: «а то мы вымрем», «а кто же экономику будет поднимать», «ты рожай, пожалуйста».
        Обсуждение: 159 комментариев

        Игорь Мальцев
        Три десятилетия назад ГДР и ФРГ начали объединяться. Но так и не объединились до сих пор. Запад живет сам по себе, Восток – сам по себе, и с мест своих им не сойти. Да, при этом они еще и не любят друг друга.
        Обсуждение: 26 комментариев

        Павел Руднев: Карабасия-Барабасия

        10 декабря 2006, 14:24
        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Любительский театр – питательная среда, поставляющая личности в «высшую лигу» театра. Кризис «взрослого» театра моментально отражается на кризисе «младшего».

        Пять дней подряд я был в жюри Третьего фестиваля студенческих театров, который проводил театр «МОСТ» - Студенческий театр МГУ. Здесь не было и, очевидно, не должно было быть собственно сильных эстетических впечатлений.

        Мне было интересно увидеть непрофессиональный театр в его возможном разрезе – современная театральная реальность (скажем, поле «новой драмы», «Театра.doc», провинциального экспериментального театра) всякий раз подсказывала главное: как выразился недавно Эдуард Бояков, «именно личности, а не пресловутые «профессионалы» развивают искусство».

        Другими словами, аматерский театр, профессионализируясь, дает крепкий разряд электричества, разрушающий окостеневшую «профессиональную среду», потерявшую связь с действительностью.

        «Мы видели Карабасов-Барабасов, буквально измывающихся над своими марионетками, заставляя их играть в манере, искажающей образ человека и малейшую сценическую логику »

        Любительский театр – нерастраченный, неисчерпаемый и всегда свежий ресурс, подгоняющий профессиональную сцену. Борьба профессионального и любительского театра сопряжена с унижением и пренебрежением, которые транслируют друг другу две регулярно сливающиеся команды.

        У фестиваля студенческих театров действительно были явные проблемы с отбором спектаклей (глубоко случайным), но была и по сути другая, более явная невнятность. Фестиваль студенческих театров оказался фестивалем любительских театров, а хотел бы верить, что это не одно и то же.

        По крайней мере, не очевидно одно и то же.

        Но этот довольно тяжелый зрительский опыт оказался поводом порассуждать о состоянии любительского театра, и вот сформулировались несколько замечаний.

        Вопреки здравому смыслу любительский студенческий театр в подавляющем большинстве спектаклей оказывался опытом довольно жесткого режиссерского театра.

        Модель взаимоотношений в коллективе всегда выбиралась одна: минимум ансамблевости, минимум надежд на актерский ресурс и максимум режиссерского своеволия, торжество концептуальности и формы (как ее понимают режиссеры и руководители студенческих студий).

        В подавляющем проценте ситуаций мы видели Карабасов-Барабасов, буквально измывающихся над своими марионетками, заставляя их играть в манере, искажающей образ человека и малейшую сценическую логику.

        Порой возникал вопрос об административной ответственности педагогов и режиссеров, искушающих, насилующих невинных любителей театра, доверившихся им тинейджеров.

        Речь шла о сценическом изнасиловании актеров под личиной сценического эксперимента, о марионеточном отношении к актерам. Режиссеры явно не могли сойтись в главном для театра – в доверии актеру.

        «Мне было интересно увидеть непрофессиональный театр в его возможном разрезе»
        «Мне было интересно увидеть непрофессиональный театр в его возможном разрезе»

        Оказалось, что любительский театр сегодня - место эстетического своеволия режиссера, пространство, на котором реализуется некая месть артистам за свое столь непрезентабельное положение.

        Искусство театра буквально вдалбливалось в любителей, насильственно в них вгрызалось. У студийцев не было ни единой возможности найти искусство в себе, они покорно транслировали иррациональную, негуманитарную волю своего режиссера, безжалостного кукловода.

        В моем понимании студенческий любительский театр никогда и ни при каких условиях не может быть режиссерским. Он обязан жить энергией коллектива, энергией этюдности и импровизации, энергией молодости, которая выражается деперсонализированно, стихийно.

        В идеале такой театр создается всеми вместе – как создавался Театр на Таганке или «Современник». Иначе идея любительского театра гибнет, превращаясь в рутинное взаимодействие режиссера и его марионеток, в репертуарный театр, где, как ни крути, работают за деньги в любых условиях.

        Нервный разговор о кризисе студийности в театре слышался некогда в монологе Валерия Беляковича в его выдающемся спектакле «Куклы».

        Худрук Театра на Юго-Западе пару лет назад поставил спектакль-манифест, спектакль-исповедь. Испанская пьеса Хасинто Грау, рожденная в эпоху экспрессионизма, повествует об уникальном театре марионеток, который гастролирует по миру и удивляет публику поразительным сходством кукольной механики с человеческой пластикой.

        Секрет вочеловечивания зрителю так и не разглашается, согласно жанру детектива, но в финале на сцену выходит харизматичный кукловод и изобретатель марионеток – эту роль взял на себя сам Белякович, основатель и лидер уникального полулюбительского Театра на Юго-Западе.

        Монолог кукловода Белякович адресовал собственному театру, оказавшемуся в непростой ситуации меняющегося времени и взросления. Худрук от своего лица, пуская искреннюю слезу, говорил о завершившейся эпохе любительского, коллективного театра.

        «Революция научила нас верить в несправедливость добра»
        «Революция научила нас верить в несправедливость добра»
        Коллективный актерский театр заканчивается в эпоху, пораженную заразой индивидуализма. Коллективная вера, которой театр жил тридцать лет, испарилась, и ценности предперестроечной эпохи оказались блефом.

        Белякович расписался в умирании идеи своего театра, который гибнет под натиском ценностей буржуазной эпохи: «Тогда меня испепелял огонь Создателя, а теперь я опустошен».

        Театр как взаимодействие индивидуальностей умирает во время, когда индивидуальности не готовы взаимодействовать друг с другом. Таково веление времени.

        «Революция научила нас верить в несправедливость добра», - пел перестроечный пророк Юрий Шевчук.

        Сегодня приходится расписываться в еще большем разочаровании. Революционность эпохи, перестроечный напор, коллективное бессознательное, которым жила эпоха русских революций начала и конца ХХ века, заставили нас не доверять толпе, мнению коллектива, любым акциям, где задействовано большинство, общность.

        История страны доказывает и показывает: там, где действовало сплоченное большинство, выходило не так, как хотелось, а как всегда. Сегодня воцарилась в России эпоха буржуазных ценностей с ее непременным культом индивидуализма, гипертрофированного себялюбия, «домашнего очага» как средства избежать давления общности.

        Все, что делается волей большинства, признано отвратительным, сомнительным. Общество расслаивается и разобщается, распадаясь на кланы, мелкие сообщества. Мафиозность, междоусобица, собственничество стали нормой. В театре это чувствуется быстрее всего, ведь театр – искусство коллективное.

        В век индивидуальностей мы совместно переживаем кризис коллективизма, кризис доверия к общности. Из театра постепенно вытравливается дух сектанства, дух совместности. Если сильно призадуматься, это, к примеру, одна из причин, по которой Анатолий Васильев не может найти взаимопонимания с властями Москвы, с театральным миром, с людьми, ему подвластными, с учениками.

        Увы, и из Школы драматического искусства постепенно исчез дух лаборатории, заменившись, как тут не говори, культом личности. Российский театр пребывает в очень тяжелом нравственном состоянии.

        Были на фестивале студенческих театров еще странности.

        Прежде всего выбор материала.

        Не было ни одного спектакля, где бы актеры говорили современным языком и играли бы в современном ритме. Режиссеры погружают актеров в материал, не имеющий к современной жизни никакого отношения.

        С этим материалом современный человек, тем более тинейджер, не может самоидентифицироваться. Я не говорю о необходимости постановки современной пьесы (хотя и об этом тоже), но для любительского театра предельно важна игра «про себя», тождество жизни и сцены, зеркальность, выраженная в художественных образах.

        «Любительский театр сегодня - место эстетического своеволия режиссера»
        «Любительский театр сегодня - место эстетического своеволия режиссера»
        В большинстве случаев режиссеры выражались старотеатральными, практически музейными приемами. Диковатым было и регулярное смещение эстетических приемов любительских театров в сторону «Маски-шоу», КВН, попсы, бесшабашного и не талантливого развлечения публики.

        Сегодня этим вовсю занимается театр репертуарный, профессиональный, но есть ли смысл любительскому театру идти ему вслед - даже ради банального успеха у публики или финансовой самостоятельности.

        Прелесть любительского театра - в возможности эстетического эксперимента, в определенной безответственности перед публикой и самими собой.

        Любительскому театру не перед кем отчитываться, он никому ничем не обязан. Есть ли смысл в безбожной театральной попсе? Жажда непременного, очень простого, банального успеха захватила и любительский театр. Даже они не пытаются размышлять над границами искусства, пытаться быть другими, искать, наслаждаться поиском.

        Важные аспекты любительского театра на самом деле выявили общие закономерности и грустные размышления. Любительский театр - всегда «первая лига», которая стремится стать «высшей».

        Из любителей всегда появлялись самые неистовые поборники театра: Станиславский, Захаров, Серебренников.

        Теперь это поле также оказывается покрыто плесенью, присущей обычному репертуарному театру: режиссерским своеволием, дурно понятым, репертуарной гнилью и эстетическим «затейничеством», разлюли-малиной.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


        Другие мнения

        Почему чиновники перестали бояться тюрьмы

        Сергей Мардан, публицист
        Пока российская правоохранительная система не начнет доводить коррупционные дела до конца, а концом может быть только полное «обнуление» экономического состояния фигурантов, уровень коррупции снижаться не начнет. Подробности...

        Испания подложила под Европу очередную мину

        Никита Коваленко, политический обозреватель
        В первой экономике Европы скоро смена власти, вторая зависла в процессе Брексита, третью сотрясают протесты «Желтых жилетов», четвертая почти ежегодно меняет правительства, а пятую теперь вот раздирает не только сепаратизм, но и кризис власти. Подробности...

        Отстаньте от кормления грудью и займитесь психиатрией

        Елена Кондратьева, журналист
        Отстаньте от грудного вскармливания и молодых матерей. Не надо воспевать лактацию, не надо ходить с голой грудью и висящей на ней ребенке в общественных местах. Вы, возможно, расширяете своим подвигом норму, но при этом создаете ненужный ажиотаж вокруг этой темы и собственного младенца. Подробности...
        Обсуждение: 42 комментария

        Того, кто уходит, надо отпускать

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        На религиозные сообщества оказывается огромное давление с тем, чтобы заставить их принять либеральную повестку дня. В отличие от большевиков, которые стремились просто и грубо физически уничтожить Церковь, основная стратегия либералов состоит в растлении ее изнутри. Подробности...
        Обсуждение: 64 комментария

        Общество должно быть толерантно к публичному кормлению грудью

        Николай Гурьянов, журналист
        Грудное вскармливание – это максимально красиво. Насколько красивыми вообще могут быть явления. И кажется невероятным, что у кого-то этот процесс может вызывать неприятие и даже желание запретить его. Подробности...
        Обсуждение: 92 комментария

        Арабская весна может грянуть и в ноябре

        Андрей Манчук, политолог
        В Ливане уже несколько недель продолжаются массовые протесты под социальными лозунгами. Их уникальность в том, что протесты объединили практически все политические, конфессиональные и этнические силы этой маленькой странной страны. Подробности...
        Обсуждение: 15 комментариев

        Как справляться с произволом западных интернет-гигантов

        Александр Малькевич, президент Фонда защиты национальных ценностей
        Китай смог добиться уважения от самых разных мировых брендов, раз за разом «нагибая» их; что же тогда должно случиться еще с нами и у нас, чтобы, наконец, открылись глаза и в России? Подробности...
        Обсуждение: 54 комментария

        Батюшки болеют теми же болезнями, что и прихожане

        Святослав Шевченко, Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
        В России очень мало православных священников – всего 20 тысяч на всю страну. И на задушевные беседы с прихожанами часто просто не хватает времени. Но только ли в количестве проблема? Подробности...
        Обсуждение: 49 комментариев

        У нас будет очень много счастливых беременностей

        Анна Федорова, вице-президент Фонда открытой новой демократии
        Государство не должно быть дурачком, который стоит перед женщиной и выпрашивает у нее ребеночка: «а то мы вымрем», «а кто же экономику будет поднимать», «ты рожай, пожалуйста». Подробности...
        Обсуждение: 159 комментариев

        Германия так и не избавилась от своей стены

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Три десятилетия назад ГДР и ФРГ начали объединяться. Но так и не объединились до сих пор. Запад живет сам по себе, Восток – сам по себе, и с мест своих им не сойти. Да, при этом они еще и не любят друг друга. Подробности...
        Обсуждение: 26 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............