Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

12 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

2 комментария
Владимир Касютин Владимир Касютин Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.

20 комментариев
6 декабря 2022, 13:58 • В мире

Кому нужна монгольская революция

Кому нужна монгольская революция
@ Туяна Зондуева/ТАСС

Tекст: Геворг Мирзаян,
доцент Финансового университета

В Монголии, одной из наиболее дружественных к России стран мира, четвертый день проходят массовые акции протеста. Накануне разъяренная толпа ворвалась в здание, где располагается правительство, однако революции пока не случилось. Будет ли эта революция «цветной»? Кто за ней стоит – США, Китай или заговорщики? И почему монгольский народ так возмутила кража угля?

Для Монголии уголь и Китай – это альфа и омега национальной экономики. КНР – крупнейший внешнеторговый партнер страны, на его долю приходится до 86% всего монгольского экспорта, и половину объемов этого экспорта составляет уголь.

И вот, по сообщениям местных СМИ, некие должностные лица похитили 6,5 млн тонн угля, которые предназначались для продажи в КНР. Схема кражи была очень проста – количество угля, вывезенного из Монголии в Китай, было больше того, что получал сам Китай.

Для понимания значимости объемов: в 2021 году Монголия экспортировала в Китай 16 млн тонн угля, а в этом году поставила еще не менее 19 млн тонн.

Тут есть еще одна экономическая тонкость. Дело в том, что бюджет на 2023 год сверстан с учетом потенциального увеличения китайского спроса на монгольский уголь. Без этого спроса с дальнейшим получением денег у Монголии будут очень серьезные проблемы с обслуживанием внешнего долга (который превысил 30 млрд долларов и примерно в два раза превосходит ВВП страны). 

Кому выгодно?

О фактах кражи люди знали до протестов, тем более что к монгольской государственной компании «Эрдэнэс Таван Толгой», осуществлявшей поставки, уже давно были вопросы относительно ее левых расходов.

«Слухи о том, что уголь похищается, а замешаны здесь как китайская, так и монгольская стороны, шли давно, в течение последних полугода. Многим не верилось, что топливо похищается на такую крупную сумму, люди думали, что здесь какая-то ошибка. Сейчас скандал разгорается. Более того, как мы видим, кто-то его активно подогревает», – говорит директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Маслов.

Триггером выступлений стали попавшие в информационное пространство сообщения о том, что в Китае уже во всем разобрались и даже казнили лиц, причастных к коррупционной схеме торговли монгольским углем. Кто вбросил тему – непонятно.

По мнению одних экспертов, в Монголии стараются организовать классическую «цветную революцию», разгоняя тему гигантской коррупции в бедном государстве и пытаясь на волне этих протестов либо дестабилизировать страну (находящуюся, между прочим, в подбрюшье России и Китая), либо привести там к власти ориентированных на Запад людей. А они есть.

На недавнем заседании в Генассамблее ООН президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух выступил с программной речью о том, что его страна привержена «интернационализму» и, по данным The Foreign Policy, «критиковал российскую агрессию против Украины, не упоминая прямо о вторжении».

Это является достаточно смелым шагом, поскольку большинство в нынешней монгольской элите придерживается пророссийских настроений (Монголия вообще одна из наиболее дружественных к России стран мира). По крайней мере, пока его не заменит новое поколение, ориентированное на так называемых третьих соседей (то есть не на Россию и не на Китай, между которыми зажата страна).

Но доказательств такого внешнего участия нет. Поэтому более привлекательно выглядит внутриполитическая версия. Эксперты не исключают, что весь конфликт может быть связан с борьбой за лидерство в Монгольской народной партии, безраздельно правящей в стране (она занимает 60 из 76 мест в парламенте). Между президентом и премьер-министром существует конфликт, а отдельные политики в партии хотят сделать примерно то же, что сделала младоевропейка Майя Санду в середине 2010-х годов в Молдавии, когда оседлала волну общественного протеста из-за «кражи века» (вывода почти миллиарда долларов из молдавской пенсионной системы) и на ней вошла во власть, став в итоге президентом страны.

Власть с народом?

В этом еще одна уникальность протестов: пока правительство разгоняет митингующих, высшие чиновники страны говорят, что они, в общем-то, поддерживают требования монгольского «майдана».

«На сегодняшний день около 15 чиновников находятся под следствием. В отношении представителей правительства, министерств и ведомств ведется расследование на основании жалобы правительства, – заявил руководитель секретариата правительства Монголии и лидер правящей партии Дашзэгвийн Амарбаясгалан. – Я поддерживаю граждан, выступающих со своими требованиями. Однако может возникнуть ситуация, когда демонстрации попытаются перенаправить в другое русло, создать беспорядки. Поэтому мы будем вместе работать над решением проблемы путем диалога»

«Правительство представило закон о биржах, который находится на завершающем этапе обсуждения. Продукция горнодобывающей отрасли будет покупаться и продаваться на бирже. Другими словами, продаваться она будет по самой высокой цене. Кроме того, разрабатывается закон о прозрачности горнодобывающей промышленности из-за больших денежных сумм, в ней задействованных. Таким образом, управлять ситуацией будет закон, а не конкретный человек», – говорит министр экономики и развития страны Чимэдийн Хурэлбаатар.

Топ-чиновники даже готовы защищать протестующих от полиции. Так, по итогам экстренно проведенного заседания парламент выступил за решение о вводе режима чрезвычайного положения, однако эту идею отвергли президент и премьер-министр.

С одной стороны, это логично: в условиях справедливых, в общем-то, возмущений населения режим ЧП (и, соответственно, дополнительные полномочия силовикам на разгон протестующих) будет только злить народ.

С другой – позволяет политикам набрать дополнительные очки, которые уже в ближайшее время могут быть конвертированы в полномочия. Местные СМИ не исключают, что в стране будут назначены досрочные выборы и даже конституционные реформы проведут.

Главное, чтобы те, кто сейчас раскачивает протест, до этих реформ и выборов дожили. В политическом, естественно, плане. Ведь схема кражи угля может похоронить под собой всю нынешнюю политическую элиту.

«Если это коррупционная схема, связанная с углем, то ясно, что она функционировала в течение ряда лет. За это время к власти в Монголии приходили разные правительства – и демократы, которые сейчас в оппозиции, и нынешняя Монгольская народная партия, которая у власти», – говорит заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов.

А монгольский бунт может быть не менее бессмысленным и беспощадным, чем русский.