Юлия Лемарк Юлия Лемарк Кинодеятелям не хватает любви

Не нравится народ? Не живи с ним. Не нравится рассказ? Не пиши сценарий. Не хочется работать с российским кинорынком? Не работай. Но только не делай одолжения – вообще-то я вся в белом, но за миллион за серию, так и быть, поработаю на это государство.

8 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов В дружбе с заграницей надо знать меру

Страх дружбы с Америкой, Китаем и с кем угодно еще – обратная сторона нашего традиционного понимания дружбы. Это страх того, что на очередном празднике дружбы мы опять потеряем меру. Впрочем, есть у русских и поговорка: «Дружба дружбой, а табачок врозь». Надо вспоминать ее почаще.

3 комментария
Владимир Добрынин Владимир Добрынин Кому нужна милитаризация Европы

Европейские политики-прилипалы рассчитывают, что у них «все будет». А им за это как раз не будет ничего, даже если что-то (или все) пойдет не так. Даже если война, под которую они берут взаймы деньги, не случится, евроэлита хапнет свое.

0 комментариев
9 декабря 2024, 12:28 • В мире

Как крах Асада повлияет на Россию и Ближний Восток

Как крах Асада повлияет на Россию и Ближний Восток
@ EPA/TASS

Tекст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Исчезновение из Сирии Асада влечет глобальные сдвиги на мировой геополитической шахматной доске. Происходящее напрямую касается и России. Насколько затронуты российские интересы, каковы наибольшие риски и вызовы для нашей страны – и как это повлияет на украинскую спецоперацию?

Сирия вступила в новую эпоху. Правительство Башара Асада пало. Сирию захватили вооруженные группы всех сортов. Собственно, ее ждет эпоха враждующих деревень – как это происходит в Ливии.

«В ближайшее время Сирия будет разделена между региональными игроками. Часть страны будет оккупирована Турцией и протурецкими формированиями. Часть окажется под контролем ХТШ. Часть будет взята Израилем. Курды продолжат строить свое государство. В результате на пространстве бывшей Сирии начнется война всех против всех», – прогнозирует замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.

Но в новую эпоху с точки зрения влияния на Ближний Восток вступает и Россия. Государство, которое на протяжении 10 лет помогало сохранять в Сирии порядок. Насколько серьезны эти потрясения и как изменится геополитический расклад в регионе для нашей страны?

Москва пришла в Сирию в 2015 году с четкими целями – поддержать легитимную власть и уничтожать террористов, которые после Сирии отправились бы взрывать российские города. При этом российские ВКС не были главной силой проправительственной коалиции. «На земле» основную лямку тянули на себе иранцы, ливанская «Хезболла» и некоторые обученные подразделения сирийцев. И в 2024 году эту лямку они на себе тянуть уже не могли.

«Стараниями Израиля за последний год позиции Ирана в Сирии были резко ослаблены. Ливанская «Хезболла» была отвлечена на конфликт в Ливане, и объем ее помощи Асаду резко сократился», – объясняет газете ВЗГЛЯД политолог-международник Елена Супонина. Обученные же подразделения сирийцев были фактически распущены властями из страха перед политическими амбициями их командующего.

В этой ситуации повышать свою роль в сирийском конфликте Москва не собиралась. «Башар Асад – не маленький мальчик, чтобы мы брали на себя ответственность за его судьбу (хотя и предоставили ему убежище). Россия вела себя очень осторожно, не выходя за пределы своих обязательств. Эти обязательства не включали в себя ведение войны вместо сирийской армии», – говорит Елена Супонина.

Причем не включали изначально, еще до нынешних событий. Отчасти потому, что против этого были иранцы – для Тегерана Сирия равнозначна тому, чем для России является Украина. Жизненно важная территория, на которой не должно быть присутствия враждебных сил и даже избыточного присутствия дружественных.

Против, как ни странно, были даже сирийцы. Местные власти не пускали в страну российский бизнес и в принципе не следовали тому, что им говорили из Москвы.

«Мы давали советы – и Башар Асад, к сожалению, не всегда к ним прислушивался. Не проявлял достаточной гибкости на переговорах с Турцией, как советовала Москва. Не проявлял готовности договариваться с представителями умеренной оппозиции, как советовала Москва», – говорит Елена Супонина.

По словам эксперта, «доходило до банального. Когда у власти возникали конфликты на местах с жителями различных районов по поводу обычных социально-экономических вопросов, вмешивались представители российского Центра по примирению и эти спорящие стороны разводили. В рамках достигнутых договоренностей представители сирийских властей брали на себя какие-то обязательства, но эти обязательства не выполняли».

Сложно отвечать за того, кому это не нужно. Еще в 2015 году президент Владимир Путин говорил: «Мы не собираемся быть большими сирийцами, чем сами сирийцы».

Положение России в Сирии изменилось, но изменилось положение и других игроков. И не факт, что новый баланс в целом для нашей страны слишком критичен.

«Российское присутствие в Сирии, военное и политическое влияние на режим Асада – все это играло роль в отношениях России с региональными центрами силы на Ближнем Востоке. Наши действия в Сирии в 2015-2016 годах поспособствовали укреплению отношений с Саудовской Аравией, развитию сотрудничества с Ираном, переговорам с Турцией. Созданный Астанинский формат (с участием России, Ирана и Турции) позволил институционализировать роль России на Ближнем Востоке», – говорит замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.

Однако с тех пор отношения России и Саудовской Аравии получили и иные опоры, отличные от сирийской. Например, совместный интерес в контроле цен на нефть. Или же, например, шаги в рамках саудовской многовекторности, которую правящий кронпринц Мохаммед бин Салман проводит в последние годы.

Российское присутствие в Сирии было важным инструментом давления и на Анкару – и теперь у турок будут развязаны руки. Но, во-первых, этот инструмент не очень-то и сработал в ситуации, когда Турция проводила агрессивную политику на Южном Кавказе. Во-вторых, Турция – номинальный победитель войны в Сирии – сейчас получит такой сонм проблем (начиная от миллионов беженцев и заканчивая войной с курдами), что ей будет не до России.

Есть и еще один важный игрок – Израиль. «Одной из причин относительно умеренной позиции Израиля по конфликту на Украине (неприсоединение к антироссийским санкциями и отказ от поставок израильских вооружений Украине) было наше присутствие в Сирии, которое ограничивало присутствие там иранцев. Сейчас же не исключено, что позиция Израиля в отношении нас ужесточится», – говорит Дмитрий Суслов.

Однако что-то подсказывает, что Израиль (еще один, казалось бы, победитель) ожидает серия войн и конфликтов. Захватившие Дамаск группы уже заявили, что Израиль для них – враг, и что Голанские высоты они будут отбивать. И в этой ситуации израильтянам, конечно, нужен каждый патрон.

А вот с потерей транзитной роли Сирии ситуация гораздо сложнее. Россия успешно ведет против Запада «битву за Африку», но для этого ей нужно бесперебойное воздушное сообщение с Черным континентом. Которое (в силу больших расстояний) шло через Хмеймим как аэродром дозаправки.

«Наше военное присутствие в Сирии необходимо для проецирования силы в Африку. Сирия предоставляла базы подскока и логистические услуги, поэтому она сыграла колоссальную роль в том возвращении в Африку, которую мы наблюдали на протяжении последних лет. Кроме того, сирийские базы обеспечивают наше присутствие в Восточном Средиземноморье», – говорит Дмитрий Суслов.

Не исключено, что Москва сможет эти возможности сохранить. «Судьба баз в Тартусе и Хмеймиме будет решаться на переговорах с представителями новых властей Сирии. И для России ситуация тут значительно лучше, чем для Ирана. У оппозиции к иранцам накопился сонм претензий, который выливается в непримиримое к ним отношение. К России такой враждебности нет», – говорит Елена Супонина. И действительно, ворвавшиеся в Дамаск группировки разгромили иранское посольство – но не тронули российское.

Есть у текущих геополитических потрясений и еще одно измерение – украинское. По крайней мере, избранный президент США Дональд Трамп уже связал события в Сирии с возможным заключением мирного соглашения Москвы и Киева.

Однако попытки увязывать события в Сирии с украинскими выглядят крайне натянуто. В Сирии Москва изначально была на вторых ролях, не определяла внешнюю и внутреннюю политику страны, не делала на Сирию глобальные ставки. Украина – совершенно другое дело. Там боевые действия идут в том числе и на российских территориях, и Россия находится у штурвала. Бросать который не собирается.

«Трамп в очередной раз выразил свою переговорную позицию. Ту, к которой склоняется он и его окружение. Скорейшее прекращение огня по линии соприкосновения, заморозка конфликта – ну и ведение неопределенно долгое время переговоров о дальнейшем политическом устройстве. При этом он Россию не критиковал, не назвал ее агрессором (а Украину жертвой)», – говорит Дмитрий Суслов.

Украина для России несравнимо важнее Сирии. И результаты украинской спецоперации будут иметь гораздо большее значение для всей планеты, нежели текущий крах сирийского государства.

Обсуждение:10 комментариев
Сортировка:
Stargate Stargate
09.12.2024
Вот к чему приводит "забота" о человеке - всех бандитов, которых вывезли на автобусе и хранили в Идлибе, а также обнимашки с Турцией!
Вывод – ни один враг не должен оставаться неубитым.
Stargate Stargate
09.12.2024
Но! Игра может быть и более тонькой - вы нам Сирию, мы вам Окраину...
Андрей Максимов Андрей Максимов
09.12.2024
Ни при чём тут "забота" - не было у нас сил на тот момент довести это дело до конца.
Евграфов Никита Евграфов Никита
09.12.2024
Ну, что ж, Асад решил жить своим умом. Но его ему оказалось недостаточно, чтобы выстроить сильное гос-во. Теперь Сирию разорвут соседи ((
Истину Вещаю Пользователь удален
09.12.2024
Комментарий удален
Иван Келарев Иван Келарев
09.12.2024
Очень сильно помогли американцам их "пассионарии" в Афганистане? На самом деле, американцы умеют покупать элиты и влияние, но это им не всегда помогает. Афганистан они потеряли, половину Ливии тоже, даже в Грузии у них не получается. А мы, если даже закроют наши базы в Сирии, найдем и другие места для стоянки кораблей и аэродромов подскока - в Алжире, восточной Ливии (где правит Хафтар), в Судане
Генерал Чарнота Генерал Чарнота
09.12.2024
Овчинка-дурачинка, провокаторское скакло, так победим!
Engenius Engenius
09.12.2024
Я бы сказал, избавились от исторического камня и теперь не нужно жить между пылающим Израилем, Ираном, Турцией, Курдами и Джихадистами.

Главное никому больше не продавать ничего в кредит и тем более бесплатно!
Антуан Свиньин-Оноре Антуан Свиньин-Оноре
09.12.2024
"Россия успешно ведет против Запада «битву за Африку»" - выкинут и из Африки, дело времени.
Сирия, Россию интересовала исключительно как территория для размещения российской военно- морской базы. С потерей Тартуса, Россия потеряет Средиземное море.
Алексей Ч Алексей Ч
10.12.2024
А дурни всё мриями богатеют)))))
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.
..............